Найти тему
Строительный мир

Силой технической мысли: в Москве передвинули здание, оказавшееся на пути поездов

Специалисты ОСК 1520 (входит в ГК 1520) на столичной станции Кутузовской МЦД-4 реализовали уникальный проект по передвижке исторического двухэтажного здания, построенного в первое десятилетие прошлого века. Речь идет о так называемом «Домике обходчика» — пункте центрального управления стрелками и сигналами Московской Окружной железной дороги.

© Exanorian / CC BY-SA 4.0 (Остановочный пункт Кутузовская, МЦД-4. Станция Кутузовская расположена вблизи одноименного проспекта (район Дорогомилово). При строительстве линии МЦД-4 здесь возвели две высокие береговые пассажирские платформы с навесами и центральный вестибюль над ними, откуда можно пересесть на метро и МЦК)
© Exanorian / CC BY-SA 4.0 (Остановочный пункт Кутузовская, МЦД-4. Станция Кутузовская расположена вблизи одноименного проспекта (район Дорогомилово). При строительстве линии МЦД-4 здесь возвели две высокие береговые пассажирские платформы с навесами и центральный вестибюль над ними, откуда можно пересесть на метро и МЦК)

Проведению этой сложной операции предшествовала тщательная подготовка, в ходе которой укрепили каменную кладку и сняли старую штукатурку для выявления трещин и заполнения их специальным полимерным составом (метод инъектирования). Также демонтировали поздние деревянные пристройки, а само сооружение для его устойчивого перемещения опоясали балками.

© Предоставлено ГК 1520 (Домик обходчика на ст. Кутузовская возвели по проекту А. Н. Померанцева в 1903-1908 гг. при строительстве Окружной железной дороги. Последнюю изначально использовали для грузовых перевозок и пропуска транзитных поездов. В 1959 г. эту стальную магистраль включили в состав Московской железной дороги, а в 1970-х реконструировали. Однако ее полномасштабное обновление с перекладкой путей и разбором мостов началось лишь в XXI в. В середине 2010-х была полностью переоборудована станция Кутузовская)
© Предоставлено ГК 1520 (Домик обходчика на ст. Кутузовская возвели по проекту А. Н. Померанцева в 1903-1908 гг. при строительстве Окружной железной дороги. Последнюю изначально использовали для грузовых перевозок и пропуска транзитных поездов. В 1959 г. эту стальную магистраль включили в состав Московской железной дороги, а в 1970-х реконструировали. Однако ее полномасштабное обновление с перекладкой путей и разбором мостов началось лишь в XXI в. В середине 2010-х была полностью переоборудована станция Кутузовская)

Здание весом 400 тонн передвигали по металлическим путям скольжения при помощи шести мощных гидравлических домкратов (тяговое усилие — 150 тонн). Чтобы контролировать геометрическую неизменяемость конструкций во время движения, на «Домик» установили датчики слежения, а оператор внимательно следил за процессом с пульта управления, синхронизируя тяговые усилия.

Специалистам ОСК 1520 впервые в своей практике пришлось в буквальном смысле двигать здание. Хотя сама по себе технология не нова — ее активно применяли во времена СССР. Например, в 1939 году в Москве в течение трех дней почти на 50 м переместили 23-тысячетонное Саввинское подворье.

Последний раз такую операцию во времена СССР проводили в 1983-м. В современной России к подобной практике пришлось прибегнуть в 2020 году. Тогда, используя наработки советского времени, при строительстве столичного жилого комплекса на 120 м передвинули водонапорную башню 19 столетия.

© Предоставлено ГК «ПИК» (Передвижение водонапорной башни в Москве, 2020 г.)
© Предоставлено ГК «ПИК» (Передвижение водонапорной башни в Москве, 2020 г.)

Теперь среди объектов, вынужденно поменявших свою прописку, оказался и «Домик обходчика». Кампания по его перемещению прошла успешно. И сегодня эта реконструированная историческая постройка является украшением новой станции четвертого Московского центрального диаметра, связавшего Калужское и Нижегородское направления.

«Самый крупный проект, который мы сегодня запускаем»: в Москве открыли движение по МЦД-4
Строительный мир9 сентября 2023

Статья подготовлена совместно с ГК 1520