Александр Горбатов, уважаемые читатели, влился в прославленную труппу Театра имени Вахтангова осенью прошлого года.
На открытии 103-го сезона был представлен как новый артист. Но для выпускника курса Римаса Туминаса и Нины Дворжецкой исторические подмостки знакомыми стали давно.
Первые шаги на прославленной сцене сделаны еще в юности, когда Горбатов, как и принято среди студентов Щукинского училища, вышел к публике в сказке " Кот в сапогах" .
Высокий, статный, с чарующим голосом - он будто создан для роли Короля. Казалось, прямая дорога в Вахтангова была открыта. Но королем сцены молодой артист стать не торопился.
Горбатов по-своему распорядился творческой судьбой. После получения диплома фактурный актер все чаще и чаще стал появляться на экране. В разумности решению отказать трудно. Кино - быстрый путь к обретению популярности, в любом случае гораздо короче, чем через театральные подмостки, кинематограф сразу дает выход к огромной аудитории.
Больших фильмов сначала было не так много, а сериальные проекты посыпались один за другим.
В 2014 году зритель увидел выпускника Щукинского училища во втором сезоне сериала Дарьи Полторацкой "Все сначала", который стартовал на Первом канале.
В поле зрительского внимания Александр Горбатов оказался давненько. Он дважды снялся у Сергея Урсуляка, почитаемого мной режиссера. А у виртуоза актерского кастинга случайных людей в картинах не бывает.Ныне же, когда актер влился в труппу Театра Вахтангова, интерес к нему только усилился .
Горбатов играет в премьерном спектакле Анатолия Шульева "Повести Пушкина". И как красиво сказано на сайте Театра: - "...Он играет так, что у зрителей захватывает дух". И это правда, в новой постановке актер настоящий детонатор сценической страсти.
На сцене теперь творит не студент-щукинец, а известный артист, на которого часто зритель идет целенаправленно.
Популярность - вещь благодарная. Хорошо поработал на имя, творческая слава догонит непременно.
Возвращаясь к старту дороги успеха, а остановились мы сразу после выхода сериала "Все сначала", вспомним и другие ранние работы Когда в жизни молодого актера и появился мастер настоящего кино.
Будучи сам выпускником Щукинского училища, Сергей Урсуляк частенько отдает предпочтение вахтанговской школе. Немудрено. что ученик Туминаса оказался на съемочной площадке рядом со знаменитым режиссером.
В 2015-м на телевизионном экране расшумелся "Тихий Дон" Урсуляка. Новая киноверсия романа Шолохова подняла мощную волну зрительского интереса, разбив аудиторию надвое. Почитатели советского кино современную версию не приняли, новый зритель счел ее выдающейся.
Уроженец Запорожья Александр Горбатов сыграл донского казака. Степан Астахов, персонаж, строго говоря, второстепенный. Муж красавицы Аксиньи в романе выписан добротно, в экранизации Герасимова как-то поблек.
В нынешней трактовке Горбатов словно дал ему новую жизнь. Когда актер получил предложение сыграть Степана, он не только перечитал роман, но и тщательно изучил образ Астахова в советской экранизации.
И после этого смело предложил Урсуляку свое видение. На что режиссер, глядя на двухметрового Александра, рассмеялся: - "Артист-то ты еще маленький!" "Так дайте шанс стать большим, "- не растерялся в ответ настойчивый претендент.
И показал в сериале не эпизод предательства жены, он сыграл горькую судьбу.
Шолохов в романе выписывает Степана как высокого и красивого казака. И при сватовстве Аксинье он глянулся.
Но жизнь молодых не задалась с самого начала. Астахов бил жену смертным боем с первой брачной ночи. Трудно проникнуться симпатией к жесткому человеку, даже зная, что в прежние времена в казачьей среде поколачивать жену было обычным делом. Но понять , что его сподвигло, нужно.
Степан оказался обманутым, кулаки - выход его ярости. Потом и вовсе его предали. И апофеоз трагедии, когда он, простив жену, предается ею вновь. Тоскливые глаза Астахова в той сцене, когда Аксинья опять уходит от него, забыть невозможно.
Как и не оценить силу актерского шарма. При внешней сдержанности мощный внутренний запал, который детонирует в нужный момент.
Степан в исполнении Горбатова глубоко несчастный человек. Он ведь практически один на всем белом свете. Рядом, у соседей Мелеховых большая семья, а он с единственно близким человеком поладить не может.
Сколько надежды зародилось в его сердце, когда он, прощая Аксинью, приготовился жить с ней в согласии. А она оттолкнула его, приняв поначалу протянутую в трудную для нее минуту руку помощи. Он и на войну с такой радостью подался, чтобы дать выплеск своей тоскующей душе.
Конечно же, опытный Урсуляк вовсе не бездумно отдал сложную роль начинающему артисту. Наметанным глазом он увидел не только фактурность, но и мощный игровой потенциал.
Александр Горбатов актер яркой внешности и притягательной харизмы. Его природную одаренность не заметить невозможно. Недаром, когда в свои 23 года он решился пойти в актерскую профессию, был принят сразу в лучшие учебные заведения. При поступлении в Школу-студию МХАТ его заметил сам Табаков. Он мог учиться и в ГИТИСе , но выбрал курс Римаса Туминаса и Нины Дворжецкой в Театральном институте имени Щукина.
Большая творческая удача, что он сразу начал с хорошего кино под опекой талантливого, опытного режиссера.
Вторая совместная работа с Урсуляком положила к ногам Горбатова , сыгравшего бывшего воина-афганца, победу над целой армией почитательниц . Актеры такого могучего мужского обаяния попадают в женское сердце, не целясь.
Роль героя-афганца стала настоящим взрывом популярности. Речь об экранизации романа Иванова "Ненастье". Хотя по-прежнему Горбатов играл не главного героя, и приз фестиваля "Утро Родины" так и называется - за победу в номинации "Лучшая мужская роль второго плана". Но это абсолютное торжество актерского дара.
Сергей Лихолетов будто специально прописан для внешне выразительного Горбатова. Словно искусно сшитый пиджак, роль, как влитая, села на его крутые плечи.
В новом кинопроизведении счастья тоже, как и в "Тихом Доне", не так много. Эти наши страшные 90-е, распад большой страны, криминал... Но как всякий талантливый фильм, он крепко берет за душу. Заглядывая в толковый словарь словесности тех лет, можно смело сказать, как же круто сыграли молодые актеры.
Хороший литературный материал, а за другой Урсуляк и не берется, тоже сделал свое дело в захвате зрительских предпочтений. Ну, и "Золотой орел" как справедливое признание профессионального сообщества.
Заглавная роль пришла к вовсю уже популярному артисту совсем недавно. В честь 150-летнего юбилея великого русского баса был снят сериал "Шаляпин". В феврале 2023-го состоялась премьера фильма-биографии. Картина вполне себе достойного качества, что бы ни говорили "нелюбители" байопиков. Если оценивать по пятибалльной системе, можно смело ставить твердую четверку. И красивый плюс участию Александра Горбатова.
Слабоватые сценарии, на мой взгляд, больное место отечественного сериального производства. Если это не экранизация хорошей литературы, то пиши пропало.
Некоторых сюжетных провисаний не избежал и "Шаляпин", хотя чувствуется, что мемуары Федора Ивановича создателями пролистаны.
Игра Горбатова, конечно же, один из самых обсуждаемых моментов картины. "Две семьи, две страны и одна большая любовь к опере", - этот слоган сериала звучит и как ключ к понимаю судьбы великого певца.
Актер с его внутренне кипящей страстью не стал пользоваться таким ключом, чтобы открыться и дать волю чувствам. Иногда кажется, что игра довольно невнятная. Вроде как актер сам испытывает неловкость от того, что его герой оказался в неоднозначной ситуации, что нет решительности сделать выбор. При этом ощущения, что обыгрывается чувство невозможности обидеть близкую ему женщину, тоже не возникает.
Особенно это заметно на фоне прямолинейной игры Марии Смольниковой и Юлии Снигирь. Первая мягко ведет линию уверенной в своей правоте венчанной жены. Вторая жестко вычерчивает любовный треугольник волевой женщины, желающей во что бы то ни стало заполучить то, что хочет видеть своим.
Наверное, Горбатов такую прямолинейность себе позволить не мог. За ним все-таки стоял гений русского искусства. А как искренне обыграть порочность жизненной коллизии, которой, в общем-то, нет оправдания?!
Возможно, создателям стоило оставить личное в тени, чтобы через столетие не давать никаких оценок запутавшемуся человеку, а сделать упор на том, чем действительно ценен для России певец, на его творчестве.
В сериале этого не случилось. Но картина все равно смотрится с интересом, а актер Горбатов менее даровитым в зрительском восприятии не стал.
Да и нужно признать, что прикосновение к наследию великого артиста, бесследно не проходит. Это обогащает актерский творческий запасник.
И вот новая работа актера детонатора страсти. Возвращаемся к его сценическим образам. Главный режиссер Театра Вахтангова Анатолий Шульев поставил к 225-летию великого литератора "Повести Пушкина". Сценическая версия повествований несравненного Ивана Петровича Белкина включает четыре новеллы.
По задумке постановщика, каждый рассказ олицетворяет собой время года, а все вместе представляют вечный круговорот жизни со всей ее последовательностью и случайностями.
Впечатления от красивого преставления самые приятные. Режиссерская мысль прекрасно сочетается с выдающейся сценографией Максима Обрезкова. Превосходное видение пушкинского гения в классической вахтанговской эстетике.
Неожиданно в личном восприятии прежде душевно неблизкая новелла "Выстрел" обрела совершенно иное звучание. И дело не только в изящности сценической подачи, но и в красоте игры Горбатова.
Кажется, его истинная артистическая страсть раскрывается на сцене в полной мере. Эта мощная пружина чувственности, мастерски закрученная природой, распрямляясь, буквально бьет по зрительским нервам. Магический взгляд и чарующий голос увлекают за тобой и уводят в немыслимые поэтические дали. Лучистая энергия захватывает даже когда герой Горбатова просто курит, сидя в кресле. А от огненного танца все вокруг пылает, и кажется свет льется потоками с этого черного театрального неба.
Как же идет к актеру сцена, как же бесконечно гармонично чувствует он себя в этом пространстве, как живописна и захватывающа его игра.
Да, Александр Горбатов играет в пушкинской новелле известного героя Сильвио. И самое время в двух словах обозначить короткий, но мощный сюжет давней истории.
В одном из воинских расположений проживает и отставной полковник. Все отмечают его странность. А Сильвио гложет жажда мести некоему графу.
Когда же час настал, ищущий справедливого мщения Сильвио, правом выстрела все-таки не воспользовался.
Игра Горбатова соответствует мощной энергетике драматической истории. И определенно выделяет эту сценическую версию даже среди других интерпретаций повестей Пушкина.Напомню, в спектакле представлены четыре новеллы.
Горбатов выходит в постановке еще раз, уже в образе соблазнителя Минского в щемящей повести "Станционный смотритель". Но там, как ни крути, на первом плане страдания и чувства Самсона Вырина ( актер Александр Рыщенков). Тоже замечательная игра, но для другого разговора.
Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на канал. Возможно, найдете для себя что-то полезное. Приятных просмотров спектаклей и сериалов с любимыми артистами!
К прочтению - с почтением, автор канала Яна Никитина
Ссылка на публикации о других актерах Театра Вахтангова здесь: