До середины 1860-х территория на пересечении нынешних Арцыбушевской и Красноармейской улиц называлась Острожной площадью в честь размещавшейся здесь городской тюрьмы.
После возведения в 1886-м году на средства Антона Шихобалова по проекту Э.И. Жибера церкви в честь Пророка Илии площадь тоже стала Ильинской. Нарядный храм сразу стал одним из духовных центров: горожане восхищались как богатым убранством, так и хором певчих, послушать которых собирались не только православные, но и «инославные» христиане. Хор был предметом гордости церковного старосты – зятя А.Н. Шихобалова Василия Сурошникова, не жалевшего для своего детища времени и средств.
При этом спокойным и благостным местом Ильинская площадь не являлась. По красочным описаниям современников, «Вокруг церкви разноголосо вскипал базар, а ближе к жилым домам от казенного винного склада тянулся так называемый "мытный двор", где проверяли и клеймили мясо, привезенное на рынок. На "Ильинке" столовалась 4-ая городская полицейская часть, а напротив - ночлежка, содержавшаяся обществом трезвости и находившаяся под наблюдением все той же полиции». Несмотря на присутствие стражей порядка, там «... лютовали горчишники со своими традиционными крючками, гирьками на проволоке, ножичками из-за голенища».
Преображение Ильинки началось в 1920-е. Рынок в голодные годы самоликвидировался, затем по центру площади пролегли трамвайные пути. Церковь в 1932-м снесли, пустив кирпич на строительство больницы, площадь переименовали в Красноармейскую и решили сделать частью парадных «ворот в город» со стороны железнодорожного вокзала.
Предполагалось, что любой путешественник, сойдя с поезда, садился на трамвай и въезжал через Красноармейскую площадь в центр города. Началось обустройство с возведения в 1938-1939-м годах на пересечении улиц Арцыбушевской и Красноармейской величественного здания «Коммунистического института журналистики» по проекту ленинградского архитектора Ноя Троцкого – признанного мастера неоклассицистических по духу монументальных ордерных композиций.
Остановила стройку Великая Отечественная . После войны, поскольку Н.А. Троцкого уже не было в живых, в 1947-м доделка здания велась по проекту Ивана Салоникиди, за год до этого выстроившего напротив знаменитый «Дом со звездой» офицерского состава ПриВО, многим напоминающий здание петербургского Адмиралтейства. Ансамбль двух зданий, образовавших те самые «парадные ворота», рассчитывался на восприятие с ул. Красноармейской.
В новое здание, протянувшееся от Арцыбушевской до улицы Братьев Коротстелевых и занявшее почти треть квартала, вселился институт «Гипровостокнефть», где, кстати, И.Г. Салоникиди в то время служил «инженером-архитектором».
Строение можно было назвать классикой послевоенного сталинского ампира. Фасады дополнял декор, характерный для «социалистического классицизма».
Протяженный вдоль Красноармейской основной объем с ритмичными рядами окон венчался балюстрадой с парапетными столбиками по осям простенков, доминантой служит угловой объем, выделенный с наружных сторон портиками с массивными рустованными колоннами во всю высоту здания.
Дорические капители так же украшал брутальный лепной орнамент, венчала здание балюстрада с тремя обелисками по углам
Завершающая угловой корпус скульптурная композиция – юноша и девушка, держащие щит с изображением нефтяной вышки , установленная в 1950-м году – подчеркивала градостроительное значение ансамбля.
В 70-х годах в сталинский ансамбль вполне гармонично вписалась 10-этажная высотка административного корпуса, спроектированная архитектором Галиной Моргун.
Строгая стеклянная пластина с глухими торцами, визуально оторванная от земли прозрачным первым этажом, пополнила небогатую копилку образцов советского модернизма в Самаре и завершила формирование ансамбля Красноармейской площади.
Нефтяники, как показало время , обосновались здесь всерьез и надолго. Институт «Гипровостокнефть» по-прежнему остается флагманом нефтяной отрасли страны по проектно-изыскательским работам, а масштабное и примечательное здание – одним из символов площади, которой в 2010-м году вернули историческое название – Ильинская.
Использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете