Из истории отечественного флота, на мой взгляд, лучше всего изучен и представлен в литературе период с конца 19 века до конца ХХ века, при этом период второй половины XIX века, начиная с 60-х годов до конца 90-х годов отражен сравнительно слабо. Это видно и по наличию книг о кораблях той эпохи, и о конкретных событиях, и исследований по повседневной службе кораблей русского флота. Между тем этот период очень интересен тем, что шел активный переход от парусного к паровому флоту, строительство и освоение броненосных кораблей, внедрение нарезных орудий, преимущества которых еще не были абсолютно бесспорными и окончательно доказанными. В этот же период нарабатывались и тактические приемы, которые были характерны появляющимся кораблям новых классов: броненосным фрегатам, броненосным батареям, мониторам, броненосным лодкам и т.д; отрабатывались приемы управления эскадрами боевых кораблей (в основном разнотипными).
Большинство, что нам доступно и на что можно опираться, это или редкие издания, в том числе репринтные, например "Новые основания пароходной тактики" Г.И.Бутакова, или немногочисленные воспоминания офицеров того времени, или конечно статьи "Морского сборника". Как раз в "Морском сборнике" за декабрь 1966 года была опубликована статья с материалами по смотру броненосной эскадры, который был проведен в сентябре 1866 года. Предлагаем познакомиться с его ходом и результатами. Кстати, смотр продлился несколько дней - 4-9 сентября.
К 1866 году ядро русского Балтийского флота составляли уже несколько броненосных кораблей, в том числе броненосные фрегаты "Севастополь" , броненосные батареи "Первенец" и "Не тронь меня", несколько башенных броненосных лодок (мониторов) типа "Ураган" и "Смерч". Также можно отметить, что однотипный "Севастополю" броненосный фрегат "Петропавловск" активно достраивался на плаву, а броненосная батарея "Кремль" проходила испытания. Корабли активно участвовали в кампании и отрабатывали, как сейчас бы сказали, "задачи боевой подготовки". И по окончание летней кампании управляющий Морским министерством сентябре 1966 года решил произвести смотр этих кораблей сведенных в практическую броненосную эскадру.
На тот момент управляющим Морским министерством с 1860 года был адмирал Николай Карлович Краббе, по отзывам - человек довольно прогрессивных взглядов. В журнале "Морской сборник" о нем, в свое время, оставили вполне положительную "характеристику", правда эта характеристика появилась в феврале 1876 года, после того как в январе 1876 года Краббе в должности сменил С.С.Лесовский, ))
Журнал "Морской сборник" писал: «...В личной жизни, как и в службе, Краббе отличался необычайной доступностью: например, перед его рабочим кабинетом не было приёмных и аванзал, в квартире его не было ни адъютантов, ни дежурных чиновников; всякий проходил к министру без доклада, и курьер или вестовой отворял двери прямо в кабинет. Простой в обхождении, несколько эксцентричный в выражениях, Краббе всегда был чист душой и благороден в стремлениях».
Для смотра на Транзундском рейде собрали броненосный фрегат «Севастополь», броненосную батарею «Не тронь меня», двухбашенную лодку «Смерч», мониторы (башенные броненосные лодки) «Стрелец», «Единорог» и «Лава», колесные пароходы «Владимир» и «Храбрый», винтовую канонерскую лодку «Толчея».
На тот момент на корабли поступало и начинало использоваться большая номенклатура вооружения и современного оборудования, которые заслуживали особенного внимания морских офицеров. И это смотр, произведенный управляющим Морским министерством, в первую очередь преследовал цель оценить насколько процесс "внедрения нового" идет активно и какие при этом встречаются сложности.
Управляющий министерством прибыл в Транзунд утром 4 сентября 1866 года на пароходофрегате «Рюрик».
Программа смотр управляющего Морским министерством включала в себя: обзор эскадры относительно внутренних судовых порядков; тщательную поверку боевой готовности эскадры, а именно: прицельную и сосредоточенную пальбу (так в оригинале - нам более привычнее слово "стрельба"), высадку десанта, ночную тревогу и прочее. Особое внимание планировалось уделить тогдашним "новациям", представляющим особый интерес и новизны, например, действие новых 8-дюймовых (203-мм) нарезных орудий; применение электричества для сосредоточенных залпов, удары штевнями - все обстоятельства, прямо удовлетворяющие потребностям морского боя того времени. Напомним, что к тому времени совсем недавно закончилась Гражданская война в США (1861-1865 годы, австрийско-итальянская война 1866 года, а в июле 1866 года произошло морское сражение при Лиссе. Так что было о чем задуматься и руководителям и морским офицерам.
Что касается первого вопроса смотра - то здесь особых вопросов не возникло, впрочем как и всегда. Относительно чистоты судов, их внутреннего и внешнего порядка, броненосная эскадра показала себя в великолепном виде. Вот так вот, не больше не меньше! (по очерку "Морского сборника"). Особенно "хороши" как пишут корреспонденты "были батарея «Не тронь меня» и мониторы".
Журнал отметил: "...Можно смело сказать, что всякое судно любого флота могло бы им позавидовать в безукоризненной опрятности до малейших закоулков и отличном содержании артиллерии во всех ее подробностях. Не должно забывать, что новые колоссальные нарезные орудия требуют за собою такого ухода в сравнении с которым прежние понятия о чистоте пушек могут показаться шуточными".
Это замечание в полном мере относилось к броненосной батарее "Не тронь меня" - на ней при строительстве заменили проектную артиллерию на стальные 203-мм нарезные орудия, требовавшие больше места для отката и обслуживания. По мнению офицеров, вполне справедливому: "... Дорогое вооружение нашего времени по необходимости нуждается в неутомимых и постоянных заботах". С этим не поспоришь, новая артиллерия внесла не только перемены в "пушечное" ученье, но и прибавила офицерам и командам много серьезных обязанностей.
Для справки: Например, в августе 1859 года на корабле "Ретвизан" вице-адмирал фон Шанц проводил смотри и по разделу "артиллерийское учение" оставил запись: "... по пробитию тревоги корабль был готов к бою через 2,5 минуты. Переменили станок на нижнем дека в 5,5 минут". Теперь задача замены станка на время уже не ставилась.
Но главное внимание управляющего Морским министерством во время смотра эскадры было обращено на практическое действие артиллерии. Все броненосные суда эскадры по очереди подвергались тщательному испытанию в прицельной и сосредоточенной пальбе на ходу под парами. Цифры, полученные при этом, по мнению экспертов того времени, убедительно доказали, что практическая броненосная эскадра на Балтике в прошедшую кампанию 1866 года много "трудилась" для достижения важнейшей задачи - достижения полной действенности артиллерии.
Смотровая "пальба" (в данном случае в тексте будем использовать именно данный термин, который имеется в оригинале отчета) началась с батареи «Не тронь меня», вооруженной 17 нарезными орудиями 8-дюймового калибра (15 орудий - в каземате и 2 - на верхней палубе). Батарея сделала три сосредоточенные залпа: по "второму направлению вперед" и по "второму назад" с правого борта и по "второму назад с левого борта", при расстоянии в 400 сажень (4 кбт?) и скорости хода до 3 узлов.
На каждой стороне сосредоточивалось по шесть орудий, так что общее число выстрелов, составивших залпы, равнялось 18-ти. Из этого числа попало в щит, длиной 40 и высотой 20 футов (12х6 м), 14 ядер (так в оригинале), что составляет 77,7%. Снаряды сгруппировались преимущественно в левой и нижней части щита, не представляя, впрочем, "редких кучек", возможных только при точнейшем соблюдении надлежащего расстояния судна от цели.
Интересно, что залпы наводились по индикаторам, поставленным в блиндированной капитанской рубке батареи, а сигналы огня передавались вниз обыкновенным способом, с помощью звонка - прообраз ревуна?
Прицельную "пальбу" батарея «Не тронь меня» произвела в щит длиной 50 и высотой 20 фут (15х6 м), с расстояния 700 сажень (примерно 7 кбт) и при скорости хода до 3 узлов. Из числа сделанных 30 выстрелов в щит попало 23, или 76%. Во время стрельбы дул боковой ветер (5 баллов) с довольно свежими порывами. Как при сосредоточенной, так и во время прицельной пальбы батарея «Не тронь меня» употребляла заряд в 25 фунтов призматического пороха и сплошной снаряд в 192 фунта (болванка, ядро?).
Особое внимание здесь следует уделить тому, как происходило управление огнем. На батарее «Не тронь меня» было устроено весьма интересное "приспособление электрического тока" для производства сосредоточенных залпов.
"Морской сборник" так описывает это устройство: "...В капитанской рубке помещена спираль Румкорфа с двумя элементами, от которой идут две общие проволоки вдоль борта всей батарейной палубы. Над каждым орудием к этим проволокам прикреплены две короткие проволоки, служащие проводниками для сообщения тока и передачи огня трубке. По изготовлении орудия к выстрелу каждый комендор вставляет концы проводников в головку трубки, и затем из батареи подается сигнал о готовности к залпу. После этого коммутатор спирали в рубке замыкается, и ток начинает действовать. В момент, когда цель приходит на нить индикатора, наводящий «сообщает» (так написано в журнале, вероятно – замыкает) цепь помощью надавливания пуговки и тем производит залп".
Очень интересное нововведение, по моему мнению. Конечно, на такое применение электрического тока для залпов на батарее «Не тронь меня» пока смотрели как на опыт или как на предмет для исследований, но вместе с тем нельзя не увидеть, что в конечном результате это должно было в итоге привести к какому то результату, и позже привело.
В тот время было отмечено: "...Когда несколько мелочей, теперь производящих иногда неудачи, будет устранено, стрельба посредством электричества сделается важною помощью для сосредоточенной пальбы и много увеличит меткость залпов. Действие целого борта орудий будет подчинено одному человеку, который станет употреблять их как штуцер. Особенно, если замыкание тока удастся подчинить кренометру, то верность сосредоточенной пальбы будет одинакова как при покойном, так и при взволнованном море. Нельзя не пожелать офицерам, трудящимся над этим важным делом, полнейшего успеха и скорейшего достижения желанной цели". И да, так и произошло, по сути мы можем в этих приспособлениях увидеть прообраз центральной наводки.
После пальбы батареи «Не тронь меня», действовавшей самыми современными орудиями, чрезвычайно интересной была прицельная стрельба мониторов. Особенность типа этих судов, боевая слава их, утвердившаяся под Чарльстоном в годы Гражданской войны США, и, наконец, недавние переходы одного из них в Тихий океан, а другого через Атлантический привлекали к ним живое внимание и в русском флоте, и в русском обществе.
Для справки: Тут можно вспомнить, что как раз летом 1866 американский двухбашенный «Миантономо» совершил переход через Атлантику, перейдя из Америки в Европу за 11 дней. Преодолев Атлантику «Миантономо» посетил порты Великобритании, Франции, Швеции, и что важно - России. Визит монитора в Кронштадт 5 августа 1866 года был встречен с большим торжеством. Во время стоянки в Кронштадте, корабль посетил царь Александр II и многие офицеры российского флота. Так что не удивительно, что к кораблям такого класса в русском флоте был интерес.
По результатам стрельбы мониторов русской эскадры, бывшим 1866 год в кампании, вполне обоснованно было отмечено, что они достигли во всех отношениях высоких результатов, как было сказано - "по истине великолепных".
Первым стрелял монитор «Стрелец» с расстояния от 5,25 до 7 кбт при скорости хода от 3,5 до 5 узлов в щит длиной 35 и высотой 20 фут (10,5х6 м). Ветер дул ровный боковой (6 баллов) с порывами. Орудия 9-дюймовые (229-мм) гладкоствольные, заряд 30-фунтов обыкновенного пороха. Всего сделано 13 выстрелов, из которых в щит попало 10 или 77%.
Затем стрелял монитор «Единорог» с расстояния 4,5 до 5,75 кбт при скорости хода от 3 до 4 узлов по щиту длиной в 40 и высотой в 20 фут (12х6 м). Ветер дул ровный боковой (4 балла). Орудия 10,75-дюймов (273-мм), гладкоствольные, заряд 40 фунтов призматического пороха. Всего сделано 15 выстрелов, из которых в щит попало 13, или 87 %.
Последним стрелял монитор "Лава" с расстояния от 4,5 до 6 кбт при скорости хода 3 узла в щит длиной 40 и высотой 20 фут. Ветер дул ровный боковой (4 балла). Орудия 9-дюймовые гладкоствольные, заряд 30 фунтов обыкновенного пороха. Всего сделано 14 выстрелов, из которых в щит попало 13, или 93 %.
Интересно, что в составе кораблей на момент смотра мог быть монитор «Перун», который задержался в Кронштадте из переделки "дымовых шкапов", и он собственно не принимал участия в смотре. На тот момент этот монитор уже был перевооружен на 15-дюймовые орудия Олонецкого завода, пока единственным из кораблей эскадры. И было бы интересным посмотреть и оценить его стрельбу Более того, если бы его 15-дюймовые орудия наравне с другими проверялись и показали свою действенность, то этот смотр в Транзунде не имел бы себе подобных в то время относительно сравнительного испытания различных типов современной артиллерии (думаю для русского флота). Но "Перуна" тогда не было.
В целом мониторы "отсрелялись" очень хорошо, причем в "Морском сборнике" особо отмечали условия и "обстоятельства", при которых стреляли мониторы, чтобы "составить оценку превосходного действия их орудий".
По мнению авторов: "...Во-первых, пальба производилась с расстояний, не определенных предварительно никакими знаками, и, во-вторых, орудия наводились с помощью движения башни без всякого содействия со стороны судна. Следовательно, можно сказать, что обусловленные таким образом мониторы действовали совершенно как во время настоящего боя. Нельзя было не восхищаться скоростью, тишиной и спокойствием, с которыми команды всех трех однобашенных лодок сначала изготовились к бою, а потом работали у пушек. Видно было, что каждый человек действовал с совершенным знанием своего дела и что никакие случайности сражения не могли бы поколебать в мониторских командах усвоенной ими сознательности".
Что тут сказать - и добавить наверное нечего, кроме одного. Такой класс боевого корабля как монитор (башенная броненосная лодка) на Балтийском флоте была освоена в достаточной степени. Осталось только совершенствовать умения и увеличивать количество боевых единиц. И качество тоже...
Окончание следует.
По материалам "Морского сборника"