Найти тему
Лилия Габдрафикова

Почему татары так любили кино и чем это закончилось?

В советское время буржуазное прошлое татарской культуры старательно вытеснялось из памяти народа.

Ведь было принято представлять татар как деревенский (читай "отсталый") народ, который кроме сабантуя и очпочмаков ничего не знает, а весь научно-технический прогресс свалился им на голову благодаря революционерам и прочим демократам.

И сегодня даже странно (т.к. привыкли к одному стереотипу), когда вдруг обнаруживаешь разные татарские инициативы по всей Российской империи и это, конечно, абсолютно модерновые истории.

Кино или синематограф - одна из таких историй, появившаяся среди городских татар на рубеже 19-20 веков. До всех революционных потрясений и прочих социально-экономических и политических катаклизмов в стране оставалась еще пара десятков лет. Поживали, значит, татары в разных городах необъятной Российской империи, обустраивали свой быт, работали, отдыхали. Хотели развлекаться по-современному. В моду только входило кино.

От кинематографа были в восторге почти все. Конечно, прежде всего, молодежь и дети. Татары кино называли по-старому «туманными картинами» или просто «туманный». А значит, еще раньше, они увлекались и предком кино - «волшебными фонарями». Именно их использовали для проекции «туманных картинок» (вроде диафильмов). И это развлечение тоже было распространено в городах в то время. Кстати, в стране тогда таким образом боролись с пьянством и "волшебные фонари" нередко работали при Обществах трезвости. Большинство татар, конечно, были далеки от подобных спиртных заплывов, но и техническая новинка увлекала их не на шутку. Что они, не люди что ли?

Тем более, это ведь еще был новый бизнес и мог сулить неплохую прибыль. В общем, татарские купцы стали открывать собственные кинотеатры. В Казани некоторое время работали синематографы «Буфф» и «Свет», в Уфе – «Юлдуз» братьев Каримовых, «Художественный электротеатр Усманова».

А еще кинотеатры открывались в уездных городах. Причем там татарские купцы выступали нередко самыми первыми открывателями синематографов. Так случилось в Бугульме Самарской губернии, так было и в Орске Оренбургской губернии.

Я уже как-то публиковала на этом канале статью о том, что в Бугульме первый кинопоказ был организован в 1912 году купцом Мухамметшакиром Хакимовым. В самом центре уездного города у него был свой торговый дом, где на первом этаже располагались лавки, а на втором он обустроил кинотеатр (синематограф). К счастью, это историческое здание сохранилось в Бугульме и ныне.

Для татарской кинопублики хозяева синематографов старались подобрать и соответствующий репертуар. Тем более в это время появились киноленты на "восточную" или "мусульманскую" тематику. Однако снятые западными людьми, они не всегда отвечали представлениям самих мусульман о своей культуре. Иногда случались и скандальные ситуации. Например, вот что писал поэт Габдулла Тукай в 1912 году, имея ввиду синематограф "Юлдуз" братьев Каримовых в Уфе:

«Однажды Каримовы, видимо, не подумав, распространили объявление о готовящейся в их кинематографе демонстрации произведения по названию «Рай Мухаммеда». Об этой ситуации прознал один недавно прибывший в Уфу «интеллигент» и рассказал старикам в мечети, что Каримовы собираются сделать такое плохое дело. Разгоряченный народ порвал афиши в витринах и собрался бить людей Каримова».

Тогда кинопоказ в Уфе отменили. Вообще, конкретно эта лента впоследствии была отменена во многих городах страны. Хотя где-то (например, в Омске) успели посмотреть.

Вернемся из Уфы, из сибирских центров, к уездным городам Волго-Уралья.

В Оренбургской губернии, в Орске первый синематограф в городе тоже открыл татарский купец Мустафа Камалетдинович Ураев. И случилось это в 1912 году. Его кинотеатр назывался «Русь». Кинобизнес Ураевых размещался в одноэтажном здании, сеансы проходили вплоть до 1917 года. Здание, увы, не сохранилось.

Мустафа в 1912 году был еще молодым человеком. Совсем недавно женился на красавице Мунавре. Видимо, оба супруга были фанатами кинопоказов. Есть, например, фото 1917 года, где они сидят в зале того самого кинотеатра "Русь".

Если о кинотеатре "Русь" - любимом "детище" супругов Ураевых приходится узнавать только из рассказов, то в старом Орске еще можно посмотреть на другой дом, тоже связанный и с татарами, и с синематографом. Это дом татарского купца Ахметзяна Нигматуллина. Там тоже проходили киносеансы. Ведь в 1914 году Ахметзян-бай открыл синематограф «Фурор». Видимо, последовал примеру Ураева. Кроме того, в особняке Нигматуллина проходили татарские театральные представления. 

Интересная деталь: внук купца А.Нигматуллина — легендарный театральный режиссер Камаловского театра в Казани - Марсель Салимжанов (1934-2002). Такая вот преемственность.

В Казани тем временем работали кинотеатры "Свет" и "Буфф", тоже организованные татарскими предпринимателями. Особенно любопытна история синематографа Тимерши Соловьева ("Буфф"), где даже титры (а фильмы-то были немыми) подписывались на татарском язык. Были и попытки самодеятельной озвучки кинопоказов.

Еще одна интересная деталь: тапёром в "Свете" работал один из первых татарских композиторов Загидулла Яруллин. Именно его сын Фарит Яруллин (1914-1943) напишет уже в советское время балет "Шурале". Тоже преемственность в искусстве.

Такие вот модерновые истории из жизни дореволюционных татар. А если про синематограф по-татарски и жизнь татар до 1917 года хочется все-таки "посмотреть кино" и узнать еще больше, то вот оно:

Татары и кино | Лилия Габдрафикова | Дзен