8,9K подписчиков

Признаки психологической травмы у детей 4-7 лет

1,4K прочитали

Педагоги, психологи и психотерапевты, работающие с детьми дошкольного возраста, знают, что детская психика обладает значительным жизненным ресурсом.

Поэтому, когда родитель обращается с запросом «у моего ребенка психотравма», в подавляющем случае это состояние психики, к счастью, не находит своего подтверждения. Ребенок может быть чем-то встревожен, напуган, быть в состоянии конфликта с кем-то, но он не отказывается от всех радостей жизни, которые присущи его возрасту.

Например, после страшного мультфильма мальчик 4-х лет стал бояться засыпать в темноте, но он по-прежнему активен днём, с увлечением играет, хорошо ест, охотно общается с окружающими. Это испуг, но не психологическая травма.

Основные признаки психологической травмы в этом возрасте могут быть:

1. Повышенная раздражительность, избегающее или агрессивное поведение. То есть родители отмечают, что «раньше он так себя не вел», «он никогда так не реагировал на мои слова», «он стал каким-то другим».

2. Проблемы со сном, ночные кошмары и бессонница. Причем эта проблема устойчивого характера. То есть несколько ночей к ряду ребенок не засыпает в обычное время, капризничает, жалуется на страшные сны, утром просыпается вялым, разбитым, со сниженным настроением.

Ребенок не спит, как прежде
Ребенок не спит, как прежде

3. Страхи и фобии, навязчивые мысли и поведение которые прослеживаются в разных видах деятельности. Так ребенок, на глазах у которого полицейские арестовали отца:

  • постоянно проигрывает сюжеты по «плохих полицейских»,
  • с криками убегает и прячется, если завидел, даже издали, полицейскую машину;
  • не может равнодушно реагировать на появление полицейских на экране: корчит рожи, показывает угрожающие жесты, после этого не может успокоиться какое-то время;

То есть он всегда реагирует на триггер его психотравмы.

4. Отстраненность, уход в себя, необщительность или излишняя привязанность к кому-то. Если ребенок раньше охотно делился своими мыслями, был открыт для общения, то под воздействием психотравмы его поведение может стать избегающим. При этом ребенка не удается вовлечь в привычную деятельность даже при помощи игр, любимых игрушек. Весь его внутренний ресурс направлен на преодоление случившегося, внимание сфокусировано на внутренней боли, поэтому внешний мир отходит на второй план.

Ребенок не играет, как прежде
Ребенок не играет, как прежде

Родители в данном случае могут давать такие оценки: «он стал как чужой», «ему неинтересно всё, что я предлагаю», «он безразличен к своим игрушкам».

Если, наоборот, возникла излишняя привязанность, то ребенок постоянно стремится к телесному контакту, например с мамой. Он, паникует, если теряет её из виду, ночью просыпается, чтобы проверить здесь ли мама. Раньше он мог спокойно играть и засыпать сам.

5. Проблемы с пищей и аппетитом. Подавленное состояние всегда сказывается на пищеварительной системе, поскольку стресс влияет на гормональный фон. Стойкое снижение аппетита – верный спутник психотравмы.

6. Проблемы с обучением и взаимоотношениями с окружающими. У детей, переживших психотравму, часто отмечается регрессивное поведение. Могут теряться уже приобретенные навыки. Например, ребенок, самостоятельно ходивший в туалет, начинает справлять нужду в штанишки или в угол, игнорируя унитаз. Или тот, кто ел самостоятельно, теперь цедит жидкую пищу с ложки.

У таких детей отмечается снижение когнитивных функций, теряется познавательный интерес к миру, снижается самооценка, произвольность внимания и памяти.

Психотерапевты и психологи могут использовать различные техники и методики, такие как игровая терапия, арт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия, чтобы помочь ребенку преодолеть психотравму.

Родители также играют важную роль в поддержке и восстановлении душевного здоровья ребенка. Они могут обсуждать с ребенком его чувства и опасения, создавать безопасную и поддерживающую атмосферу в семье, проговаривать, что все уже закончилось, ребенок прекрасно справился и жизнь продолжается дальше.

Работа над психотравмой у ребенка требует терпения, знаний и профессионального подхода. При правильной поддержке и помощи, ребенок может преодолеть свои травмы и развиться в здоровую и счастливую личность.

Сейчас много книжных и киносюжетов, когда герой под воздействием детской психотравмы творит что-то эдакое, необычное, интересное читателю или зрителю.

Но в реальной жизни гораздо больше случаев, когда дети, пережившие что-то ужасное, становились полноценными взрослыми людьми, нормально проживающими свою жизнь.

Это подтверждает отслеживание биографий детей из концлагерей, переживших войны неспокойного XX века. Да, далеко не каждому из них была оказана психологическая помощь. Но общее воодушевление общества, что наступила мирная жизнь, пришел конец страшным событиям – это сам по себе мощный психотерапевтических эффект.

Детская психика травмируется после трагических событий, которые и взрослым-то пережить трудно:

  • потеря любимых, близких людей или разрыв отношений с ними (смерть, эмоциональный развод);
  • пережитое насилие, сопровождаемое запугиванием, причинением телесного вреда (в том числе сексуального характера), сюда же можно нанести теракты, нападения;
  • разрушение привычной среды, если при этом ребенок видит, что окружающие взрослые реагируют на это страхом, паникой.

Однако всегда следует помнить, что человек рожден для жизни, психика ребенка гибкая и при участливой поддержке, ребенок восстанавливается быстрее, чем взрослый.

Для работы с психотравмой у детей важно применять комплексный подход. Раннее обращение за помощью и поддержкой специалистов прекрасно влияет на исход лечения и восстановление психического здоровья ребенка.