Столь масштабный проект в последний раз реализовывали более полувека назад — тогда, в 1930-х, советские специалисты при реконструкции Тверской улицы (в то время — ул. Горького) в Москве в буквальном смысле передвигали здания, установив несколько мировых рекордов, о чем подробнее можно прочитать по ссылкам в конце статьи. Технология, которую использовали отечественные инженеры на порядок превосходила американскую.
В столице СССР в общей сложности переместили свыше тридцати домов. Правда, во второй половине XX в. это были единичные случаи. Массовой передвижки объектов, подобно той, что организовали в довоенное время, больше не проводилось. Да и в целом такие операции с 1983-го не выполняли на протяжении следующих 37 лет.
В современной России к данной практике вернулись совсем недавно. Первым с советских времен зданием, поменявшим свою прописку, стала водонапорная башня 19 столетия, которую в 2020-м передвинули на 120 м в ходе реализации очередного проекта ГК «ПИК». Осенью 2023-го схожую инженерную операцию провела ОСК 1520 (входит в «Нацпроектстрой») — во время строительства МЦД-4 переместили на 50 м так называемый «Домик обходчика».
А в конце декабря того же года аналогичный проект впервые реализовали в Санкт-Петербурге: в Приморском районе на набережной Черной речки застройщик City Solutions, расчищая площадку под будущий жилой комплекс бизнес-класса, передвинул на 50 м историческое двухэтажное здание — корпус бывшего Императорского воспитательного дома весом 3,2 тыс. т. Более детально о том, как именно перемещали объекты в последние четыре года, можно также прочитать в наших отдельных публикациях — ссылки ниже.
В ближайшем будущем в Северной столице намерены осуществить более крупный проект, передвинув сразу несколько двухэтажных зданий Фарфоровского поста. О том, что объекты (дома №34, 40, 48 и 54) возрастом более 100 лет попадают в полосу отвода для строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали, стало известно в 2021 году. Против демонтажа зданий выступили как местные жители, так и градозащитники.
Последние обращались в самые разные инстанции, включая СК РФ; писали обращения к президенту России Владимиру Путину. И в марте 2023-го вокзал остановочного пункта «Фарфоровская» и шесть домов получили статус выявленных объектов культурного наследия, четыре из которых и должны были снести в рамках проекта ВСМ.
В июне 2024-го был опубликован акт государственной экспертизы, выполненной компанией «ЛенСтройУправление» по заказу ИИМК РАН. В разделе «Особенности охраны объекта» уточняется, что кирпичные здания могут быть передвинуты в целом виде, без разборки. В документе, который цитирует издание «Деловой Петербург», подчеркивается, что строительство высокоскоростной магистрали является важнейшим государственным проектом Российской Федерации.
Напомним, в апреле этого года глава государства подписал указ о выделении в 2025-м не менее 300 млрд руб. на сооружение ВСМ «Москва – Санкт-Петербург». А в июне федеральное правительство утвердило распоряжение о строительстве данного объекта — первой в стране высокоскоростной железной дороги.
Маршрут между двумя столицами пройдет через Московскую, Тверскую, Новгородскую и Ленинградскую области. Время в пути от Москвы до Петербурга составит 2 часа 15 минут. На ВСМ будет использоваться отечественный подвижной состав. Создание высокоскоростного поезда по сложности сравнивают со строительством аэрокосмического комплекса.