Плох тот блогер, который не слышит своих подписчиков. “Зачем мне портить вам настроение, критикую русские картины, которые мне не понравились?” - взывал я. “Чтобы была полнота картины!” - ответил читатель в целой серии комментариев. И сегодня я сделаю пробный шаг: картину я специально выбрал громкую, культовую, знаковую, но при этом явно разделяющую обществу. Большинство россиян, полагаю, “Изображая жертву” не приемлет. И объяснение мне видится более чем простым: это настоящий западный хит. Глубоко западные и очень не-русский. Пусть в титрах и сплошь русские имена, пусть действия и происходит в России, пусть основные диалоги в картине без русского мата, в своей безмерной грубости переводу на другие языки просто не подлежащему, представить себе сложно. Фильм этот из далекого 2006-го - самый настоящий тест для россиян: “а по дороге ли нам с Западом?”
Переехал из Германии в Россию
Привет, Россия! Рассказываю о том, как жизнь в стране отличается от жизни в Баварии, Германии и Европе в целом. Делюсь немецким мышлением:) Филипп ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
То, что режиссер фильма, как и титулованная исполнительница главной роли второго плана (работа обоих превосходна, спору быть не может) Россию покинули, хлопнув за собой не только дверью, но и вылив за собой баррель черной грязи, то, что оба признаны в России иноагентами - для меня неудивительно. И ударятся в политику или обсуждать справедливость тех или иных решений я не намерен. Речь о другом: тем, кто с этим фильмом сердцем и душой, с Россией сегодняшней, которую вижу я, не по пути. И наоборот. На лицо клиническая несовместимость, как это бывает, к примеру, в генетике: взаимное отторжение на уровне ДНК. Удивляет скорее, что остальные участники съемок, насколько я понял, в России. Впрочем, профессия актерская - особенная. И то, что актер играет, далеко не всегда ему близко. В сущности это и есть его хлеб, а, быть может, и дар: проживать чужие жизни, с его собственной ничего общего нет имеющие. Профессия сложная, для меня лично, незавидная. Да и времени прошло немало - все мы меняемся.
И все же, говоря о самой картине: слово “противно” в заголовки статьи я выбрал сознательно, как происходящее от “против”. Потому как и смысловой посыл картины, и ее атмосфера красного, инфернального смеха прямо из подземелья со шлейфом “после нас хоть потоп” идет в разрез с моими предпочтениями в искусстве и представлении о дозволенном. Не скажу, что я против такого искусства (борьба с искусством до добра не доводила, вспомним юных австрийских художников сотоварищи). А вот искусство это точно против меня. “Идет на меня войной.”(с) Что мне не мешает увидеть в фильме все, за что его любят. Как раз за это все его и не люблю я.
“Прикольно” - сказал о картине один знакомый. “Приколов в фильме много, а прикольного мало” - поправлю его я. А то, что озаглавлено как “черная комедия” многими, наверняка, воспринимается “чернухой”. Я же назову это “пересмешничеством”. Тем самым, как в Шарли Эбдо, без табу и запретных буйков, только талантливо. Отчего ситуация только опаснее, особенно, когда зрителем оказывается личность без стержня, не сформировавшаяся. Начнем с того, что - как и положено в постмодерне - символизм в “Изображая жертву” - едва ли не главный инструмент. Незамысловатая на первый взгляд история о молодом парне, который не знает кто он и где он, что он и зачем он, и который выбирает в качестве экзотической подработки роль жертвы в следственных экспериментах полиции (наверное, тогда еще милиции), оказывается во многом оммажем на великого “Гамлета”.
(Не) наш Гамлет ощущает себя узником в современном мире, в котором он явно не видит не малейшего смысла. Но, отличии от своего начальника, капитана полиции/милиции, человека “старой формации”, Валя вовсе не страдает от того, насколько этот современный мир изуродован, от того, что ленинградский истопник сформулировал как “мама, мы все тяжело больны, мы все сошли с ума.” Если в полковнике, при всей его грубоватости, любовь к человеку и человечеству еще жива, то циничному насквозь Вале этот спектр чувств чужд как таковой. И потому ему не больно. Не больно смотреть на уродливые и до гротеска безобразные в своей абсурдности убийства, в реконструкции которых он участвует. Не больно смотреть на дегенеративные искажения душ обвиняемых. Не больно смотреть на шокированного этим капитана. Не больно ни что происходящее с его овдовевшей матерью, нет в нем и любви к своей “Афелии”.
И если сумасшествие Гамлета он, как кажется, унаследовал (или же это не болезнь, а банальная распущенность?), то благородства в нем нет и грамма. Все в картине намекает зрителю: “не мы такие, жизнь такая”(с). Валя - дитя своего времени. А какое время, такой и Гамлет. Но я 2006-й помню, хоть и не в России, а как раз на том самом Западе, где подобное кино утонченной публике “заходит”: миф о полнейшей и поголовной бездуховности и сердечном анабиозе - ложь. Преувеличение слишком смелое. Зато эффектное.
И тем, что в Вале остается хоть что-то живое, он обязан ночным явлениям своего побившего отца. В отличии от Гамлета - трагизм этой жертвы и несправедливость ее гибели никак не объяснены. Но в состоянии комы душу “Гамлета” призрак отца все же поддерживает: она еще жива, раз ей бывает страшно. Но для на то, чтобы вершить справедливость, хотя бы воображаемую, Вали не хватает: в финале он просто отравляет всех своих близких. Буднично, как чистят зубы или пьют стакан воды. Просто подавая к столу японскую ядовитую рыбу фугу. Просто из интереса, чем все кончится. Чтобы “посмотреть кино”. Кино с плохим концом. Концом, которые переворачивает все с ног на голову, делая “профессиональную жертву” обвиняемым. А во сне к Вале приходит отец, и на этот раз они оба тонут. Надежда умирает.
На лицо знакомство авторов с психотерапией, в частности транзитным анализом и переключением “жертва” - “палач" во множестве “игр, в которые играют люди”. На лицо и их нежелание использовать свои познания для того, чтобы помочь себе или зрителю. Нет, они предпочитают эрудицией хвалиться, а не славить Творца. Талант они не зарывают, но и не преумножают. Они приносят его на алтарь зла. И тут невозможно не сказать об еще одной важнейшей линии в картине: образ человека, вечно изображающего жертву, определенно дань представлению многих критиков христианства о якобы ущербной и беззащитной фигуре Христа. Которая, по мнению, в частности, многих психотерапевтов - ничто иное как апофеоз мифа о человеке со сценарием “вечной жертвы”. Упивающейся своими страданиями и жалостью к себе. Жалостью, что призвана заменить “жертве” любовь, которую она отчаялась встретить в жизни. Параллель это авторами открыто поддерживается в обложках и иллюстрациях к картине.
Ну и чтобы вычурной и эрудированной многосложности точно хватило на лавры артхаус по-западному, лейтмотивом в фильме выступает модная уже в те годы стилистика японских аниме, а также вся японская поп-культура - от кухни и до музыки. Адский замес готов. Почти всем моим друзьям-европейцам понравится. Даже очень. И потому я им этого не покажу: не хочу им зла. Зло заразно. А зло талантливое - вдвойне и тройне. Русскому же человеку фильм не опасен - у него есть и "святое" и любовь. Главные противоядия, надежнее ядреного хрена "васаби".
_______________________________________
Не стесняйтесь подписываться на канал, чтобы не пропустить новые байки:)
Канал существует пока только на ваши донаты -
НА ВАСАБИ, ЧТОБЫ НЕ ОТРАВИТЬСЯ ЭТОЙ ФУГУ🙏🏻
Карта Сбер: 2202 2080 0716 5872 Любовь Ю.