В мозаике человеческого сознания память занимает центральное место, позволяя нам сохранять, обрабатывать и воспроизводить информацию, ключевую для нашего взаимодействия с миром. Это особенно важно для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), чьи особенности познавательной деятельности определяют уникальные подходы к обучению и развитию.
Когда Память Играет По Своим Правилам
Дети с РАС переживают трудности с запоминанием и воспроизведением информации, что напрямую связано с особыми потребностями их нервной системы. Особенности их памяти — от замедленного темпа усвоения нового до селективности и фокусировки на конкретных интересах — требуют индивидуального подхода в образовании и развитии.
Игротерапия и Не Только: Направления Коррекции
*Создание Визуальных Подсказок:*
Для детей с РАС визуальные образы поддерживают процесс обучения и укрепляют память лучше, чем словесные объяснения. Использование карточек, схем, иллюстраций и тематических наборов может значительно улучшить запоминание и понимание материала.
*Разработка Игр на Сенсорное Восприятие: *
Сенсорные игры не только развивают восприятие, но и способствуют улучшению памяти. Игры, включающие тактильные, зрительные, слуховые и обонятельные стимулы, могут быть эффективными в создании ассоциаций и поддержке долговременного запоминания.
*Использование Рассказов и Историй: *
Создание историй с использованием предметов и персонажей, интересных ребенку с РАС, помогает улучшить усвоение информации. Этот метод можно использовать как для заучивания слов, так и для развития социальных навыков.
*Игры на Концентрацию Внимания:*
Улучшение внимания напрямую связано с укреплением памяти. Игры, требующие сосредоточенности и выдержки, способствуют развитию способности долго и эффективно сфокусироваться на задаче.
*Техники Арт-Терапии:*
Творчество, включая рисование, моделирование и музыку, как известно, способно активизировать работу мозга и тем самым стимулировать память. Процесс творчества может помочь ребенку с РАС лучше запоминать информацию и выражать свои мысли.
И в заключении моей краткой статьи хочется сказать, что глубинное понимание особенностей функционирования памяти у детей с РАС позволяет не только корректировать существующие трудности, но и открывать новые горизонты для их развития. Игротерапия, как форма обучения через игру, является одним из самых эффективных направлений в работе с такими детьми, создавая благоприятную среду для освоения новых знаний и умений.
Мы должны помнить, что каждый ребенок уникален, и подход к коррекции и развитию должен быть индивидуален, сочетая в себе любовь, внимание и научно обоснованные методы поддержки.
Пишите в постах что вас интересует по данному направление, какие есть проблемы и вопросы и в последующих постах я постараюсь осветить на ваши вопросы. Так же можете подписаться на мой новый канал по развитию нейронных связей головного мозга детей и взрослых в Телеграм: @helpneuro , где есть много бесплатного материала, упражнений, рекомендаций и тренажеров для здоровых детей и взрослых так и с проблемами с ментальным здоровьем.
С уважением к Вам, клинический психолог, нейропсихолог, майнд фитнес тренер Игорь Дудинов