В эпоху пандемии онлайн-кинотеатры, для многих, стали единственным спасением от скуки (особенно, в первые две недели, пока не пересмотрели все сериалы). Между тем, кинематографу каких-то сто лет с хвостиком. Как люди выжили бы на самоизоляции без кино, например, в 1850-м году? (помните эпизод из "Холопа", где главный герой спрашивает у подставного крепостного "помнишь этот фильм?", а тот автоматически отвечает "какой фильм?"). Пока киноманы дожидаются открытия кинотеатров, обратимся к прошлому.
Канал мой, преимущественно, о татарской истории, поэтому сразу предупреждаю, что речь пойдет о синематографе на татарский лад. Разве такое вообще возможно? Разве есть вообще татарское кино, − фыркнут некоторые. Но опять же речь не о современности, а о событиях столетней давности. Великое изобретение рубежа XIX-XX веков – синематограф практически сразу же нашел своих почитателей и среди татар.
Спрос на новинку был очень велик, и татары как народ любопытный, не могли остаться в стороне. Но и вкус у татарской публики был, скажем так, специфический.
Первые кинопрокатчики поэтому показывали кинокартины с такими названиями «Путешествие в Мекку», «Молитва ночью», «Вид города Мекка». Как здесь устоять перед таким соблазном? Ведь теперь мусульманские святыни, добраться до которых мог не каждый татарин, можно было увидеть прямо в Казани, да еще не на рисунках, а в движении.
Поэтому от «синемы были без ума» практически все…. Особенно молодежь и дети. Татары синематограф называли по-старому «туманными картинами» или просто «туманный». Это указывает на то, что они были знакомы и с так называемыми «волшебными фонарями», которых использовали для проекции «туманных картинок» на стене (на подобии диафильмов).
«Жанлы фотография» (живая фотография) хоть и противоречила религиозным канонам – изображала людей, техническая новинка так увлекла мусульман, что татарские предприниматели начали открывать собственные кинотеатры. В Казани некоторое время работали синематографы «Буфф» и «Свет», в Уфе – «Юлдуз» братьев Каримовых, «Художественный электротеатр Усманова».
В уездном городе Бугульма (тогда – Самарская губерния) в 1912 году первый кинопоказ был организован купцом Мухамметшакиром Хакимовым. Бывший доходный дом этого татарского купца, где на первом этаже тогда размещались торговые лавки, а на втором этаже работал синематограф, до сих пор украшает центр этого старого уездного города. Есть даже специальная табличка о татарском синематографе.
Но в начале ХХ в. некоторая часть старшего поколения татар относилась к новинке с подозрением и часто осуждала молодых людей за увлечение синематографом.
Ортодоксально настроенные родители могли даже за посещение татарских литературно-музыкальных вечеров выгнать своих детей из дома (!). Не сложно представить насколько критично оценивался кинематограф при таких условиях. Тем более, в перерывах между кинопоказами для публики очень часто выступали еще и татарские артисты.
«Однажды Каримовы, видимо, не подумав, распространили объявление о готовящейся в их кинематографе демонстрации произведения по названию «Рай Мухаммеда», − писал Габдулла Тукай в 1912 году о синематографе «Юлдуз», − Об этой ситуации прознал один недавно прибывший в Уфу «интеллигент» и рассказал старикам в мечети, что Каримовы собираются сделать такое плохое дело. Разгоряченный народ порвал афиши в витринах и собрался бить людей Каримова». Конечно же, демонстрацию фильма пришлось отменить. Но не все было так грустно, синематограф все равно семимильными шагами шел к своей безумной популярности, как бы не пытались отказаться от этого новшества некоторые люди.
Но рынок во все времена диктует свои правила. Вот и не все татарские кинотеатры столетней давности добились коммерческого успеха, некоторые очень скоро закрылись. Сравнительно недолго проработал кинематограф «Буфф», открывшийся в январе 1911 года в Старо-Татарской слободе. Располагался синематограф на Евангелистовской улице, в доме Ибрагимова, под номером 759. Помимо русской вывески снаружи имелась также надпись на татарском языке. Татарский «Буфф» был основан на технической базе одноименного синематографа, расположенного сначала в русской части Казани, на Воскресенской улице. После смены владельца изменилось и местоположение, и репертуар синематографа.
Одним из новых владельцев был Тимерша Соловьев (о нем как-нибудь напишу отдельно, уж очень колоритный авантюрист). Но просуществовал татарский «Буфф» не долго, виной всему – внутренние разногласия владельцев.
В том же 1911 году другой предприниматель Шайхутдин Ишмухаметов в районе Сенного базара открыл кинематограф «Свет». Он располагался в двух кварталах от синематографа «Буфф». «Свет» имел больший коммерческий успех и действовал даже после Октябрьской революции. Тапером (музыкальным иллюстратором) там работал, кстати, Загидулла Яруллин.
Кроме того, что Загидулла эфенди был одним из первых профессиональных татарских музыкантов (написал даже марш «Тукай»), он вырастил замечательного сына Фарида Яруллина. Да, да, того самого композитора, который уже в советское время стал создателем самого первого и самого знаменитого татарского балета «Шурале».
По мере распространения технической новинки, в татарском обществе поднимались вопросы о создании собственных национальных кинолент, на основе татарских сценариев, с татарскими актерами.
Татары наблюдали за успехами другого буржуазного тюркского народа – азербайджанцев. Благодаря нефтяным магнатам они уже до революции 1917 г. успели снять свои первые азербайджанские киноленты. Первая игровая лента называлась "Аршин мал алан" ("Продавец ручного товара"), вышла она в 1916 г. и основана была на уже популярной азербайджанской оперетте. До этого снимались только документальные картины.
Поэтому татарский общественно-политический деятель Мирсаид Султангалиев подчеркивал необходимость организации «народного кинематографа» для татар, приспособленного «к психологии и быту мусульманских народностей России, «при участии мусульманских писателей и артистов».
С тех пор прошло больше столетия. Постепенно и татарское кино начинает завоевывать своего зрителя. Но это уже совсем другая история.
Еще одна моя статья про кино: об очень необычном татарине-кинооператоре из Саратова.