С самых пеленок я пыталась внедрять сказки в жизнь сына параллельно с чтением книг. Чтение успешно зашло. А сказки напрочь отвергались и в год, и в три, и в пять. Сама формулировка «давай расскажу сказку про…», «жили-были…», «в одном сказочном лесу…» и ей подобные вызывали у сына сильное неприятие, вплоть до слез.
В моей системе координат сказки детям нужны также как материнская любовь, свежий воздух или игровой процесс. Мне сказки перед сном рассказывали все: и бабушка, и мама, а папа песни пел про Одессу, которая жемчужина у моря 😅
Но насильно мил не будешь. Нет так нет. Проживем без сказок. Всегда читали книги запоем перед сном. Уповали на их благотворное влияние на когнитивные функции, речь, внимание и прочие флажки детского развития.
Однако, как писала ранее, чтение книг, каким бы архиважным ни было, не является панацеей детского развития. И от задержки психоречевого развития не застрахует. А жаль.
По мере непрерывной реабилитации на протяжении уже почти 5 лет улучшение когнитивных и социально-поведенческих навыков с момента обнаружения задержки шло скачкообразно, но всегда только вперед.
Разные этапы ознаменовались определенными навыками, как в плане крупной или мелкой моторики, улучшения сенсорных и проприоцептивных ощущений, так и в плане когнитивных, коммуникативных и поведенческих аспектов.
Это было лирическое отступление на тему того, что до восприятия и желания слушать мамины сказки, видимо, мозгу нужно было дозреть.
Дозрел после 7 лет. Совершенно случайно в ходе ежедневных обнимашек и щекоток, когда я ни с того, ни с сего начала ему вещать про неких мальчика Петю и девочку Машу, которые остались дома одни, и с ними происходили разные приключения на грани опасностей.
Интуитивно я вплела в канву повествования потенциально интересные для сына моменты (например, дети обязательно скакали по диванам и кроватям, зная, что родители им это запрещают, полицейские приехали на «пятнашке» (одна из Лёниных фаворитов отечественного автопрома Lada 21015), а грабитель, стало быть, коварно подъехал на «четырке».
Сыну настолько запал в душу такой формат сказки, что постепенно это переросло в традицию рассказывать сказку после чтения книг перед сном.
По началу я так радовалась тому, что ему интересен мой полет фантазии, что он внимательно слушает, затаив дыхание, что я к его большому счастью наполняла такие сюжеты еще более захватывающими приключениями всё тех же оторви-да-выбрось Пети и Маши.
Когда эти сказки действительно стали системой, ежедневным ритуалом перед сном, я решила облачить их в чуть более поучительную и полезную форму.
Многострадальные Петя и Маша сталкивались с разного рода опасностями, которые благополучно преодолевали благодаря знаниям правил безопасности, добрым соседям/прохожим или счастливому стечению обстоятельств. В конце каждой сказки появлялись родители Пети и Маши, охали-ахали, узнав о приключениях отпрысков, и нравоучительно подытоживали «мораль сей басни» вместе с детьми.
Для меня формат сказок стал спасительным кругом в плане объяснений правил безопасности. В других жанрах, начиная от простого повествования, строгих нравоучений или настольных игр это никак не заходило Леониду. Увы. Он не воспринимал, не понимал, старался слиться с таких занудно-поучительных лекций про чужих дядей и тетей, с которыми нельзя никуда уходить и прочих историй про этот опасный и жестокий мир.
В какой-то момент я почувствовала нехорошую зацикленность именно на данных героях. Пару раз предлагала Лёне рассказать про других детей, что вызвало ожесточенный отпор. Петя и Маша железобетонно удерживали монополию на сказочную индустрию и не собирались делиться с другими детьми 😅
Начала вести подпольно-партизанскую войну за разнообразие сказочных персонажей. Первые сказки с другими детьми были встречены под грустное всхлипывание, раздраженные капризы и гневные крики «Не надо про Костю и Марину, давай про Петю и Машу!!!»😈
Мало-помалу захватывающие сюжеты, интригующие подробности, участие домашних животных в сказках с другими детьми сделали свое дело и Леонид стал спокойно слушать про приключения любых детей с любыми именами.
В какой-то момент на мой взгляд тема детской безопасности в рамках квартиры, улицы или детской площадки себя немного изжила. Мой мозг устал генерировать 100500-й новый сюжет, а Леонид, как раз-таки снова зациклился именно на сказках про деток. И никакие бабки-ёжки, иваны-царевичи, ковры-самолеты и иже с ними его не интересовали.
Пришла пора перевозить мамину необузданную фантазию из городских стен квартиры в бескрайние просторы сказочного леса с его персонажами. И да, такие сказочные реформы тоже были встречены народным недовольством и слезами.
Пришлось включать дипломатию и договариваться, что перед дневным сном (да, он у нас до сих пор есть и убирать его не хотелось бы) у нас сказка про Мишку, который проснулся после зимней спячки и пошел на пасеку воровать мед, а перед ночным сном — сказка про деток, которые остались в квартире одни, а к ним залез грабитель.
Так, постепенно, у Леонида выработалась толерантность к любого рода сказочному сюжету без зацикленностей на определенных событиях или персонажах.
Если бы я воспитывала здорового нормотипичного ребенка, исходила бы строго из его желания слушать сказку, запроса и потребностей. Современная жизнь куда более интересна, увлекательна и многогранна, чем была 100, 50 и даже 30 лет назад. Все те шаблоны социально одобряемого поведения, нормы, правила, ограничения, моральные ценности, представления о добре и зле ребенок сегодня может получить из совершенно разных источников. Будь то обучающие мультфильмы, подкасты, мастер-классы, квесты, конкурсы и прочие инициативы и мероприятия. Сказки в их классическом понимании — лишь капля в море нынешнего обучающего контента.
Так вот, любовь и интерес к сказкам у ребенка с особенностями ментального здоровья считаю большим прорывом, успехом и достижением. Почему? Объясняю.
✅ Хорошо сформированное умение концентрировать внимание
✅ Умение воспринимать абстрактную аудиальную информацию, не подкрепленную визуальным материалом (как в случае с чтением книг с картинками или просмотров мультфильмов)
✅ Хорошо сформированный эмоциональный интеллект. Понимание чувств и эмоций героев, присутствует ярко выраженная эмпатия (всегда жалеет отрицательных персонажей, если их в отместку кто-то побьет или покусает😅)
✅ Повторение и закрепление на конкретных примерах правил безопасности и норм общественного поведения
✅ Постепенное понимание морально-этических ценностей и получение представления о добре и зле (через сказки и образы героев я пытаюсь объяснить значение понятий «жадный», «хитрый», «умный» и прочие)
✅ Усвоение причинно-следственных связей
✅ И конечно же РЕЧЬ! Благодаря ежедневным сказкам, которые я в тандеме со своей фантазией рожаю в муках, у Леонида заметно расширился словарный запас (хотя не скажу, что он и раньше был скудным, но нет пределов совершенству 😁), а еще стали появляться ласкающие мой слух сложные грамматические конструкции («Мишка наденет защитный костюм, чтобы его не покусали пчелы»), заметно выросло количество задаваемых вопросов с новыми вопросительными словами. Увы и ах, почемучка в нем еще так и не проснулся. Но ничего, я терпеливая.
✅ Про психологический комфорт ребенка в эти драгоценные минуты единения с мамой даже и говорить смысла нет. И так понятно, что это бесценно😍