Увидев на стенде в библиотеке книгу с таким названием и рисунком, я сделала стойку, как сеттер на дичь. А чтение 400+ страниц растянулось на немыслимый для меня срок - 2 месяца.
Что пошло не так?
О чем книга?
В ноябре 1910 года Лев Толстой, не в силах больше вынести семейного конфликта, бежит из Ясной Поляны в сопровождении домашнего врача Маковицкого. Куда - ему и самому не ясно. Пересаживается с поезда на поезд, заболевает воспалением легких, умирает на станции Астапово.
Спустя век писатель Владимир Березин в компании Директора музея, Критика и Архитектора отправляются в путешествие по тому же маршруту. (Аннотация обещала, что я без труда узнаю, кто эти люди, но у меня нет ни одной версии, ну да ладно).
Книга - сборник размышлений, навеянных маршрутом. О литературе и истории, путешествиях и дневниках, битвах и полководцах, пионерах-героях и музейном братстве, о Циолковском и гранёном стакане и прочих королях и капусте.
Мои впечатления
Написано для эрудированного, любящего русскую литературу вообще и Толстого в частности читателя. То есть вроде бы я целевая аудитория).
Язык хорош:
Я неловко вылез на обочину, небо успокоилось, внезапно сдёрнув с себя тучи, как купальный халат.
Автор интересно мыслит, часто хотелось вскрикнуть: "Ааааа! как это верно!" Например, о современном туризме:
Доступность путеществия привела к девальвации взгляда в окно, обесцениванию фотографии чужого города и однотипности воспоминаний о дороге.
А представьте, вы пытаетесь сфотографировать музейный экспонат в провинциальном городке:
но надо мной стояла караульная старушка из тех, что нипочем не пустили бы революционных матросов в "Эрмитаж".
А вот прекрасное о литературоведах. Мне не хватает опыта, чтобы согласно или отрицательно покачать головой, но очень похоже на правду):
Достоевсковеды - сплошь, правда, западники и, получив обильные гранты, сразу шмыг в какой-нибудь Баден-Баден. Толстознатцы - народ отчего-то сильно пьющий, оттого я часто видел их босыми в Ясной Поляне. И пришвиноведов я тоже хорошо представляю: знал двоих. Они умеренно-православны, с расчёсанными бородками и ценят плетение словес и поход по грибы в сентябре. Шукшинолюбы всё норовят в нетрезвом виде заехать кому-то по морде. Цветаеведки - пьющие женщины, закусывают рябиной и склонны к лесбиянству. Набоковеды - аристократы, собственный снобизм считающие своим главным достоинством.
Авторское чувство юмора мне очень близко.
Помните, Левин Со Свияжским и другими помещиками спорят об эффективности крестьянского труда после отмены крепостного права? Каждый высказывает своё, сто раз обдуманное и никто не слушает оппонента. Березин об этой сцене пишет:
Дальше начинается то, что теперь называется "сетевой срач", а тогда звалось "спор неравнодушных людей о будущем России".
Признаюсь, я ждала чего-то в духе Довлатовского "Заповедника" и/или "Бегства из рая" Басинского, и все для этого у автора есть - юмор, знание предмета, любовь к Толстому, оригинальность. Но почему-то книга увлекала только поначалу.
Нет сюжета, нет связного повествования, а есть размышления обо всем, что по пути приходит в голову. И хотя все вертится вокруг Толстого, его то и мне и не хватило. Несмотря на объемные цитаты.
Вывод
Если читать о последнем маршруте владельца Ясной Поляны, то "Лев Толстой: бегство из рая" Павла Басинского". Там и последовательная реконструкция событий, и документы, и попытка разобраться, что представляла из себя семейная жизнь Толстых и что привело к такому её финалу.
А если просто послушать, как умный, эрудированный человек рассуждает обо всем понемногу, то можно и Березина.
В тему на канале можно почитать: