Найти тему

Советские "дикари": почему так путешественников называли в СССР

Оглавление

"Клянемся не бриться, не пить, не курить.. И остаться дикарями, ура-а-а-а-а!" Клятву герои фильма "Три плюс два" в общем-то сдержали, но все же заедала порой тоска по "цивилизации". "Ведь говорили мне, - вздыхал герой Андрея Миронова. - Поезжай в санатории.." Но команда испытания все ровно выдержала, и дикий туризм в СССР восторжествовал.

Фильм "Три плюс два" в 1963 году побил все рекорды советского кинопроката и вызвал настоящий туристический бум. А "литгазета" даже написала: "Слово "дикари" настолько вошло в обиход, что его можно употребить без кавычек. А все потому, что дикари стали самой массовой категорией отдыхающих, выбиравших маршруты по своему вкусу". Вкусам любителей палаток, котелков и песен у костров больше всего отвечали морские побережья Крыма, Кавказа и Прибалтики. Они были самыми популярными туристическими направлениями.

"Не блещут манерой аристократов"

"Они в городах не блещут манерой аристократов", - пели барды о небритых дикарях. Согнувшись под тяжестью рюкзаков, парни в вытянутых трениках штурмовали поезда, автобусы и паромы. Счастливчиками считались те, кто за билетами в кассы не давился, а добирался до места на своих машинах, как герои "Три плюс два". Те ребята прикатили в Крым на старой "победе" и поставили ее чуть ли не у самой кромки воды.

Сегодня они тут же бы схлопотали штраф, но тогда на это не обращали внимание. Бонус не малый, но едва не единственный для туристов "на колесах". Дороги 60-70-х годов от идеала были далеки, а бензоколонки и автосервисы и вовсе встречались крайне редко. Так что каждый уважающий себя водила по определению был рукастым парнем и мог починить все, что угодно, прямо на дороге.

Правильные мужики машину к отпускному сезону готовили всю зиму, ведь серьезная поломка в пути могла обернуться кошмаром.

Словом, добраться тогда от родного гаража за тысячу, а то и две километров до Балтийского, Каспийского, Азовского или самого любимого из морей - Черного - было суровым испытанием.

Полный багажник железяк, десятки килограммов провизии и немеряно всякого туристического скарба. В "до жигулевские" времена перечень запчастей и прочего автомобильного барахла, без которого никто не пускался в долгий путь, был всеобъемлющ. Запаски, масло из расчета на 5000 километров, килограмм солидола, пол-литра тормозной жидкости, столько же "дистиллировки", железная проволока, золотники и много чего еще.

Справочники советовали, как рассовать весь скарб по разным углам машины, и призывали: "Отправляться в дальний путь колонной из трех-четырех автомобилей". Только так и можно и было пристроить железяки, палатки, спальники и прочее по разным машинам. Все, собственно, так и делали. Ведь только брезентовая палатка и ватные спальники уже занимали полбагажника! А еще были примусы, миски-кружки, топоры-пилы, саперные лопатки, наконец. Ими рыли дренажную траншею вокруг палатки, чтобы не проснуться после ливня в холодной луже.

Туристы сначала договаривались с друзьями о дате старта автокараваном, а только потом шли в отдел кадров оформлять отпуска. Двигались по картам и справочникам с описанием разных маршрутов. Это были бумажные прообразы GPS-навигаторов. Но "безлошадным", как называли тогда туристов без авто, доставалось куда больше.

"Жрать тушенку с кашей больше нету сил!"

-2

Туристы "без колес" добирались до мест отдыха с пересадками разными видами транспорта, если везло, то на попутных грузовиках, но чаще на своих двоих. Топоры замкнуты за армейские ремни, саперные лопатки и гитары на плечах. В такт шагу позвякивали котелки и алюминиевые кружки, что обычно в рюкзаках не умещалось, а крепилось к поясам.

Котелки походники предпочитали армейские - в их крышках можно было что-либо жарить, и не надо брать сковороду. Чтобы хоть немного облегчить свои рюкзаки, тюки и скатки, некоторые где-то доставали палатки из списанных парашютов - те были компактнее брезентовых и весели килограмм пять или около того. Рюкзаки заводского производства - "Абалаковский" или "Ермак" - служили не один десяток лет, а потому имели вид лихой и бывалый.

Многие, правда, им предпочитали армейские вещмешки, добытые за пол-литра у знакомого прапора. Но с тяжелыми ватными спальными мешками на деревянных пуговицах ничего нельзя было поделать. Облегченные синтетические синтетическим утеплителем спальники появятся еще только в 80-х годах. А в 60-70-е особо изобретательные умудрялись брать один мешок на двоих, только не понятно как они его умудрялись застегнуть.

Пешие дикари примусов с собой не брали и готовили еду на кострах. Бедолаги и так передвигались на полусогнутых, неся котомки с одеждой и продуктами - крупами-макаронами, сгущенкой-тушенкой. Из консервов больше всего запомнились "Бычки в томатном соусе" и "Завтрак туриста". Правда, над теми, кто брал слишком много консервов, друзья подшучивали, вы, мол, кто: туристы-романтики или мещане-дачники? Вы же не жрать и спать сюда приехали, а смотреть на звезды и петь песни под луной у костра.

Без стеба и хохм дикари жить не могли и вечно горланили всякие смешные куплеты: "Мысли плотоядные вьются в голове, / Жаренная курица ночью сниться мне! / Жрать тушенку с кашей больше нету сил, / Ой, кто же мне в палатке на морду наступил?" Когда на "Бычков в томате" уже и смотреть не могли, то оставляли в лагере дежурных и шли в ближайшую деревню, где покупали у местных картошку, яйца, сало. Вкуснее, казалось, ничего на свете и не пробовали.

"Посидим с товарищами у костра"

Кстати, дикарями называли не только любителей палаток и котелков, а и менее романтичных отдыхающих. Тех, кому отпуск летом дали, а санаторную путевку - нет. Обделенные выбирали какой-то курортный город или деревеньку близ моря, покупали билеты, приезжали в Ялту, Сочи, Сухуми или пригороды тех же курортов и снимали там жилье.

В городах - обычно комнату в многоэтажке, а в пригородах, как сами говорили, нечто вроде "курятника" с кроватью и столиком снаружи. Мылись тут же во дворе под солнечным душем - кабине метр на метр и баком на крыше. Туда закачивалась вода из колодца, солнце ее за день нагревало, и перед сном можно было постоять под теплой водой.

-3

Снимая жилье в городах, ходили в бани. Если хозяева разрешали готовить на своей кухне, то ели дома. Если нет, то и платили за жилье меньше, а питались в столовых. Время, проводили, жарясь на каком-нибудь диком пляже, где народу поменьше, а в пасмурную погоду ехали на экскурсию.

Вариант был бюджетный и вполне для многих приемлемый. Только где тут вообще романтика и поэзия, когда "дым костра создает уют, искры гаснут в полете сами"?! А ведь стихи Визбора, Высоцкого, Карпова, Якушевой, Дольского без всего этого, может, и не появились бы. Собственно, и бардовская песня как жанр родилась именно у костров среди людей, которым главное - "была бы прочна палатка, да был бы не скучен путь". За что им огромное спасибо от следующих поколений дикарей, да и вообще от всех романтиков.