Один из красивейших жилых домов Самары имеет адрес Красноармейская, 62. Построенный в первые послевоенные годы, занимает целый квартал – от улицы Братьев Коростелевых до Арцыбушевской и своим главным фасадом формирует Красноармейскую - бывшую Ильинскую – площадь.
Автор проекта – яркий, но недооцененный архитектор послевоенной эпохи Иван Георгиевич Салоникиди, часть творческой судьбы которого связана с Самарой. Родился будущий зодчий 28 февраля 1912-го года в Адлере в семье сапожника, имеющего греческие корни. К моменту окончания школы в Сочи уже имел опыт работы на стройках, в 1932-м поступил в Московский архитектурный институт. В 1939-м прибыл по распределению в Куйбышевский институт «Востокнефтепроект».
По замыслу архитектора и в соответствии с генпланом 1937-го года Красноармейская площадь трактовалась как парадные «въездные ворота» в центр города со стороны вокзала. Фланкировали ансамбль площади здание «Востокнефтепроекта» и расположенный напротив П-образный жилой дом на 200 квартир.
Выразительное пятиэтажное с угловыми шестиэтажными объемами здание в стиле послевоенной сталинской классики имело эффектную композицию: «башня» на углу Красноармейской - обращенная в сторону вокзала - возвышалась несколькими ярусами и увенчивалась шпилем со звездой, со стороны же менее значимой ул. Братьев Коростелевых завершалась обычной четырехскатной кровлей.
Секционная структура дома на главных фасадах не читается – здание выглядит цельно, по центру фасадная плоскость расчленяется парадной аркой высотой в три этажа с решетчатыми чугунными воротами.
В книге самарских архитекторов Стадникова и Федорова «81 архитектурный шедевр 1917 – 2006. Самара» арке посвящено следующее описание: «Внутреннее убранство арки – это гимн звёздам, желудям и шишкам, которые разнообразно наслаиваются на классическую основу: кессоны, русты, внутриарочные триумфальные колонны. Изобретенные же автором капители подтверждают, что заезжая постмодернистская ирония – ничто по сравнению с крепким мужским юмором архитектора сталинской эпохи».
Стены покрыты квадровым рустом, верхний этаж с лоджиями превращен в ажурную галерею-колоннаду.
Угловой объем, со стороны Арцыбушевской слегка отступающий вглубь, в уровне первого этажа оформлен в виде портала с рельефным орнаментом из квадратных плиток со звездами.
Расположенные рядом высокие парные лучковые окна первого этажа, разделенные полукруглой пилястрой, пропорциями повторяют центральную арку. Верхний этаж угловой башни, отделенный поясом небольших розеток, ритмично расчленен плоскими пилястрами с капителями и волютами, над окнами размещены крупные медальоны со звездами, фриз украшен лепным орнаментом. Над карнизом башни поднимаются два покрытых плитками барабана – широкий нижний с восьмигранными окнами и узкий верхний со шпилем-обелиском с пятиконечной звездой.
Возводили здание пленные немцы, которых в те годы в городе было много. Строили для офицерского состава Приволжского военного округа. Дом поднимался, военные дожидались своих квартир, а горожане – открытия запроектированных в нем магазинов.
Когда дом достроился, а магазин открылся, толпы людей приходили полюбоваться на роскошный зал с лепниной, высоченными потолками и витринными окнами.
Правда, весь послевоенный ассортимент составляли красная икра и консервированные крабы. Позже продукты на витринах появились, а магазин стал называться «Диета».
Заселялись в «Офицерский дом» участники Великой Отечественной. В заасфальтированном дворе были высажены деревья, обустроены клумбы и палисадники, со стороны улицы разбит сквер с фонтаном. Войти в дом можно было только с Красноармейской улицы, через ворота в арке, где в будке всегда сидел дежурный с телефоном.
Дом сразу стал одним из символов Самары – появился на открытках с видами города и даже попал на обертки конфет «Куйбышевские».
Что касается Ивана Георгиевича Салоникиди - кроме «Офицерского дома», здания нынешнего института «Гипровостокнефть» напротив и стадиона «Динамо», в начале 1950-х спроектировал жилые дома по Ленинской, 117, Чапаевской, 200, Маяковского, 20.
С 1957-го по 1965-й работал доцентом кафедры архитектуры Куиси, затем был из института попросту изгнан за «нестандартное мышление». Самарская карьера на этом закончилась – Салоникиди перевелся на работу в Донецкий политехнический институт и уехал.
Дом-красавец сейчас тоже слегка постарел и немного изменился. Поста дежурного в воротах давно нет, живут в нем уже не герои войны, а их внуки и правнуки. Но ампирный гигант сталинских времен продолжает служить отголоском Победы и лицом города.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете