Все мы вышли из него. Но не все его покинули. Прошло уж почти 110 лет, как призрак сумрака бродит по Европе. И по Штатам. И повсюду. Порой есть даже чувства, что он докатился и до космоса, что звезды загораются ежедневно несмотря на окружающую тьму. Как и многие великие произведения искусства, одна из главных работа современности - родом из России. Загорелась яркая вспышка еще в той, досоветской России, но не погас ее свет и “при Советах”. Свет? Пусть будет так, хотя это и безусловно сомнительная формулировка. Речь об “иконе” современного (да и уже не совсем современного…) человека искусств - о “Черном квадрате” К.Малевича.
Переехал из Германии в Россию
Привет, Россия! Рассказываю о том, как жизнь в стране отличается от жизни в Баварии, Германии и Европе в целом. Делюсь немецким мышлением:) Филипп ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
Познакомился я с это картиной рано. Не м=помню точно, но слышал я о ней когда-то в детстве. А лет в 10 я с родителями гостил в Амстердаме у друга семьи. Голландского архитектора. То, что местные мастера очень востребованы в мире и по сей день, не самый общеизвестный факт. Но объяснение этому определенно есть: маленькая страна, которая испокон веков отвоёвывала свою территорию у моря по островках и клочкам земли, буквально наполнена, как шедеврами градостроительных решений, так и искусством - архитектурным и изобразительным. В том возрасте я этого, конечно, еще не понимал. Но дом архитектора меня впечатлил. Хвалебные оды и туманные воспоминания я оставлю себе. Но было в доме нечто, что навсегда меня впечатлило. Вы догадались: Квадрат. Черный. Умышленно не репродукция, не работы какого-нибудь именитого последователя Малевича, а собственноручно изображенный хозяином. Или же намалеванный? Но точно намоленный.
И дело не в самой работе. Она меня, как раз, вовсе не впечатлила. Наверное, потому, что тогда на искусство я смотрел взглядом детским, беспристрастным и чистым. В картине ребенку хочется видеть эмоцию, добрый посыл, чистую и честную любовь, отблески Рая. Собственно, как и многим взрослым. Счастливцам, которые остались неиспорченными, смогли сохранить “эстетическую невинность” до самых до седин. В “Черном квадрате” ребенок же видит ровно два цвета - ч/б. Не скажет, не выразит, но точно уловит: здесь всех и всё делят на две категории, взгляд на жизнь категорично бинарен, в душе у художника “Спарта”, а не любовь, мира, а не Свет. Тьма, что как “Черная дыра” засасывает зрителя до полного растворения. До исчезновения, до потери себя в этой черноте. Ребенку же это не любо.
Нет, полотно мне откровенно не полюбилось. Но впечатлило меня больше всего, что работа стояла посредине гостиной, прямо возле камина. Там, где семья греет холодные руки, согревает потухшие сердца, набирается сил и собирается вместе. Картина стояла как главный экспонат, как религия или святыня, как икона. И как зеркало, по которому себя меряют “здесь живущие”. Меня это откровенно пришибло. Как крупный, размером с нехилый женский кулак, привычный в Баварии град. Я подумал, что тут что-то не так. И запомнил поездку. Позже я часто вспоминал эту мизансцену. Когда впервые встретился с мрачным Гетевским романтизмом и товарищами по немецкому “Sturm und Drang.” Но больше, когда я читал “Жестяной барабан”, слушал Hendrix’а и Led Zeppelin, когда начал систематически замечать, что дисгармония в ходе 20-го века стала стоить гораздо дороже гармонии. Что “улыбка - лишь ссадина ниже носа”(с), а молитва теперь обязательно “с бритвой во рту”(с).
Песня это тогда еще мне была незнакома. Да и исполнитель ее еще был в детском садике. Но строчки как будто были давно уж написаны. Может кем-то другим, а может и самой атмосферой. Атмосферой художества, построенного на изъянах, несовершенствах, пороках, увечьях и боли. Если раньше, все это где-то, порою, местами встречалось, то в веке 20-м тыльная сторона человеческой жизни как бы вышла на первый план. Искусством стало считаться только то, что “с изнанки”, неправильно, резко и колко. Что ранит, что заставляет кричать, от чего на душе становится беспокойно, тревожно и мрачно. Я лично думаю, что дело тут отчасти в эпохе: две мировые войны, череда настроений, трагедий и страшных событий катком прошлись по человеческим душам. Кто-то первым воскликнул: “клин клином!”, а кто-то это подхватил. Выразить собственные проблемы и тяготы в силах не каждый. Тут нужно и красноречие, и экспрессия, и банальная смелость. А подпевать чужой песне, но улавливающей твой стон, может каждый. Так мрак вошел в наши плейлисты, на книжную полку, и в жесткие диски.
Плохо это или же “хорошо” - в данном случае неважно. Нам с этим жить. Мрак и темное неразрывно связались с искусством, прописались в таланте, и свои “16 аршин” не сдадут. Можно ли наслаждаться таким искусством? Для меня лично этот вопрос очень сложен и тонок. Знаю, многие в комментариях меня будут судить. И осудят. Мол, тлетворное. Мол, влияние запада. Дыхание коллективного netflixa. “Раньше все было лучше”. Да, в Эдеме все было лучше. Несказанно и неописуемо. Но живем мы сейчас. Нас поставили быть, развиваться, расти в тех условиях, что с рождения нас окружают. С траекторией развития в направлении большей сложности. Я за то, чтобы светить. Не просто за Свет, а за то, чтобы Светом этим - хоть бы и эпизодически - быть. Светом, посреди темноты. Но отказ от всего, где есть мрак - это не способ. Это попытка уйти от реальности, спрятать в голову страуса, зарыться, забаррикадироваться и, как ни странно, уступить.
Нет, тьма - это тот протест, который надо “возглавить”, если остановить его ты не в силах. И поэтому я стараюсь всматриваться, вслушиваться, вникать в суть всего, что меня окружает: музыки и разговоров, литературы и блогов, шоу и изображений, искусства и культурки. Так, чтобы внутренний компас души сам бы мне подсказал: здесь светло, а не только мрак. Здесь есть радость, не только боль. Здесь - надежда! Не смущайся сомнительной формой. В конце концов, и твоя внешность изрядно подпорчена жизнью. Почему бы и искусство не пострадать? Главное, чтобы в нем было и здравое зерно. Желательно, и талант. И тогда есть все шансы, что в конечном итоге, это окажется “Белым квадратом”. Пусть и на черном фоне.
_______________________________________
Не стесняйтесь подписываться на канал, чтобы не пропустить новые байки:)
Канал существует пока на ваши донаты
НА ДОБРО🙏🏻
Карта Сбер: 2202 2080 0716 5872 Любовь Ю.