Найти в Дзене
Картины рассказывают...

Радости и печали детства на картинах Кирилла Лемоха

Не так давно я опубликовала статью "Счастливое детство на картинах Гаэтано Кьеричи". Некоторые комментаторы возмущались, какие грязные дети на картинах, какие неприглядные у них условия жизни. Но то были итальянские дети.

Сегодня разговор тоже о детях. Но наших, русских, живших примерно в то же время, что и дети Гаэтано Кьеричи. Сегодня "детские" картины русского художника Кирилла Викентьевича Лемоха (1841 - 1910).

Сестренка, ок. 1890. Русский музей, Санкт-Петербург
Сестренка, ок. 1890. Русский музей, Санкт-Петербург

Художник Кирилл Викентьевич Лемох - один из 14 лучших выпускников Академии, которые отказались участвовать в конкурсе на главную награду учебного заведения — Большую золотую медаль.

Они выступали за право писать то, что хочется, за свободу творчества.

Больное дитя, 1875. Киевская картинная галерея
Больное дитя, 1875. Киевская картинная галерея

Лемох стал одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, которые на своих полотнах стремились передать жизнь без прикрас.

Выздоравливающая, 1889. Приморская государственная картинная галерея, Владивосток
Выздоравливающая, 1889. Приморская государственная картинная галерея, Владивосток

На многих картинах бытового жанра Главными героями становились крестьянские дети, которых художник приглашал в свою мастерскую для позирования.

Крестьянский мальчик, 1897. Частная коллекция
Крестьянский мальчик, 1897. Частная коллекция
Девочка с цветами, 1883. Художественный музей имени А. Н. Радищева, Саратов
Девочка с цветами, 1883. Художественный музей имени А. Н. Радищева, Саратов

Многие годы каждое лето художник проводил на даче в селе Ховрино недалеко от Москвы, где оборудовал собственную мастерскую.

Он познакомился с жителями села, помогал им материально, выслушивал их проблемы и, по возможности, решал их.

Крестьянские девочки, 1892. Частная коллекция
Крестьянские девочки, 1892. Частная коллекция

Поэтому крестьяне уважали художника, разрешали писать их детей.

Летом, 1890. Азербайджанский национальный музей искусств, Баку
Летом, 1890. Азербайджанский национальный музей искусств, Баку
Девочки. 1893. Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого
Девочки. 1893. Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого

Да и сами соглашались позировать.

Родительская радость, 1890-е. Калужский областной художественный музей
Родительская радость, 1890-е. Калужский областной художественный музей
Семейное счастье, 1890-е. Частная коллекция
Семейное счастье, 1890-е. Частная коллекция
Пьяный муж, 1890-е. Таганрогский художественный музей
Пьяный муж, 1890-е. Таганрогский художественный музей

Критики отмечали, что художник изображал небогатый быт селян правдиво, но при этом сглаживал некоторые детали, которые могли показаться неэстетичными.

Новое знакомство, 1885. Омский областной музей изобразительных искусств
Новое знакомство, 1885. Омский областной музей изобразительных искусств
Новое знакомство, 1885. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Новое знакомство, 1885. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
 Где болтались?, 1897. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
Где болтались?, 1897. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
Новый член семьи, ок. 1890. Астраханская областная картинная галерея
Новый член семьи, ок. 1890. Астраханская областная картинная галерея

Моя же любимая картина Лемоха - это "Варька".

Варька, 1893. Государственное музейное объединение "Художественная культура Русского Севера", Архангельск
Варька, 1893. Государственное музейное объединение "Художественная культура Русского Севера", Архангельск

Озорная босоногая девчонка в платочке и с куклой в руках.

Правда, Варька - не крестьянская дочь. Это дочь самого художника Варвара Кирилловна, которая в будущем выйдет замуж за военного инженера и фотографа Владимира Дмитриевича Менделеева, сына Д. И. Менделеева.