Предшественник корсета из Крита -широкая лента-пояс, поддерживающая грудь, которая при этом оставалась неприкрытой.
Она "перекочевала" в XIIIв в европейский костюм для этой же цели- поддерживать грудь, видоизменившись сначала в корсаж, затем в корсет.
Впервые корсет (от анг.corse и фр.corps, "туловище","корпус") появился в Бургундии, модной Мекке того времени. Бургундский вариант корсета: широкий пояс от груди до пояса из мягкой ткани с вшитыми упругими пластинами, подчеркивающий контуры тела. Дамы использовали специальные вставки из деревянных планок, стальных вставок и даже железных прутьев.
К XVIв корсет вошел в обязательное женское облачение. Тогда он напоминал орудия пыток, в то же время обеспечивая идеальную осанку. Особенно такие корсеты ценились в Испании и Англии.
Металлические конструкции весили более 3кг и затягивались болтами. Танцевать, садиться, наклоняться было проблематично, только стоять и ходить. Но они выдерживали юбку любого веса.
Вскоре англичанки перешли на удобные тканевые корсеты с вшитыми дубовыми пластинами. Один из таких вариантов, баскин- жесткий лиф из плотной ткани или кожи, поддерживающий грудь и не особо утягивающий талию, поверх которого натягивался лиф основного платья. Его надевали на камизу, тонкую нижнюю сорочку. Он позволял поддерживать грудь и выглядеть платью безупречно.
К концу века мода в Европе изменилась, функция корсета: приподнимать грудь, а не сплющивать. Талия шнуровалась туго, лиф заканчивался острым мысом-шнипом.
С XVIIв в корсетах использовался китовый ус. Корсет зашнуровывался спереди или сзади. Ревнивые мужья зашнуровывали корсет особым образом, чтобы проверить, насколько добродетельна жена.
В Италии в моде были пышные формы. Там корсет шили из нескольких слоев ткани, он не был направлен на утягивание груди,только для ее поддержки.
В XVI-XVIIвв в Европе в моде испанский вариант платья. Испанские платья не только выглядели конструктивно, но и представляли собой что-то вроде конструктора: юбку, корсаж, рукава можно было переставлять от одного платья к другому, получая каждый раз новый вариант.
Конической формы лиф должен был выглядеть абсолютно твердым, ровным, без намека на грудь.
В католической Испании основная тема, проходящая красной нитью сквозь моду, искусство, быт- тема умерщвления плоти.
Поэтому одежда, дабы не допустить даже мысли, что находится под покровами, прикрывала все, что можно, от пола до горла. Нравы были настолько строгие, что не допускали даже вид кончика туфли из-под платья, костюм был направлен на искоренения малейшего намека на на плотские желания.
В моде плоская грудь, бестелесность.
Грудь перебинтовывали, навешивали пластины. Начиная с подросткового возраста девочки спали с пластинами, чтобы грудь не развивалась.
Также испанская мода диктовала шнуровать корсеты и лифы на спине. Корсет давал идеальную осанку и утягивал грудь.
Для того, чтобы лиф был без выдающихся деталей, использовался корсет, но чаще
спереди корсажа вставляли планшет (фр."доска") или бюск(busk)-пластины из дерева или стали. Планшет/бюск давал абсолютно ровную поверхность. Бюск представлял собой клин или деревянную деталь, обтянутую тканью, расшитую и украшенную вышивкой.
Женщины не дворянских сословий могли носить стеганный лиф из ткани,"боди"- вариацию корсета, позволяющую свободно двигаться, но также сильно утягивающее грудь.
Интересной деталью корсета был стомак. Стомак(анг. Stomacher, фр. Piece d'estomac)-треугольная декоративная планка, деталь корсажа.
Особенной популярностью стомак пользовался в XVIIIв: его украшала "лесенка" из бантов разного размера, но одного цвета, эшель(от фр. echelle-лестница).
Крепился стомак или булавками, или при помощи шнуровки, лент бантов.
Цвета чаще черный, красный, бордовый с вышивкой золотой и серебряной нитью.
Во время Директории корсет на некоторое время вышел из моды.
Платья ампир в подражание греческой тунике, подпоясывались под грудью, а талия была не акцентирована. Но это уже другая история.
P.S.
этом история корсета не закончилась, маякните, если хотите продолжение.
Иллюстрации взяты из интернета.
Буду рада вашим лайкам и комментариям.