Они бывают настолько очевидными, что удивляешься: как создатели кино не заметили сами?
Условно ляпы в фильмах, которые допускаются конкретно с часами, можно разделить на такие виды.
1–2. «Счастливые часов не наблюдают»: часы постоянно показывают одно и то же
Видимо, именно этой известной поговоркой руководствуются съемочные группы, которые не отслеживают в режиме живого времени показываемые ими истории. Порой бывает, что на протяжении всего фильма часы указывают на одни и те же цифры.
Так было, к примеру, в знаменитой советской комедии Эльдара Рязанова «Служебный роман». В ней много сцен происходило в кабинете Калугиной и его «предбаннике», где висели часы, стрелки которых застыли в одном положении. Словно бы в офисе статистического (! заметьте) учреждения время встало.
Так было и в шикарной комедии СССР от Леонида Гайдая «Операция "Ы"…». Там в новелле «Напарник» в различных сценах сюжет развивался просто-таки галопом, герои провернули множество дел, но все это время стрелки на часах у Шурика неизменно показывали 7:25.
3. «Вот какое время было раньше – такое нервное, взгляни, Алиса»: различные часы показывают разное время
Подобный ляп важно отличать от ситуаций, когда часы в один и тот же момент показывают разное время намеренно, допустим:
- стену в доме Волшебника из фильма СССР от Марка Захарова «Обыкновенное чудо» украшал зеркально перевернутый циферблат;
- в советской комедии Леонида Гайдая «12 стульев» сначала на одной и той же площади отставали друг от друга часы на разных башнях, а потом стрелки легендарного «Павла Бурэ» испортила эксцентричная мадам Грицацуева.
Но, как уже сказано, этакие перевертыши попали в кадр специально.
А вот во всё тот же «Служебный роман» просочился настоящий ляп: когда Рыжова пришла утром в офис, на будильнике было 9:10, а на ее наручных часах – 4:10.
Ну, да Оленька вообще жила в мире фантазий, где обычные законы времени не действуют.
4. «Все бегут-бегут-бегут, а он стоит»: часы очень уж спешат
Бывают просчеты фильмов, когда часы слишком уж торопятся. По крайней мере для нашей системы вещей.
Вспомним для примера серию «Кровавая надпись» из цикла Игоря Масленникова «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
Любители этого шикарного фильма об английском сыщике, конечно же, помнят сцену, когда он демонстрировал другу свой легендарный метод на примере якобы незнакомца на улице, которого они заметили из окна и который затем оказался братом Шерлока – Майкрофтом.
Так вот при этом можно было видеть часы на стене в гостиной:
- вначале на них было 15:00;
- потом Холмс отсмеялся над незадачливым доктором, но не успел закончить, как к ним пришел почтальон с посланием;
- затем, когда Шерлок взял у него письмо, было уже 15:20.
=> Судя по всему, великий сыщик был огромным любителем посмеяться – добрых 20 минут на это потратил…
5. «Не по дням, а по часам»: часы уж слишком отстают
Бывают огрехи, противоположные только что рассмотренным: часы неестественно отстают. Во всяком случае для нашего пространственно-временного континуума.
Так получилось в легендарном кино о советском разведчике «17 мгновений весны» от Татьяны Лиозновой. В «Элефанте», где Штирлицу устроили встречу с женой, показания настенных часов кафе отставали от времени, которое заявляли по сюжету.
Это особенно бросается в глаза с учетом того, насколько существенное значение буквально каждой минуте придавали создатели картины и сам главный герой. Так, когда служанка в доме Штирлица на его вопрос о времени ответила приблизительно, тот мысленно позавидовал ей: «Она может себе позволить это "около семи"; самые счастливые люди на земле – те, кто может вольно обращаться с временем, ничуть не опасаясь за последствия».
6–9. «Неизменно ЧАСовым полагается смена»: часы не соответствуют времени, логике и т. п.
Ну, а самыми интересными бывают концептуальные ляпы кино. То бишь когда не просто стрелка не то показывает, а режиссер совершает логическую, историческую либо какую-то еще важную ошибку.
К примеру, в известном фантастическом фильме Роберта Земекиса «Назад в будущее» очень большое значение придавалось часам. Часы там показывали самые разные, от них отталкивались герои в приключениях, от них многое зависело, но почему-то ни на одном из этих механизмов не было секундной стрелки.
И впрямь: подумаешь – какая мелочь, всего лишь главный пункт(ик) всей интриги…
А в другом голливудском кино – комедии Джона Лэндиса «Шпионы как мы» – в кадр крупным планом попали якобы советские наручные часы. И там о них говорили, что это копия «Таймекса» 1969 г. И в аккурат по этому аксессуару персонажи догадались, что попали в ловушку советских шпионов.
Однако в нашей стране никаких подобных копий в 1969 г. не существовало. Цифровые модели «Таймекс» у нас стали делать лишь в 1972 г., причем другого подвида, нежели показанный в фильме.
Да и вообще на стоп-кадре видно, что слово «Таймекс» наклеено. Пуще того, оно написано зеркально (ну, не знают в Штатах эту странную букву «й»).
Очень близкий просчет попал в фильм Квентина Тарантино «Однажды в... Голливуде». Там действие происходило как раз в 1969 г. А на запястье героя Брэда Питта была заметна импозантная модель «Ситизэн 8118 Виллхиад», которую стали изготавливать только в начале 1970-х гг.
Однако самый вкусный, самый сочный ляп попал в наш всеми любимый советский фильм Лиозновой «17 мгновений весны». В нем на стене у шефа Гестапо висели часы, которые мало того, что появились лишь через добрые 25 лет после войны – в 1970-х гг., так еще и производились... во вражеском государстве.
Итак, на стене у Генриха Мюллера висели…
…советские часы «Слава». Простенькие такие пластмассовые, какие были у многих в СССР.
Причем у «папаши» кино-Мюллера в кабинете висело целых два часовых механизма. И второй был, так сказать, идеологически правильный – немецкий. А первый вот… идеологией не вышел.
Впрочем, в кадре эти советские часы появлялись всего пару раз. Даже на черно-белой пленке их было сложно заметить. А вот когда картину Лиозновой колоризировали, просчет стал более явным.
_____
Подобные ошибки могут быть вовсе не просчетами, а специальными допущениями, в частности чтоб оправдать банальный продактплейсмент. Вот просто некая фирма проплатила рекламу своего хронометра – и его запустили в ленту вопреки логике.
Чаще же всего промахи в фильмах возникают по самой простой причине: одну сцену снимают за много подходов, делая по несколько дублей любого эпизода, поэтому оставить часы идущими в живом режиме нелепо – в смонтированном сюжете они будут показывать самые невероятные скачки туда-сюда-обратно.
Поэтому обычно, когда среди реквизита имеются часы, их ход просто останавливают до начала съемок.
Самые ответственные съемочные группы предусматривают данный момент и четко отслеживают, чтобы стрелки в каждом новом кадре показывали то время, какое должно быть по ходу развития сюжета.
А не самые ответственные просто упускают это. В итоге мы можем наблюдать забавные недочеты, огрехи и ляпсусы.
Но мы, зрители, меньше любить эти фильмы не станем. Наоборот: то, что мы находим упущения в хороших кино, говорит как раз о нашем обожании. Ведь, если что-то ценишь особенно, то замечаешь в нем буквально каждую мелочь.
Да и большинство ляпов – это именно мелочи, которые не делают картины менее замечательными.
Что до идеологических и прочих концептуальных ляпов – это уже вопрос к персональным «тараканам» сценаристов и режиссеров.
П. с. Дорогие читатели, называйте и ваши примеры ляпов в кино и мультиках с часами, которые вы заметили. Интересно же ж, составим небольшую антологию.
П. п. с. А на очень близкие темы читайте посты «"День сурка": сколько времени герой Мюррея просидел в Пенсильвании», плюс «Странные сотрудники Института времени в "Гостье из будущего"», а также «Смешные ляпы в кино, связанные с возрастом героев».
И отгадывайте тесты, где надо назвать советский фильм или мультфильм по часам в кадре и еще по зеркалу в кадре (близкому мистическому предмету).
#кино #культура #юмор #СССР #советское_кино #фильмы #знаменитости