Захотелось посмотреть хорошее советское кино. Выбор пал на "Дневной поезд" с Маргаритой Тереховой и Валентином Гафтом - негромкую лирическую драму, снятую в Ленинграде 70-х. О том, как мамы двух взрослых детей сводят их вместе, а те, хоть и симпатизируют друг другу, не хотят дружить. А точнее - изо всех сил сопротивляется Она.
И вот какие мысли появились у меня во время просмотра:
1. В 40 лет не стоит жить с мамой, и в 30 тоже! Лучше жить на съемной квартире, без комфорта, без маминых супчиков, но не слышать ежедневно ее причитаний и не чувствовать себя плохой дочерью, не порадовавшей маму замужеством и внуками.
Вера и Елизавета Михайловна почти срослись друг с другом: у них синхронизирован распорядок дня, вместе они постоянно ходят на концерты и в гости к подругам мамы. Не только маме, но и самой Вере это приятно, удобно и привычно (хоть она периодически взбрыкивает), если бы не чувство вины, которое, осознанно или нет, постоянно внушает ей мама. Елизавета Михайловна берет на дом много работы, занимается редактурой по ночам, чтобы купить дочери модные туфли или отрез на платье, надеясь, что именно в этих туфлях и в этом платье сложится ее личная жизнь. А Вера не оправдывает ее надежд. Психологически это патовая ситуация, надо разъезжаться и жить каждая своей жизнью.
2. Удивительно смотреть на знакомых с детства актеров, когда самой уже за сорок лет. В детстве и юности они казались мне такими взрослыми, но и продолжают казаться старше меня! Маргарите Тереховой на момент выхода фильма всего 34 года, а я думала - под 40, а Гафту - 44, а я думала, под 50. То ли они выглядели старше, то ли сейчас люди выглядят более моложаво, чему еще и одежда способствует...
3. Заметно, как много подруги Веры говорят об импортных вещах и о том, как их достать. Одна подруга гордо ходит с сумкой Adidas, другая идет покупать польский сервиз, туфли у Веры тоже явно несоветские. И вообще над всем витает ореол желания выглядеть по-иностранному - как Жаклин Кеннеди-Онассис. Никто не стремился покупать одежду фабрики "Большевичка".
4. От героя Гафта - Игоря - исходит тепло, а от героини Тереховой - Веры - холодок. На самом деле, этот холодок - собственный страх. Переступить черту, довериться мужчине, влюбиться. Выглядеть глупо. Как старая дева, которой привели, наконец, жениха. Но ее неприступность, в сочетании с красотой и умом, еще больше разжигает интерес Игоря. Он игнорирует призывы со стороны подруги Веры, и продолжает осторожно осаждать неприступную крепость. Но сколько это может длиться, где предел? Ведь Вера - не расчетливая соблазнительница, а испуганная девочка в теле взрослой женщины, которой страшно обжечься, и она неосознанно боится выйти из зоны комфорта.
5. Забавный момент - прохождение теста, когда герои рисуют человечков из фигурок - кругов, треугольников и квадратов. И у Елизаветы Михайловны - сплошные треугольники, которые означают секс. Значит, секс в СССР все же был) А вот Вера, чтобы не показать Игорю, что у нее получилось, порвала свой листок с рисунком. Вдруг узнает, какая она есть на самом деле, за бронёй.
5. У Игоря тоже есть психологические проблемы - нереализованность, зависть к другу, которому все удалось - и в личной жизни, и в профессии. Но все это понятно и с этим можно работать и жить.
6. Они подходят друг другу. Оба умные, тонко чувствующие, рефликсирующие. Но сложится ли, откликнется ли Вера? Вот вопрос. Хотелось бы, чтобы сложилось, конечно же. И чтобы они съехали, наконец-то, от своих мам!
Теперь я хочу посмотреть фильм "Кто поедет в Трускавец?" (1977), который всегда путала с "Дневным поездом". И там, и там есть Терехова и поезд) Вообще в советском кино много таких негромких уютных фильмов, в которых герои ходят друг за другом и по-чеховски не решаются на что-то большее.
А вот еще хорошее советское кино про отношения: