Найти в Дзене

Антипод корсета. Бюстгальтер.

Русское слово "бюстгальтер" происходит от нем. Büstenhalter, из Büste — «женская грудь» + Halter «держатель». Используемое разговорное слово "лифчик", тоже заимствованный иностранный вариант, уменьшительная форма от слова "лиф" — верхней части женского платья, охватывающего стан (грудь и спину), которое в свою очередь происходит от нидерл.lijf — «корпус». Как ни странно, но пышный бюст не всегда был "в моде", если не считать Палеолитическую Венеру. Скорее, даже наоборот. Подобие бюстгальтера, широкие ленты из плотной льняной ткани, поддерживающие и формирующие грудь, являлись обязательной частью костюма египтянки.  В это время в Египте в моде была небольшая упругая грудь, бесформенная грудь- удел простолюдинок. Предок бюстгальтера, кожаная лента, поддерживающая и утягивающая грудь и придающая фигуре стройность, прижилась и в Античном мире. На критских, греческих и римских мозаиках и фресках можно увидеть девушек в праобразе гимнастичексого раздельного купальника. Верхняя част

Шокирующая реклама бюстгальтера без лямок.
Шокирующая реклама бюстгальтера без лямок.

Русское слово "бюстгальтер" происходит от нем. Büstenhalter, из Büste — «женская грудь» + Halter «держатель».

Используемое разговорное слово "лифчик", тоже заимствованный иностранный вариант, уменьшительная форма от слова "лиф" — верхней части женского платья, охватывающего стан (грудь и спину), которое в свою очередь происходит от нидерл.lijf — «корпус».

Как ни странно, но пышный бюст не всегда был "в моде", если не считать Палеолитическую Венеру. Скорее, даже наоборот.

Пышная Палеолитическая Венера, предположительно, символизировала плодородие.
Пышная Палеолитическая Венера, предположительно, символизировала плодородие.

Подобие бюстгальтера,

широкие ленты из плотной льняной ткани, поддерживающие и формирующие грудь, являлись обязательной частью костюма египтянки. 

В это время в Египте в моде была небольшая упругая грудь, бесформенная грудь- удел простолюдинок.

Грудь египтянки прикрывали лямки платья калазириса.
Грудь египтянки прикрывали лямки платья калазириса.

Предок бюстгальтера, кожаная лента, поддерживающая и утягивающая грудь и придающая фигуре стройность, прижилась и в Античном мире.

Изображение Vв до н.э. Крылатые существа помогают богине красоты Афродите завязать на спине строфион.
Изображение Vв до н.э. Крылатые существа помогают богине красоты Афродите завязать на спине строфион.

На критских, греческих и римских мозаиках и фресках можно увидеть девушек в праобразе гимнастичексого раздельного купальника.

На римской мозаике изображены девушки, занимающиеся спортом в раздельном "спортивном купальнике", верх которого (кожанная лента) назывался "строфий".
На римской мозаике изображены девушки, занимающиеся спортом в раздельном "спортивном купальнике", верх которого (кожанная лента) назывался "строфий".

Верхняя часть которого, лента, придающая форму груди и обеспечивающая поддержку снизу, обычно из кожи, носила название "строфий".

Были и другие названия этого элемента одежды: lesestercestusapodesmemastodetonzonastrophiumcingulum. Судя по многообразию слов, вероятно, первые "бюстгальтера" отличались друг от друга материалом и формой.

Венера Милосская, школа Праксителя. Венера Милосская-эталон греческой красоты: ОГ- 86см, ОТ-69см, ОБ- 93см.
Венера Милосская, школа Праксителя. Венера Милосская-эталон греческой красоты: ОГ- 86см, ОТ-69см, ОБ- 93см.

Назначение римских лент-держателей более понятно. Существовали разные варианты повязок для груди: fascia сдерживала рост бюста у молодых девушек, 

mamillare стягивала пышную грудь зрелых женщин, повязка strophium только поддерживала грудь снизу, существовали также capitium и toenia.

Отстраненную безтелестность, вот, что требовала церковь от средневековых дам.
Отстраненную безтелестность, вот, что требовала церковь от средневековых дам.

В Средние века телесная красота скорее порицалась, ценились иные достоинства и добродетели, морального плана. Большой бюст в Средневековье не подчеркивался. В моде были субтильные дамы без признаков пола, чтобы не отвлекать от божественного в сторону плотского.

В Средневековье появляется крой платья, шнуровка которого позволяла подогнать платье по фигуре и затянуть, уплощая грудь.

Декольте не подчеркивает грудь. Фигура средневековой дамы должна быть без признаков пола.
Декольте не подчеркивает грудь. Фигура средневековой дамы должна быть без признаков пола.

Невзирая на такое отношение, грудь все-таки волновала средневековых мужчин.

В Страсбурге в 1370 году было издано постановление, предписывавшее всем женщинам поддерживать грудь шнурованным платьем. Во время правления Карла VII ( именно его посадила на трон Жанна Д'Арк, которую он предал) грудь прикрывала горжеретт (gorgerette)-косынка из легкой ткани. Аньесс Сорель, первая официальная фаворитка КарлаVII, презрев церковные предписания, ввела моду на открытую(обычно одну) грудь.

Аньес Сорель в виде Мадонны.
Аньес Сорель в виде Мадонны.

В 2008г ученые Университета Инсбрука в тирольском замке Лендберг обнаружили подобие современного бюстгальтера 1400г.

Обнаруженный в 2008г пра-пра..-бюстгальтер очень похож на современный.
Обнаруженный в 2008г пра-пра..-бюстгальтер очень похож на современный.

В Испании особенно жестко боролись с женскими прелестями. Начиная с детского возраста, наследники испанских идальго обоего пола вынуждены были не только ходить, но и спать в корсете, для придания фигуре выправки и величественности.

Испанское платье прикрывало владелецу с ног до головы.
Испанское платье прикрывало владелецу с ног до головы.

В период взросления девушкам навешивали на грудь свинцовые пластины, чтобы грудь не развивалась, оставаясь как можно более плоской. Платья испанские дамы носили соответствующие: никаких вольностей в виде декольте! Впрочем, в этой стране даже ноги были прикрыты так, что невозможно было увидеть носок туфель.

На картине Тициана изображено итальянское платье  того времени: декольтированное, но верх не утянут.
На картине Тициана изображено итальянское платье того времени: декольтированное, но верх не утянут.

В период Возрождения в Италии появляются декольтированные платья, более свободные, чем в других странах. В качестве поддерживающего бюст элемента итальянские дамы носят корсаж, из проклеенных между собой слоев ткани. Такой вариант нижнего белья должен был маскировать женскую фигуру, скрывая талию и грудь. На ровной поверхности выигрышно смотрелись драгоценности.

Тициан "Флора" 1515-1517г. Изображающая Флору модель одета в камизу, нижнюю рубашку. Камиза кроилась широкой и стягивалась поверху тесемкой.
Тициан "Флора" 1515-1517г. Изображающая Флору модель одета в камизу, нижнюю рубашку. Камиза кроилась широкой и стягивалась поверху тесемкой.

Интересно, что этот вариант "бюстгальтера" надевался на нижнюю рубашку-камизу, обязательный элемент гардероба любого человека того времени. Камиза в качестве нижнего белья носилась и мужчинами, и женщинами, и детьми.

Камизы на мужчине и женщине времен Средневековья.
Камизы на мужчине и женщине времен Средневековья.

Камизы средневековых крестьян.
Камизы средневековых крестьян.

Отличие было только в ее длине и качестве ткани. У мужчин она доходила до середины бедра, у женщин- до середины икры, иногда длиннее(в зависимости от происхождения).

У крестьян единственная нижняя рубаха из грубого полотна, которую использовали в качестве нижнего слоя повседневной одежды и ночного одеяния. У более зажиточных представителей знати камизы шили из тонкой ткани, отделывали кружевом, их было несколько.

Сильно декольтированное платье стиля ампир, практически полностью открывающее грудь.
Сильно декольтированное платье стиля ампир, практически полностью открывающее грудь.

Аналогичный античному, "бюстгалтер"- ленты, поддерживающие грудь, возродился во время моды на античное, в стиле Ампир, столь любимым Наполеоном. Платья стиля ампир представляли собой "туники"- с завышенной линией талии, подчеркнутой под грудью лентой, из легкой ткани.

Концертные платья, 1808г
Концертные платья, 1808г

Под такой вариант платья особо смелые не надевали белья(а некоторые даже специально мочили ткань, чтобы показать свою фигуру абсолютно полностью), дамы более зрелого возроста надевали подобие комбинезонов телесного цвета.

Карикатура "Парижские женщины в зимних платьях" , 1799г, авторАйзек Круикшенк.
Карикатура "Парижские женщины в зимних платьях" , 1799г, авторАйзек Круикшенк.

Вспоминая период Великой Французской Революции, не могу не упомянуть легенду о возникновении бокала-"куп" для шампанского (coupe de champagne) или "шампанки".

"Бокал-"куп", объем 200-300гр
"Бокал-"куп", объем 200-300гр

По легенде, этот бокал по форме повторял форму левой груди Марии-Антуанетты. Людовик XVI настолько любил свою жену, что желал пить из бокала ее форм.

Мария-Антуанетта
Мария-Антуанетта

С началом XXв в одежде женщин произошли изменения. Благодаря моде, женщины стали более мобильны,

начали заниматься спортом (плаванье, теннис, верховая езда, лыжи, коньки), им потребовалось более удобное и свободное нижнее

обмундирование, чем корсет.

О корсете можно прочесть тут⬇️

"Современный" бюстгальтер изобретали несколько раз и в разных странах.

Первый вариант аналогичного бюстгальтера был разработан в 1889г в корсетной мастерской Эрмине Кадолль, француженки. Его название «le Bien-Etre» переводилось как " благополучие".

Le Bien-Etre-"Благополучие" выглядело так.
Le Bien-Etre-"Благополучие" выглядело так.

Чашечки бюстгальтера поддерживали сатиновые нерегулируемые бретели, то есть, держались на плечах. Сзади вся конструкция крепилась к корсету.

"Фуфайка на лямках" от Кристины Харт,1899г
"Фуфайка на лямках" от Кристины Харт,1899г

Чертеж Кристины Харт.
Чертеж Кристины Харт.

В 1899г Кристина Харт, независимо от Эрмине Кадоль, придумала свой вариант -"фуфайку на лямках с укрепленными чашечками", уже раздельными, для каждой груди особое отделение.

В 1903г, опять во Франции, в Париже, женщина-врач Гош Саро представила новый вариант бюстгальтера. Он представлял собой верхнюю часть разрезанного напополам корсета. До этого Гош Саро разработала гигиенический дамский корсет, освобождающий от давления грудь и живот, опирающийся на бедра.

"Безспинный тканевый бюстгальтер", 1913г
"Безспинный тканевый бюстгальтер", 1913г

Мэри Фелпс Джейкоб, разработавшая "Безспинный тканевый бюстгальтер".
Мэри Фелпс Джейкоб, разработавшая "Безспинный тканевый бюстгальтер".

В 1913г в США появился " бесспинный тканевый бюстгальтер Джекобса", прадедушка современного. Его шили из плотных тканей- мадаполама(хлопчатобумажная ткань), атласа. Это изделие было столь популярно, что корсетные фабрики перешли на выпуск бюстгальтеров.

Швеи, шьющие бюстгальтера.
Швеи, шьющие бюстгальтера.

Платье без корсета- символ независимости.

Ида Розенталь за работой.
Ида Розенталь за работой.

В 1920г благодаря русской эмигрантке Иде Розенталь, бюстгальтера начали выпускать по размерам и для каждого жизненного этапа, начиная с подросткового. Позже был разработан бюстгалтер для кормящих матерей и запатентована регулируемая по длине застежка.

-28

В 1935г размерный ряд бюстгалтеров увеличился от А до D. Тогда же в бюстгальтеры начали вставлять вкладыши, придающие груди пышность.

В 1942г усовершенствование коснулось бретелек- теперь они регулировались.

Выкройка бюстгальтера, позволяющая сшить белье самостоятельно.
Выкройка бюстгальтера, позволяющая сшить белье самостоятельно.

В Домашних энциклопедиях XXв можно было найти построение выкройки бюстгальтера и сшить его самостоятельно.

Курьёз:

К 200-летней годовщине Моцарта фирма Triumph выпустила музыкальный бюстгальтер, исполняющий одну из мелодий композитора.

Существовал суперобъемный бюстгальтер, который можно надуть с помощью специальных клапанов подмышками. Для объема бюстгалтер надо было подкачать, делая взмахи согнутыми в локтях руками, наподобие "танца маленьких утят". Эта конструкция могла оконфузить владелицу, лопнув в самый неподходящий момент.

Другие курьезные варианты: бюстгальтер с системой радиооповещения о нападении;

бюстгальтер из титана, запоминающий форму груди при первом надевании и др. 

Различные модели бюстгальтеров и их застежек.
Различные модели бюстгальтеров и их застежек.

Сейчас этот предмет женского гардероба можно найти в любом бельевом магазине. Любой формы, цвета, с застежкой сзади или спереди, с лямками и без, с кружевом или спортивный.

Суфражистки и феминистки сжигали все: от корсетов до бюстгальтеров. Марш суфражисток за женские права, начало ХХв
Суфражистки и феминистки сжигали все: от корсетов до бюстгальтеров. Марш суфражисток за женские права, начало ХХв

И хотя феминистки 1960х, борясь за права, сжигали бюстгальтера на костре сексуальной революции, этот предмет женского белья, претерпев изменения, востребован до сих пор.

О белье 50-60гг можно прочесть тут⬇️

Иллюстрации взяты из интернета. Лайк-плюс в Вашу Карму)