Эрик Эриксон показал, что фиксация на токсическом стыде происходит, если ребенок не получил достаточной автономии в период приучения к горшку и знакомства с прочими самостоятельными делами детства (едой, игрушками, песочницей, лазалками, одеждой и пр.), то есть если растущая самостоятельность ребëнка встретила существенные ограничения. А Марио Якоби утверждал, что ядовитый стыд - это всегда результат невзаимности. Нам становится стыдно, если то, что мы предъявляем миру, не встречает поддержки. Это работает даже на взрослых. Мужчины и женщины до сих пор стесняются признаваться друг другу в любви, если не уверены во взаимности. И даже просто познакомиться иной раз сложно по этой причине.
Взгляды Эриксона и Якоби не противоречат друг другу, лишь дополняют. По сути, они оба говорят о том, что, если наше естественное движение души встречает отторжение, мы стыдимся; если встречает отторжение долго, часто и в моменты особой уязвимости, то стыд становится вечным спутником человека.
Невзаимность и блокировка самостоятельности
- это когда ты хочешь, а тебе нельзя. Возиться в песочнице, бегать за гаражами с ребятами, ходить с подружками на дискотеку, жить отдельно от родителей, учиться, где хочется, да и вообще принимать решения самостоятельно.
- это когда ты делаешь, а тебя отвергают. Подарил рисунок маме, а потом нашел его в мусорке; получил четвёрку, а папа рассердился, почему не пятëрка; принёс котëнка, а котëнка не приняли; сделал доброе дело, а оказалось, что не так да и вообще не надо было.
- это когда ты есть, а всем всë равно. Родители в работе, в собственных планах, в загуле, в депрессии, в психозе, в тысяче километров от тебя. Так рождается стыд, связанный со страхом помешать кому-то жить его чудесную или не очень жизнь.
Ядовитый стыд - это источник всех трудностей, связанных с искренним и честным выражением себя. Из-за такого стыда сама Самость, получается, встречает препятствия. Мы не можем быть Собой, если душа находится в тисках стыда. Нам далеко до творчества или хотя бы выражения своих чувств и следования им, если мы всë ещё верим в то, что нам это нельзя, что нас отвергнут, осудят, обругают или просто проигнорируют.
Стыд, призванный выстраивать границы личности и укреплять Эго, становится капканом, сковывающим Самость. Теперь ты точно знаешь, что допустимо, а что нет, но лишь в семье, от которой ты зависишь. Эти предубеждения настолько ригидны, что порой не меняются даже, когда ты вырос, приобрёл материальную и фактическую самостоятельность или даже когда родители умерли.
Ядовитый стыд - основа созависимых отношений и явный маркер того, что сепарация от родительских фигур не произошла. Напомню, что сепарация - это не отказ от ценностей семьи, а их личная переоценка с учётом собственного опыта в новой значимой группе и изменившегося исторического времени.
Жизнь с вечной оглядкой "а можно ли мне?" - серьёзный повод задуматься о том, стоит ли осмелиться и начать потихоньку воплощать Себя.
Автор: Денисова Анна
Психолог, Супервизор, Психоаналитик Семейный психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru