Найти в Дзене
I love 2PM

Айдолы-продюсеры: как пишут песни, формула к-поп хита, где «потолок» их творчества (на примере 2PM, BTS и Stray Kids)

На заре моего интереса к к-поп должность продюсера у меня стойко ассоциировалась или с важными суровыми дяденьками из наших 90-х, которые деньгами и связями проталкивали условных «стрелок» в мир шоу-бизнеса, или с еще более важными и суровыми голливудскими дяденьками, которые посредством других связей пристраивали актрис в кино.

Когда слышала, к примеру, что Джун Кей спродюсировал такую-то песню 2PM, всегда задавалась вопросом – он по радиостанциям и телеканалам сам бегал что ли и пристраивал свою композицию? И только потом до меня дошло, что продюсеры к-поп (музыкальные продюсеры) – это непосредственно про создание песен, а не про их раскрутку. Вторым занимается целый гарнизон разных менеджеров, директоров, дистрибьютеров и т.д.

Джун Кей/Минджун
Джун Кей/Минджун

Если очень коротко, то есть три вида участия в написании песен: продюсирование, музыка и текст. То есть создать песню может как один человек во всех трех ипостасях, так и три участника или целая команда. Как правило, над песней в к-поп, особенно заглавкой, работает команда. Компания нередко покупает музыку или текст у авторов или группы авторов (иногда зарубежных). Есть также штатные продюсеры и композиторы, которые пишут сами или доводят купленный материал до ума, допридумывают чего-нибудь интересное типа хуков, покупают сэмплы, делают биты и т.п.

Как правило, к-поп песни имеют одинаковую структуру: вступление (интро) – куплет – пред-припев (пре-хорус) – припев – куплет – мост (бридж) – припев – завершение. Сегменты могут, конечно, меняться. Иногда бывает три припева, пост-припев (какое-нибудь ля-ля-ля, поп-поп-поп, как, например, у Наён из Twice в «Pop» или вау-вау-вау у BTS в «Fire»), расширенный или усиленный припев (и то, и другое у Ateez в конце в «Deja Vu») и мно-о-ого чего еще, что воедино как раз и собирает продюсер. Это тот человек, который обладает способностью соединять разрозненные элементы и видеть еще до начала работы, как будет звучать песня. Что на самом деле очень сложно, потому что для этого нужен талант, большой опыт, чуткий слух и знание всяких технических штук.

Как раз вот такие всякие необычности и интересности в песнях запоминаются, потому что написать куплет-припев-куплет-припев и добавить один хук (цепляющая часть, то, как говорят, за что авторам деньги платят😊) может любой, кто знает ноты. Собственно, песни нашей эстрады так и пишутся. К-поп песни, особенно последних лет, намного сложнее и интереснее. Хотя и раньше выдавали шедевры. Например, партия GD в «Fantastic Baby» считается легендарным и уникальным вступлением, по которому мгновенно угадывается песня.

GD в «Fantastic Baby»
GD в «Fantastic Baby»

Мои любимые сегменты – это моменты разгона перед припевом (в статье про Ateez писала, что именно за это люблю их «Guеrilla», хотя там пост-хорус двойной обалденный, а бит вообще сумасшедший) и то, как часто в к-поп песнях усиливают последний сегмент, чтобы уж как ба-бахнуть под конец. Для этого могут ввести дополнительный инструментал, ударные, бэк-вокал, ускорить музыку, Скизы вот Феликсом часто усиливают (а вы думали, что он в группе только чтобы лицом светить?😊).

Айдолы во всей этой теме сочинительства музыки разбираться не обязаны, тем более заниматься аранжировкой. Да им никто и не доверит, потому что в к-поп музыкальная аранжировка, особенно для заглавок, имеет решающее значение, зайдет ли песня публике и станет ли популярной. Но есть среди айдолов уникумы, которые пишут и продюсируют песни не хуже штатных специалистов.

Минджун, Намджун (РМ), Бан Чан
Минджун, Намджун (РМ), Бан Чан

2PM

Не секрет, что айдолов сначала не допускали к продюсированию. Для 2PM изначально писал песни сам Пак Чжинён (JYP). Причем нередко в одиночку или с одним-двумя помощниками. Но и песни 10-15 лет назад были проще. «Heartbeat», «Hands Up», «A.D.T.O.Y.», «Comeback When You Hear This Song», «Again & Again», «Don't Stop Can't Stop», «Without U» – все эти песни спродюсировал Пак Чжинён. Причем половина из этих и еще многие другие даже не являются заглавками (думаю, поклонники 2PM понимают, насколько эти песни классные).

Hands Up
Hands Up

Все дело в том, что в то время агентства еще хитростью не страдали и выпускали нормальные студийные альбомы раз, в которых было 10 и больше песен. Это потом уже появились миники с одной заглавкой по сути + три-четыре бисайда (в лучшем случае написанные не на коленке). Да еще куча версий такого альбома. А потом радуются – ух-ты – как мы хорошо продаемся по пять раз в год.

Многие любят к-поп песни того времени, потому что они именно песни, ровные, мелодичные, а не просто крутые разрозненные звуки. У меня одна из самых любимых «Again & Again». Куплет, который поют два вокалиста, припев поют другие два вокалиста, бридж – два рэпера, последний припев усиливается бэк-вокалом Джэбома на фоне основного вокала Минджуна. Приятная мелодия, хороший темп, все просто и понятно. Непонятно только, зачем в припеве, который исполняют самые сильные вокалисты Минджун и Джэбом, нужно было так коряво автотюнить их голоса. Но у Пак Чжинёна какая-то особая любовь к автотюну😊.

Зато он не очень жаловал особо одаренных айдолов, которые сами писали песни. Вернее, айдол мог что-то сочинить, но песня отправлялась в альбом только с одобрения Пак Чжинёна и исключительно в качестве би-сайда. Может, у него такая профессиональная ревность была или в авторских отчислениях дело, а, может, тщательный отбор материала, чтобы треки соответствовали концепции и все такое.

Первым айдолом, которому удалось протащить свою песню на заглавку, был как раз Минджун. До этого он писал би-сайды (потом присоединились Чуно, Тэкён и остальные). Первой его заглавкой, к которой он сам написал слова, в соавторстве с другими композиторами музыку, а также поучаствовал в аранжировке, стала «Go Crazy!». Чем, собственно, Минджун очень гордился и не раз об этом рассказывал.

-5

Песня вроде и в стиле 2PM, но еще более энергичная, музыка более эмоционально насыщенная, больше звуков синтезатора, интересные голосовые вставочки. Видно, что Минджун постарался. Однако почему-то аранжировкой для группы он особо больше не занимался. Намного чаще писал музыку и текст. Хотя, опять же, аранжировка песен 2PM не такая бешенная как у Стреев, к примеру. Песни тупиэшей хороши как раз музыкой и словами (когда знаешь их перевод😊).

Причем удивительно, что у 2PM было много разных авторов, но всегда четко выдерживался стиль. Даже «Make It» является явной музыкальной отсылкой к «My House»: мелодии схожи, звук гитары на фоне. А если еще учесть, что «Make It» своеобразный ремейк дебютной «10 out of 10», то круг замыкается. Кстати, «My House» очень стильная для своего времени вещь. Вроде аранжировка снова несложная, но достаточно энергичная для песни про любовь. Я вообще люблю, когда песня к финалу набирает темп.

My House
My House

Зато Минджун, как и другие участники 2PM, сам занимается сольными проектами. Не знаю, кто из участников насколько активно вовлекается в творческий процесс, но, думаю, Минджун и Чуно (хотя сейчас он в основном в актерстве) в продюсирование включались. Сольные треки иногда не такие выверенные, не очень трендовые, не притянуты к успешной музыкальной формуле. Зато они хороши тем, что, как говорится, за ними видно человека, а не шелест купюр. Здесь айдол может развернуться и как композитор, и как продюсер.

Минджун
Минджун

BTS

В BTS основные авторы – тройка рэперов Шуга, РМ и Джей Хоуп. Только парни для группы больше писали текст или музыку, а также рэп-партии (каждый рэпер их делает под себя), потому что в BigHit тогда был (и до сих пор, вроде, остается, для ТХТ и Enhypen сочиняет) совершенно гениальный продюсер и автор песен Pdogg (именно он же завербовал Намджуна?).

Pdogg
Pdogg

Если посмотреть кредиты самых известных песен BTS до периода Dynamite, то, наверное, ко всем песням (или к большинству) приложил руку Пидогг. По крайней мере к моим любимым «Fire» и «Idol» точно.

Повезло же мне, не помню уже в каком году, первой песней у BTS услышать именно «Fire». Потому что в этой песне прекрасно все. Потрясающее «бульторунэ» от Шуги в самом начале, которое как раз-таки Шуга и придумал. Далее бодрый рэп-куплет опять же в исполнении Шуги и Хосока (мой любимый дуэт у бантан), припев с цепляющим вау-вау-вау, шикарное заключение, которое усилили более энергичной музыкой и фоновым «файе-ер». Все по классике.

Шуга
Шуга

Песня «Idol» не менее хороша. Там вообще загнались и еще рефрен вставили с главным посылом «люблю себя, люблю фанатов, никогда не изменюсь». А кто-то из музыкальных критиков говорил, что хук «оо-оо-уо» вообще считается одним из лучших в к-поп.

Кроме того, Пидогг еще и потрясающий битмейкер, что для песен в стиле хип-хоп – основа основ. И какие-же классные, энергичные и разнообразные биты в «Dope», «Mic Drop», «Fake Love»… да во всех его песнях. «Not today» для меня вообще шедевр в плане соединения хип-хопа и электронной музыки, использования синтезаторов. Такая более тяжелая вариация «Fire» и «Dope». А сэмпл крика, опять же, считается одним из самых интересных. Пидогг даже из «War of Hormone» сделал потрясающую в музыкальном плане штуку, хотя парни еще были совсем зелеными.

Если представить, что с этими песнями сегодня дебютирует какая-нибудь другая группа, то, уверенна, большинство композиций зайдет на ура. Ну, может, чуть современного лоска им добавить, и все.

И как же попсово на их фоне звучат американские синглы BTS. Я не АРМИ, я не обязана любить и восторгаться всеми песнями бантан. Верно? Верно. Всем понятно, для чего айдолы поют англоязычные песни. Плюс взрослеют они, меняются – все это тоже понятно. Но та же «Dynamite» слушается как три прихлопа, два притопа. Кстати, там реально в одном темпе на фоне ВСЮ песню хлопки звучат.

-10

Но вот парадокс – простые мелодичные вещи массовой публике нравятся больше. Вообще считается, что сложная мелодия больше для поклонников жанра, а легкая – для всех. «Dynamite» – позитивная яркая песня, «dyn-na-na-na» очень сильно пристает. В свое время сильно выстрелила, но, как по мне, парни ее перешагнули и пошли дальше, а вот песни Пидогга верны хип-хоп корням BTS.

К написанию англоязычных синглов айдолов не особо-то допускают, потому что у западных студий свои условия, кто должен писать и продюсировать песни под их лейблом (там тоже много талантов, которые денюжку хотят). Что в таком случае остается айдолам, которые могут писать и продюсировать? Опять же, работать над сольными проектами, как, например, делает Шуга, Джей Хоуп или RM (тут снова можно вспомнить фразу про «видно человека»).

Или сочинять для фанатов, как недавняя «Never Let Go» от Чонгука, в написании которой он вроде как принимал значительное участие, или предармейская «Yet To Come», которую создали Пидогг с парнями. Не самые яркие композиции BTS, но они и не предполагались быть такими.

Джей Хоуп, РМ, Шуга
Джей Хоуп, РМ, Шуга

SKZ

Ну тут, как в фильме, глянь, чё делается. Многие фанаты козыряют тем, что их кумиры сами пишут себе песни, но стоит открыть кредиты, как там целый гарнизон авторов, а айдолы в лучшем случае пару строчек к треку приписали. Stray Kids же на самом деле сочиняют сами. Три человека, или всем известный сабюнит 3Racha (Хан, Чанбин и Бан Чан, если кто не знает😊).

Бан Чан, Хан, Чанбин
Бан Чан, Хан, Чанбин

Ну ладно, конечно, у них в соавторах штатные продюсеры JYPE и разные другие, в том числе и западные. Потому что дебютные песни пацанов нужно было подчистить и довести до кондиции (все-таки в JYPEдебютировали, нельзя ударить в грязь лицом), а сейчас производительность у Стреев бешенная, вывозить каждый альбом самостоятельно, естественно, сложно. Однако, наверное, 90% музыки и слов написано ими, а в продюсерах почти всегда в первой строчке Бан Чан.

Благодаря тому что в к-поп случились 3Racha, у Стреев есть свой уникальный стиль. Ох, как они любят миксовать хип-хоп, рок и электронную музыку, накидать автотюна, поиздеваться поэкспериментировать над структурой песни и битами.

Причем им даже не надо придумывать какое-нибудь оригинальное запоминающее начало они его все равно, конечно, придумывают, потому что Скизы начинают так мощно и агрессивно, что их ни с кем не спутаешь. Если сравнить интро песен со входом в дверь, то 2PM тактично постучат, BTSвойдут без стука, а Скизы выбьют дверь ногой (например, рэпом Чанбина как в «Thunderous» или сиреной на фоне как в «District 9»).

Чанбин в «Thunderous»
Чанбин в «Thunderous»

Сразу понятно, что, ре-бя-та-а, тут будет жесткий агрессивный бит. И как же здорово у них получается. Вроде бы стиль один, но насколько усложняются треки с каждым альбомом, насколько песни разные(это я только про заглавки, а есть еще совершенно разнообразные би-сайды). «Lose My Breath» не в счет, тут, как и у бантан, чисто для англоязычного рынка, глобального продвижения и т.д. Парни эту песню не продюсировали.

Дебютная «District 9» уже была хороша. Особенно припевы и завершение с тревожными звуками синтезатора, криком Бан Чана, ярким вокалом парней и на контрасте хриплым голосом Феликса.

District 9
District 9

Но, например, «S-Class» уже совершенно другой уровень. Эта песня как лоскутное одеяло, умело сшитое мастером. Сегменты песни абсолютно разные, музыкальных стилей всяких накидали, необычных звуков, но как здорово все это соединено вместе. Не зря Хёнджин охарактеризовал этот трек как ««уникальное и особенное чувство, в котором Stray Kids хороши». Это точно – хороши.

Начали как обычно движухой, мощно, агрессивно, с Чанбина естественно. Первый куплет стильный, но такой больше для разогрева. Совершенно потрясающе мелодичные пре-хорусы (их два) в этой песне, сначала с классным вокалом Сынмина и милашным Феликсом, потом с голосистыми Бан Чаном и опять Сынмином. Припев – снова мощь и агрессия. Пост-хорус – мягкая хип-хоп часть с Линоу. Второй куплет – вообще шедевр а-ля хип-поп старой школы со сменой битов. Чувственный лиричный бридж в исполнении Айена. В последнем куплете уже подключается четверка рэперов, в припеве Линоу и Хенджин вместе, и усиливается Феликсом.

В общем, не знаю, как Стреев можно не любить или как минимум не уважать за качественную работу, от которой выигрывают не только они, но и весь к-поп. Не зря в последнее время помимо самих Stay как много поклонников парней по принципу ARMY + Stay, МОА+ Stay, ATINY+ Stay и т.д. Фанатам групп JYPE вообще не комильфо проходить мимо:)

А если возвращаться к теме статьи, то из этой тройки групп в плане сам написал-сам спродюсировал наибольший потенциал у Стреев. У 2PM в этом плане надежда на Минджуна, но большой вопрос, выйдет ли у тупиэшей еще хотя бы один полноценный альбом. BTS ударились в англоязычное соло (но я еще верю в Шугу😊), и тоже неясно, порадуют ли новым альбомом. А Стреи, в первую очередь Бан Чан и его два верных товарища, не сомневаюсь, еще удивят в продюсерском плане, несмотря на то что уже задрали такую планку, до которой многие группы в принципе не дотянутся.

Много настрочила, поэтому спасибо тем, кто осилил:)) Если про кого вдруг недостаточно хорошо написала, ну, не знаю… поставьте меня в угол. А вообще я за к-поп, хороший и разный.