Сегодня на канале начинается небольшой цикл статьей (планируется 5 частей) о творческом пути Томми Болина, гитариста и композитора больше всего изветсного, как человек заменивший Ричи Блэкмора в Deep Purple, но и до прихода в прославленную британскую группу и даже во время нахождения в её рядах Томми Болин успел сочинить, записать и исполнить много разной музыки.
Его жизненный путь был короток, а творческий и того короче, но за эти недолгие годы он успел создать много. Это Томми Болин и его история.
Томас Ричард Болин родился 1 августа 1951 года в Су-Сити (Sioux City), штат Айова. Через отца – Ричарда, к Томми тянутся скандинавские корни, а через маму – Барбару – сирийские.
Интерес к музыке Томми проявил, когда увидел в телешоу Caravan of Stars Элвиса Пресли, а вскоре Ричард отвёл семью на концерт Короля, на котором пятилетний Том Болин окончательно «заболел» рок-н-роллом.
Своим первым инструментом Томми выбрал барабаны, но стоимость полноценной установки была неподъёмной для семьи, поэтому выбор был изменён в пользу гитары и клавиш. Барабаны Болин не бросил и играл на них в качестве хобби.
Первой гитарой Томми была Silvertone, второй - Gretch Country Gentleman.
Поначалу родители отдали сына репетиторам, но ни один из репетиторов не любил и не понимал ту музыку, которая нравилась Болину, так что вскоре походы на индивидуальные занятия были забыты, а Томми стал учить игре у других молодых музыкантов, а также разучивая песни на слух с имеющихся в доме пластинок.
Вскоре юноша попал в свою первую группу - Miserlous, но его быстро переманили к себе участники Denny and The Triumphs. Это была уже опытная подростковая группа, организованна Джорджем Ларвиком-старшим, отцом участников группы Брэда и Джорджа-младшего.
Denny and The Triumphs играли смесь рок-н-ролла, R&B и поп-хитов того времени. Состав просуществовал несколько месяцев, прежде чем басист Денни Фут был уволен, и группа сменила название на Patch of Blue.
В 2002 году Джордж Ларвик-младший рассказал, что всё то время, что Томми был в группе, он постоянно учился чему-то новому. Бобби Берги, который позже играл с Томми на барабанах в Zephyr и Energy, а также на альбомах Teaser и Private Eyes, вспоминал:
Бальный зал на крыше в Су-Сити — это место, где я впервые увидел игру Томми. Он выступал с Patch Of Blue где-то в 1966 или 1967 году. Его соло в песне Тома Джонса It’s Not Unusual действительно поразило меня. Я помню, как подумал: Эй, этот парень действительно хорош!
Patch of Blue просуществовали до середины 1967 года, а затем распались.
В 1998 году были выпущены записи Patch of Blue сделанные Джорджем-старшем в 1967 году на двухдорожечный магнитофон.
После распада Patch of Blue Томми работал в различных группах, но ни в одной надолго не задержался. Во время одной из поездок осенью 1967 года он впервые встретил автора текстов Джона Тисера, оставшегося творческим партнёром Томми до конца его жизни.
Ещё одна группа, в которой Томми успел поиграть в возрасте 14 лет называлась The Chateaux, и играл он там больше на клавишных чем на гитаре, но есть вероятность что именно его гитара звучит на сингле The Chateaux - Reference Man, который был выпущен на Eye Records в 1968 году. На стороне А была короткая версия, с малым количеством гитары, но на стороне Б была та же песня с расширенными гитарными партиями.
В 1967 году в возрасте 15-ти лет Томми бросает школу, в том числе из-за постоянных конфликтов со школьной администрацией, представителям которой не нравились длинные волосы Болина. Родители в данном конфликте заняли сторону сына и дали согласие на его поездку в Денвер.
В Денвере наш герой встречался со многими музыкантами, но никаких серьёзных предложений ему не поступало, пока одним зимним вечером он не услышал группу Cross Town Bus, в которой пел Джефф Кук. Уговорив музыкантов сыграть вместе, молодой гитарист произвёл должное впечатление и его тут же приняли в состав, который с этого момента стал называться American Standard.
American Standard быстро стали главной местной группой концертного зала The Family Dog. Промоутером в Family Dog был Барри Фей, который играл большую роль в жизни Томми до самой его смерти. Среди групп и артистов игравших на этой площадке были Cream, Canned Heat, The Jefferson Airplane, The Doors и The Grateful Dead. 14 февраля 1968 года после шоу American Standard в The Family Dog выступил Джими Хендрикс.
В 2004 году барабанщик Майкл Лотамер рассказывал:
Наш репертуар представлял собой настоящий фьюжн… Донован, Дилан, Хендрикс, The Kinks, много блюза Роберта Джонсона и других малоизвестных вещей, а также несколько оригинальных песен. Джефф написал песню, которая превратилась в хит James Gang Must Be Love. Она называлась Bring It On Up. Мы выступали по всему штату, и вот в Аспене нас увидели Кэнди и Дэвид Гивенс из группы Brown Sugar.
American Standard распались в 1968 году, и Томми на короткое время уехал в Цинциннати, прежде чем вернуться в Колорадо и сформировать Ethereal Zephyr с Джоном Фэрисом, познакомившего Томми с музыкой Джона Колтрейна, а позднее с местным блюзменом Отисом Тейлором.
Осенью 1968 года Томми и Джон будучи в составе Ethereal Zephyr джемовали с Кэнди и Дэвидом из Brown Sugar, что привело к образованию новой группы, получившей название Zephyr. В группу по предложения Отиса Тейлора был привлечён барабанщик Робби Чемберлейн и квинтет отправился в путь.
Интерес звукозаписывающих компаний к группе проявился после их второго выступления в Лос-Анжелесе, организованного Барри Феем. Предложения поступили от Atlantic, Columbia и ABC, выбор пал на последних и группа подписала контракт с дочерним лейблом ABC – Probe.
Прежде чем приступить к записи дебютного альбома Zephyr колесили по всей стране, оттачивая репертуар и концертное мастерство. В частности в январе 1969 года они выступали на разогреве у самих Led Zeppelin. После выступления Джимми Пейдж, Роберт Плант и Джон Пол Джонс подошли к их гримерке и представились, завязалась дружба. Джимми Пейдж вскоре порекомендовал Дэвиду Гтвенсу известного продюсера и инженера Эдди Крамера, которого Zephyr привлекут для работы над вторым альбомом.
Но это чуть позже, а пока в середине 1969 года началась работа над дебютником, продюсировать который взялся Билл Хелверсон, работавший инженером с Cream и Crosby, Stills and Nash. Запись началась в студии Wally Heider, где квинтету пришлось работать в промежутках между сессиями более крупных артистов. Работа с Хелверсоном, как и её итоговый результат группе не очень понравились. Музыканты считали, что альбом не смог передать суть их захватывающих живых выступлений. Я с этим мнением категорически не согласен.
Дебютник Zephyr пластинка пышущая сырой энергией. В открывающей Sail On, Томми, вокалистка Кэнди Гивенс и клавишник Джон Фэрис отрываются на полную. Удачный ход – сразу показать на что способны. Но не единственная ли это удачная композиция на альбоме? Нет. В следующей Sun's a Risin – типичном блюзе, в который для аутентичности даже добавлена губная гармоника, Томми продолжает безостановочно выдавать ноту за нотой. Дальше в альбоме наступает небольшая пауза из будто обрывающегося на полуслове кавера на соул-певца Ди Кларка (Raindrops), далее будет кавер на джазовый стандарт St. James Infirmary, превращённый группой в очень классный томный блюз. Авторская зарисовка Дэвида Гивенса Boom-Ba-Boom служит вступлением к горячему групповому блюзу Somebody Listen. Обожаю такие композиции, которые словно змеи медленно заползают тебе под кожу, великолепная командная работа. И здесь я сразу коснусь того качества Томми Болина, о котором не раз говорили его коллеги по разным группам – Томми великолепный командный игрок. И здесь это слышно и будет слышно на протяжении всего его творческого пути, мы слушаем не Томми Болина и группу, а именно группу, в данном случае группу Zephyr.
Дебют Zephyr на стал хитом, но продавался неплохо, а популярность группы продолжала набирать обороты.
Состав коллектива изменился и барабанщиком вместо Чемберлейна стал Бобби Берги, добавившй группе ещё большей динамики на сценических шоу.
В сентябре 1970 года музыканты отправились в студию Джимми Хендрикса Electric Lady Studios в Нью-Йорке, чтобы приступить к записи своего второго альбома под руководством Эдди Крамера. Крамер явно работал на этих сессиях не в полную силу, поскольку был далеко не в лучшем эмоциональном состоянии из-за гибели Джимми, но к октябрю запись альбома под названием Going Back to Colorado всё же была завершена.
Отличия в звуке слышны сразу, он не такой сырой и первобытный, как на дебюте. Стало меньше драйва, но больше разнообразия. Связано это не только со сменой продюсера, но и с перераспределением творческих ролей внутри группы. На дебюте большая часть треков коллективные, на втором основной пул поделен между супругами Гивенс и Болином (с текстами которому помогал Тисер). Один трек (Take My Love) отдали Джону Фэрису (он автор и ведущий вокалист) и только открывашка альбома написана Болиным, Гиванс и Тисером. Чета Гиванс уходит от искрящихся блюзов в сторону радиоформатных песен, на их счету: достаточно спокойные Miss Libertine и At This Very Moment, фолк-баллада со странным психоделическим вступлением Night Fades Softly и софт-роковая The Radio Song. Заметны изменения в вокале Кэнди, на первом альбоме она выдавала экспрессию в духе Дженис Джоплин, на этом же поёт куда сдержанней, мягче и уверенней (в той же Night Fades Softly прям Кристин МакВи).
А что Томми? Его гитара в первой части альбома занимает малую толику аранжировок, забудьте о нескончаемом гитарном потоке дебютника. Только на See My People Come Together, первом полностью авторской теме, Болин разыгрывается, но держит себя в рамках избранной для альбома стилистики. Далее Томми вновь показывает что он командный игрок и раз принято решение играть более радиоформатную музыку, то вот вам Keep Me и I'll Be Right Here.
С одной стороны - Going Back to Colorado во многих отношениях был лучше дебюта, а с другой - так и не стал коммерческим прорывом, на который рассчитывала группа. К тому же, укрощение энергетики Zephyr всё же привело к потере искры в их музыке.
Работая над альбомом в одной из лучших студий Нью-Йорка Болину познакомился с такими музыкантами как Джереми Стайг, Ян Хаммер и Билли Кобэм, записывавших в той же студии альбом Стайга получивший название Energy (1971).
Томми и Бобби Бёрги уже были настроены на более сложную музыку в манере Джона МакЛафлина и Mahavishnu Orchestra, которую в Zephyr играть и записывать возможности не было, поэтому в начале 1971 гитарист и барабанщик покидают Zephyr с намерением образовать свою группу.
Пути Томми и Бобби снова пересеклись с Кенди и Дэвидом в 1973 году когда они вчетвером + Джон Фэрис, собрались вместе, чтобы дать захватывающее шоу в Art's Bar & Grill в Боулдере 2 мая 1973 года.
Этот концерт был издан в 1997 году. Исполняли материал исключительно с первого альбома и каверы, среди которых Goin' Home из наследия Ten Years After.
Охотникам за живыми записями группы Zephyr рекомендую вышедшее в 2014 году трёхдисковое переиздание дебютника, дополненное концертным шоу группы 1973 году и отрывками из концертов периода 1969-1973. Бокс примечателен наличием концертных джемов, а также кавера на композицию Procol Harum - Repent Walpurgis, которую музыканты посвятили погибшему гитаристу The Rolling Stones Брайану Джонсу.
Между уходом из Zephyr и созданием коллектива Energy Болин участвует в студийной сессии с Джереми Стайгом и Билли Кобэмом, на которой записываются демо-версии композиций Sister Andrea Яна Хаммера, позже записанная оркестром Махавишну для альбома Between Nothingness & Eternity (1973), о котором на канале есть отдельный материал:
и Destiny Джина Перлы. Версия Sister Andrea с Томми увидела свет в 1996 году в составе сборника Tommy Bolin: From the Archives, а Destiny годом позже на From The Archives Volume Two.
Ведущую роль в Sister Andrea занимает флейта Стайга, гитара Болина поначалу отвечает за звуковые эффекты, но во второй части юнцу уступают место на авансцене.
Ян Хаммер говорил, что версия с Болиным ближе к авторской задумке, чем исполняемая оркестром Махавишну. Спорить с автором не буду, версии абсолютно разные, но из-за флейты Стайга отдаю предпочтение версии с Томми.
В схожем стиле, но без доминанты флейты, выполнена Destiny – инструментальный джем, украшенный плавными гитарными партиями Томми, которого хорошо запомнил игравший на этой записи Билли Кобэм.
Но о Кобэме позже, а пока перейдём наконец к новой группе, которая замышлялась изначально как инструментальная с Томми на гитаре, Джереми Стайгом на флейте, Бобби Берги на барабанах и денверским басистом Кенни Пассарелли (который впоследствии играл с Джо Уолшем и Элтоном Джоном). Этот состав отыграл несколько концертов в Колорадо, в том числе выступил в клубе Чака Морриса Tulagi в Боулдере. Затем Томми, Джереми и Кенни отправились в Нью-Йорк, где больше недели играли в Gaslight с Марти Мореллом на барабанах. После этих шоу Стайг и Пассарелли покинули группу.
Затем Томми вернулся в Колорадо и собрал новый состав Томом Стефенсоном на клавишных, Стэнли Шелдоном на басу и Бобби Берги на барабанах. Для новой группы они выбрали название Energy, по заголовку альбома Джереми Стайга. Для повышения коммерческой привлекательности коллектива, решено было добавить в состав вокалиста. Первым вокалистом был Гэри Уилсон, которого можно услышать на треке Red Skies, впервые официально вышедшем на компакт-диске Tommy Bolin: From the Archives Vol. 1 (1996). Однако Уилсон больше увлекался соулом и R&B, чем фьюжн, и его заменил Джефф Кук, участник тех самых American Standard. Куку даже пришлось пройти прослушивание, на котором он исполнил свою композицию Dreamer.
Официально Energy не выпускали ни альбомов, ни синглов, но всё же сделали ряд студийных записей, часть из которых впервые вышла на упомянутом Tommy Bolin: From the Archives Vol. 1 (1996).
Первый полноценный релиз Energy вышел в 1998 году под название The Energy Radio Broadcasts. Это шероховая запись концертного выступления группы, которое Джефф Кук назвал «джаз-металлическим фьюжн-блюзом». Поклонники Deep Purple могут послушать как звучала первая версия Lady Luck.
А в 1999 году мир получил возможность услышать полноценный студийный альбом Energy.
Почти все композиции на пластинке записаны с вокалистом Джеффом Куком, за исключением открывающей альбом великолепной Red Skies, на которой поёт Джефф Уилсон. В этой композиции великолепно соседствуют гитара Томми и мерцающие клавиши Тома Сттвенсона. В Headlight группа уходит в хард-рок и я сразу понимаю как мне не хватало этой гитары на втором альбоме Zephyr.
К джаз-роковым увлечениям группа обращается в инструментале Hok-o Hey, в котором гитара Томми звучит как на композициях, записанных с Джереми Стайгом. Преимущественно инструментальные композиции сменяют приземлённая Got No Time For Trouble и психоделическая Limits с вокалом Тома Стивенсона. Dreamer, украсившая позже сольник Томми, а также следующая за ней Miss Christmas звучат великолепно, особенно дуэт Стефенсона и Болина.
Песни это конечно хорошо, но пора бы вернуться к инструментальным номерам. В финале альбома нас ждёт четырнадцатиминутная Naked Edge, взятая из саундтрека к короткометражному фильму Break On Through (видимо такими + флейта, Томми видел Energy изначально) и дуэт Стивенсона и Болина Sky Sail.
Часть материала, написанного Томми с Джоном Тисером и Джеффом Куком, впоследствии использовалась Томми в James Gang (Got No Time for Trouble и Praylude/Red Skies), Deep Purple (Lady Luck) и на своём сольнике Teaser.
Но большая часть наследия Energy осталась на студийных полках почти на 25 лет.
В начале 1973 года из группы уходит Стивенсон, чтобы присоединится к группе Джо Уолша, а потом и Джефф Кук, место которого занял Макс Гроненталь. Долго в таком виде группа не продержалась, лейблы ими не интересовались, а необходимость сводить концы с концами вызывала неудобства на бытовом уровне.
К началу весны 1973 года Болин остался без группы и без работы, но ненадолго. В составе Mahavishnu Orchestra стали копиться противоречия относительно дальнейшего пути развития и барабанщик Билли Кобэм решил пока что поработать над своим первым сольным альбомом, для которого ему нужен был гитарист.
Кобэм не колебался и набрал номер впечатлившего его на сессиях со Стайгом Болина.