Найти тему
Энергия+

Как в Восточной Сибири добывают холодную нефть

Оглавление

Температура воздуха в Восточной Сибири зимой может опускаться до минус 50 градусов. Хотя лето на юге региона жаркое, залегающая здесь нефть остается очень холодной круглый год, и добывать ее без современных технологий невозможно. Чтобы узнать о них больше и познакомиться с людьми, которые работают в этих суровых условиях, «Энергия+» отправилась на Чонскую группу месторождений, расположенную в Иркутской области неподалеку от границы с Якутией.

Чонская группа объединяет три месторождения: Игнялинское, Тымпучиканское и Вакунайское — суммарной площадью семь тысяч квадратных километров. По оценке ученых, запасы нефти здесь превышают миллиард тонн. При этом добыть ее непросто сразу по нескольким причинам.

Коллекторы Чонской группы — карбонатные: они сложены известняками, доломитами и другими хрупкими горными породами с низкой проницаемостью и трещиноватой структурой. Геологи считают такие коллекторы одними из самых сложных для поисков и добычи углеводородов. Углеводороды в карбонатах могут таиться в порах, трещинах и пустотах.

Добыча нефти осложняется аномально низкими давлением в пласте и температурой нефти. На Чонских месторождениях температура углеводородов варьируется от 10 до 25 градусов — это гораздо ниже температуры нефти в месторождениях Западной Сибири, где температура нефти составляет 55–100 градусов.

-2

Артур Галимзянов

Геолог

Низкая температура чонской нефти обусловлена тем, что углеводороды залегают на небольшой глубине — 1500 метров. Нефтеносные пласты соседствуют с вечной мерзлотой, толщина которой здесь может превышать тысячу метров вглубь.

   Вид на одно из месторождений Чонской группы
Вид на одно из месторождений Чонской группы

Чонская нефть обладает низкой плотностью и, исходя из ее состава, относится к легким сортам. Однако из-за сложного геологического строения, наличия трещин и разломов, низкой проницаемости пород добычу этой нефти приравнивают к разработке сложных залежей.

Цвет чонской нефти тоже особенный: он варьируется от желтого и оранжевого до зеленовато-бурого. Причина ярких оттенков — в низком содержании смол, парафинов и серы. В составе также нет хлорорганических соединений и сероводорода. Все это облегчает переработку и позволяет выделить из нефти много легких углеводородов — основных составляющих бензина и керосина.

Дотянуться до холодных запасов нефти помогают скважины с большой протяженностью горизонтального ствола. Перед тем как попасть в магистральные трубопроводы, нефть проходит несколько ступеней подготовки с помощью мобильной инфраструктуры.

Здесь углеводороды очищают от примесей и подогревают до 50–55 градусов. Подогрев позволяет ускорить процесс разделения водонефтяных эмульсий и предупреждает асфальтосмолопарафиновые отложения на стенках трубопроводов. В трубы нефть отправляют, когда она остынет до 30–40 градусов.

Оригинал статьи и другие материалы об энергетике читайте на сайте журнала «Энергия+».