Найти в Дзене
Григорий И.

Мой университет. Диплом. Лекция 10. Гоголь-актёр

Гоголь-гимназист в гримерной перед выходом на сцену Григорий Иоффе Из воспоминаний гимназиста Т.Г. Пащенко: «…думали тогда, что Гоголь поступит на сцену, что у него громадный сценический талант и все данные для игры на сцене: мимика, гримировка, переменный голос и полнейшее перерождение в роли, какие он играет»… Нам известно, что Василий Афанасьевич Гоголь, отец будущего писателя, был организатором театра у Д.П. Трощинского, однако не известно, в каком году это было. Возможны два варианта. В 1806 году Трощинский уходит в отставку с поста министра уделов и до1814 года живет в Кибинцах, избирается губернским маршалом. С 1814 до 1817 он министр юстиции, после выхода в отставку живет в столице, а около 1822 года вновь приезжает в Кибинцы и живет здесь до конца жизни, то есть до 1829 года. Следовательно, театр мог быть организован либо в 1806–1814-е годы, либо между 1822 и 1825 (когда умер Василий Афанасьевич). Если взять второй вариант, то театр Трощинского мог быть и не первым театром в

Гоголь-гимназист в гримерной перед выходом на сцену

Григорий Иоффе

Из воспоминаний гимназиста Т.Г. Пащенко:

«…думали тогда, что Гоголь поступит на сцену, что у него громадный сценический талант и все данные для игры на сцене: мимика, гримировка, переменный голос и полнейшее перерождение в роли, какие он играет»…

Нам известно, что Василий Афанасьевич Гоголь, отец будущего писателя, был организатором театра у Д.П. Трощинского, однако не известно, в каком году это было. Возможны два варианта. В 1806 году Трощинский уходит в отставку с поста министра уделов и до1814 года живет в Кибинцах, избирается губернским маршалом. С 1814 до 1817 он министр юстиции, после выхода в отставку живет в столице, а около 1822 года вновь приезжает в Кибинцы и живет здесь до конца жизни, то есть до 1829 года.

Следовательно, театр мог быть организован либо в 1806–1814-е годы, либо между 1822 и 1825 (когда умер Василий Афанасьевич).

Если взять второй вариант, то театр Трощинского мог быть и не первым театром в жизни Гоголя. С августа 1818 по июнь 1819 и с весны 1820 до начала 1821 года он учился в Полтаве, в уездном поветовом училище (вместе с братом Иваном). В Полтаве в те годы был свой театр, который в 1817 году возглавил И.П. Котляревский. Он же был назначен и директором переехавшей сюда в это время из Харькова труппы антрепренера И.Ф. Штейна. С 1817 по 1821 в этой труппе работал М.С. Щепкин. Здесь Котляревский поставил «Ябеду» В.В. Капниста, «Несчастье от кареты» Я.Б. Княжнина и другие пьесы.

Специально для этого театра Котляревский написал и обе свои пьесы: комическую оперу «Наталка-Полтавка» и одноактную комедию «Солдат-чародей» («Москаль-чарiвник»). Обе они были поставлены в 1819 году. Роль выборного в «Наталке-Полтавке» в день премьеры и Чупруна в «Солдате-чародее» исполнял Щепкин.

Постановки этого театра, таким образом, мог видеть Гоголь в годы учения в Полтаве. Тогда же, возможно, он впервые увидел на сцене и Щепкина…

Говоря о первых спектаклях, которые мог видеть Гоголь, необходимо упомянуть и о народном кукольном театре – «Вертепе», широко распространенном на Украине, в Белоруссии и в России в XVII–XVIII веках и удержавшемся еще кое-где и в начале XIX века. «Вертеп» Гоголь мог увидеть в Полтаве, а затем в Нежине.

Театр в гимназии возник в 1827 году, но отдельные представления были уже в январе 1824 года. Наблюдения за организаторской и режиссерской работой отца в Кибинцах позволили Николаю занять в школьном театре одно из ведущих мест. О том же говорит и П.Е. Щеголев: «Другим поприщем, на котором честолюбие Николая Васильевича могло находить удовлетворение (первое – занятия живописью. – Г.И.), были сценические представления. Здесь Гоголь являлся первым лицом. Он пользовался своими впечатлениями, вынесенными из домашнего театра Трощинского, и указаниями своего отца, к которому он обращался с просьбами о полотне, костюмах и других нужных пособиях для театра… Между прочим, он поставил и одну из комедий своего отца»…

Биограф Гоголя А. Коялович: «Гоголь вскоре завоевывает себе положение, которое выдвигает его вперед и вместе с тем дает работу и направление его художественным силам. После нескольких литературных предприятий в роде издания журналов и сочинения подражательных стихотворений и прозаических пьес, Гоголь окончательно обращается к театру и очень скоро занимает в среде своих товарищей-актеров первое и блестящее место».

Театр становится для Гоголя не просто забавой – но частью жизни, чем-то необходимым. Это тем более очевидно, что нам известно немало свидетельств, указывающих на природный актерский талант Гоголя. О том, например, с каким мастерством, чувством читал он свои произведения уже в зрелом возрасте… Причем, играл он не только на сцене, а подчас и в жизни. О притворном бешенстве его, продолжавшемся в течение двух месяцев, рассказывают, например, Н. Кукольник и Т. Пащенко.

Пащенко рассказывает и о другом интересном случае, когда Гоголю удалось убедить гимназиста М.А. Риттера, известного, правда, своей доверчивостью, что у того якобы «бычачьи глаза».

Театр становится для Гоголя не только хорошей актерской школой, но и первым учебником драматургии. Причем, примеры в этом учебнике были взяты главным образом из пьес русских авторов. Пьесы французские и немецкие ставились реже. Если восстановить, насколько это возможно, репертуар нежинского школьного театра и сравнить его с тогдашним репертуаром столичных театров – большой разницы мы не обнаружим. В общем списке окажутся прежде всего пьесы Сумарокова, Фонвизина, Озерова, Писарева, Княжнина, Крылова…

В литературе о Гоголе есть несколько указаний на актерские работы его в школьном театре.

«Гоголь любил преимущественно комические пьесы и брал роли стариков…» – вспоминал Пащенко. Однако, не только стариков. Одинаково хорошо удавались ему и роли старух, и даже трагедийные роли. Роль Креона в трагедии Озерова «Эдип в Афинах» – единственная известная нам трагедийная роль Гоголя. Можно лишь предположить, что он участвовал и в других игравшихся в гимназии трагедиях, например, в «Фингале» Озерова или «Дмитрии Самозванце» Сумарокова…

Прежде чем подробнее остановиться на женских ролях Гоголя, вспомним о традиции, перешедшей из западноевропейского театра в театр русского классицизма: комический актер должен был в пределах своего амплуа играть, кроме мужских, и женские роли, преимущественно – комических старух. Одним из лучших таких актеров был соратник Ф.Г. Волкова Яков Данилович Шумский. Он был первым исполнителем роли Еремеевны в «Недоросле».

Тот факт, что традиции этой следовали и нежинские актеры-гимназисты, говорит о достаточно глубоком знании ими современного театра. Видимо, хорошо была им известна и история постановок «Недоросля». Тут, правда, комический актер Гоголь играл не Еремеевну, а Простакову. К.М. Базили, участник гимназических спектаклей, писал в своем дневнике: «Видел я эту пьесу и в Москве, и в Петербурге, но сохранил всегда то убеждение, что ни одной актрисе не удавалась роль Простаковой так хорошо, как играл эту роль шестнадцатилетний тогда Гоголь»…

-2

Н. Кукольник - Митрофанушка, Н. Гоголь - Простакова

Один лишь учитель латинского языка И.Г. Кулжинский связывает роль Еремеевны с Гоголем: «Живо я помню представление “Недоросля”. На гимназическом театре Гоголь играл Еремеевну; хохотали до слез».

Играл Гоголь и еще одну старуху – няньку Василису в комедии И.А. Крылова «Урок дочкам».

Были в репертуаре Гоголя и щепкинские роли: Репейкин в водевиле А.И. Писарева «Хлопотун, или дело мастера боится», Досажаев в «Лукавине» того же Писарева. Сюда можно добавить, по воспоминаниям Кукольника, «Чудаков», комедию Княжнина…

Знаем мы и еще несколько пьес, ставившихся в гимназии. Не известно, какие роли Гоголь в этих пьесах играл, но можно с большой уверенностью полагать, что постановка их без Гоголя вряд ли могла обойтись.

Несколько слов о театре говорит и сам Гоголь в письме Г.И. Высоцкому от 19 марта 1827 года: «Масленую мы провели прекрасно. – Четыре дня сряду был у нас театр… Пиесы, представленные нами, были следующие: “Недоросль”, соч. Фон-Визина, “Неудачный примиритель” – комедия Я. Княжнина, “Береговое право” – Коцебу, а вдобавок еще одну французскую, соч. Флориана, и еще не насытились: к светлому празднику заготовляем еще несколько пьес…»

Проанализировав игравшиеся в школьном театре пьесы, мы нашли бы в них немало ситуаций, использованных или переработанных Гоголем впоследствии. Например, в образе Верхолета из комедии Княжнина «Хвастун» уже заложено немало черт, близких Хлестакову: это мот, лгун, картежник и в довершение всего должник, спасающийся от кредиторов.

Ярким было и впечатление, вынесенное Гоголем из юношеских лет благодаря пьесам, посвященным народному быту: многие образы и ситуации «Вечеров на хуторе близ Диканьки» взяты из комедий отца, произведений Нарежного, из малороссийских песен и народных преданий. Сюда надо добавить «Энеиду» и обе пьесы Котляревского, с творчеством которого Гоголь был хорошо знаком… Вероятно, близки к этим пьесам были и малороссийские комедии, написанные Гоголем для гимназического театра. Возможно, сюжеты этих комедий легли впоследствии в основу прославивших его «Вечеров…»

Список упомянутых здесь произведений можно было бы расширить за счет наиболее известных и популярных пьес того времени. Например, Гоголь знал драматургию Капниста, а Сумарокова гимназисты знали не только по «Самозванцу»: сама школьная программа вряд ли ограничивалась одной пьесой Сумарокова. Не могли Гоголь и его товарищи не знать «Бригадира» Фонвизина, целый ряд популярных пьес Крылова, Княжнина, Загоскина, Писарева. Можно было бы добавить в этот список и имена других, не упоминавшихся здесь, но хорошо известных в начале ХIХ века драматургов Шаховского, Хмельницкого, Лукина, Майкова…

Тем не менее, в работе приводятся лишь те авторы и названия пьес, установить которые удалось документально.

К читателям:

Дорогие друзья! В поисках иллюстраций к прочитанной вами только что публикации я нашел лишь два рисунка. Первый, в гримерке, приписывают некоему Е Рябову. В числе соучеников Гоголя человек с такой фамилией нигде не упоминается, поэтому трудно установить, рисунок ли это с натуры, или плод чьей-то фантазии. Нигде не указан и автор второго рисунка - сцены из "Недоросля".

Возможно, ответы на эти вопросы хранятся в украинских архивах (АН УССР, как называлась она в советские времена, в архиве Нежинской гимназии и других), но добраться до них в то время, когда я работал над дипломом, возможности не было. А теперь и подавно.

Может быть, кому-то из вас, друзья, вдруг, а может быть, и по долгу службы, известно что-то по этому поводу. Буду рад любым комментариям. И даже комментам.