«Кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет»
Посмотрели «Бизон: Дело манекенщицы» режиссера Сергея Чекалова и продюсера Валерия Тодоровского, только что получивший премию Ассоциации продюсеров кино и телевидения как лучший телесериал 2023 года.
Вполне смотрибельный, хотя несколько затянутый. Тем более, что едва ли не с первой серии становится понятно, кто окажется главным негодяем. Но даже вездесущий, «зубами вперёд» Безруков с его плохой дикцией и везде одинаковыми ужимками в роли упертого МУРовского следака раздражает меньше, чем в остальных ролях. И девушки-манекенщицы симпатичные, и как положено, на любой вкус - и блондинка, и брюнетка, и шатенка. Опять же – песни Высоцкого, стихи Шпаликова.
Что плохо. Во-первых, уже утомила эта схема, кочующая из одного сериала/фильма про уголовный розыск в другой: есть один принципиальный следователь с небольшой группой таких же честных помощников; прочие - не столь упертые, а то и мешающие докопаться до правды сотрудники «угро»; начальник, который через раз гнется при звонке сверху или от «смежников»-чекистов.
Во-вторых, из-за моды на ретро, у истоков которой стоял и Валерий Тодоровский, ощущается явная нехватка реквизита, а, возможно, и идей. И потому из проекта в проект кочует одна и та же мебель, одежда, машины, кадры советской Москвы и т.п.
Но самое главное - в-третьих. В разных проектах сюжет строится на одной и той же идее. Берется СССР 70-80-х (иногда ранее), и через уголовное расследование показывается, как прогнила не страна, не люди, а ее верхушка! В «Бизоне» все завязано на нелегальное производство дефицитного шмотья, в чем участвуют и руководство дома моделей, и директор швейной фабрики. В вышедшем весной сериале «Мосгаз. Дело № 10. Метроном» преступное обогащение происходит через левые концерты «звезд» советской эстрады. И в обоих случаях весь этот криминальный антисоветский бизнес крышуют высокопоставленные партийцы и чекисты.
Высокопоставленные чекисты из сериала в сериал оказываются невероятными негодяями, которые в лучшем случае просто «гребут бабло», в худшем - готовы еще и Родину с ее секретами и ценностями продать (что в «Зеленом фургоне» 2020 г., где дело происходит в 1946-м в Одессе, что в «Г.Д.Р.» 2024 года, рассказывающем о разрушении Берлинской стены в 1989 г.). Кстати, в большинстве случаев продажным чекистам противостоят честные «менты». Иногда – честные чекисты.
Это что? Продолжение старого советского противостояния между КГБ и МВД в искусстве? Или у наших кинематографистов такой своеобразный эзопов язык? Снять кино о том, как нынешние чекисты у власти (правда, сегодня «менты», как и чиновники военного ведомства, работают с ними в дружной связке) обворовывают, разлагают и уничтожают страну изнутри, нельзя. А если показать, как это было 40 или больше лет назад (а и в самом деле было), то и начальство не заругает, и умный зритель все поймет.