Пролив Босфор, соединяющий Черное море с Мировым океаном, имеет длину около 30 км, не вполне ясное происхождение, важное экономическое значение, а также интересную историю, в немалой степени насыщенную драматизмом
Название «Босфор» (Боспор) буквально переводится с греческого как «коровий брод». Боспором Фракийским эллины именовали собственно современный Босфор, а Боспором Киммерийским – Керченский пролив. По поводу возникновения топонима существует четыре версии.
Согласно «Метаморфозам» Публия Овидия Назона (8 г. н.э.), чтобы уберечь свою возлюбленную Ио от гнева Геры-Юноны, Зевс-Юпитер превратил первую в белую корову, которая вброд перешла достаточно узкий пролив, соединяющий Черное море с Мраморным. Точнее, это были тогда два озера.
Другая версия гласит, что коровий брод здесь появился благодаря 10-му подвигу Геракла, который перегонял через пролив быков Гериона. Согласно третьей версии, в одну корову оценивалась стоимость паромной переправы через Босфор, поскольку скот играл роль денег до того, как они появились. Четвертый вариант гласит, что «коровий брод» - обозначение длинного узкого извилистого пролива на сленге тогдашних мореходов.
Современная наука полагает, что Босфорский пролив образовался естественным путем порядка 7,5 тысяч лет назад в результате геологического разлома, землетрясения и (или) под воздействием таяния ледников. В Черном море уровень воды тогда был на 100 м ниже, чем с Средиземном, и мощный водяной поток, идущий с юга на север, породил легенды о Всемирном потопе. Впоследствии пролив несколько раз перекрывался и опять открывался под воздействием геологических подъемов, снижений, сдвигов, эрозии и оползней. Есть версия, что крайний раз это было сделано рукотворно.
Корабль «Арго», следовавший ориентировочно в 1300 году до н.э. в Черное море из Эгейского, без особых сложностей прошел пролив Дарданеллы (Геллеспонт), Мраморное море (Пропонтиду) и Босфор. Однако на выходе в Понт Эвксинский путь перекрыли сходящиеся скалы-Симплегады. Не исключено, что это был заброшенный, но все еще кое-как работающий автомеханический шлюз, построенный египетскими фараонами синхронно с «про-Суэцким» каналом (согласно Геродоту, в 1800-х годах до н.э.). Как далее гласит легенда, скальные «ворота» открылись, после того, как зазор между ними пролетела пущенная аргонавтом Евфемом, сыном Посейдона, птица. После прохода «Арго» Симплегады заклинило и больше они не сходились уже никогда.
Троянская война с задействованием всего греческого флота и многотысячным десантом случилась лет через 50 после рейда «Арго». А почему? Прибрежная Троя, подобно стоящему на Босфоре Стамбулу-Константинополю, оперативно взяла под контроль недавно образовавшийся пролив Дарданеллы. Хитроумный Одиссей был сыном аргонавта Лаэрта и, как правитель Итаки, сумел уговорить царей Микен, Спарты и других ахейских государств объединить усилия во имя перспектив мореплавания по новому маршруту. Но с «таможней», видимо, договориться не удалось, и проблемную Трою сравняли с песком, для чего потребовалось 10 лет осады и «ход конем».
Образ Искандера Зул-Карнайна (Александра Двурогого) находит широкое отражение в средневековой культуре – европейской, арабской, тюркской. Этого царя-завоевателя упоминает Коран и такие авторы, как Низами Гянджеви, Абулкасим Фирдоуси, Абай Тананбаев. Подобно Гарун-аль-Рашиду, Зул-Карнайн любил тайно гулять по своей огромной империи, переодевшись простолюдином, дабы узнать, о чем говорят люди и как исполняются его законы.
По легенде, однажды Искандер забрел в Македонию – город, располагавшийся на территории современного Стамбула между портом Сарайбурну и муниципальным районом Ускюдар в долине высохшей реки с плодородной илистой почвой. Город был зажиточным, судя по семистам термам, а правила им греческая царица Кайдафи, также владевшая Смирной (Измир) и, по некоторым данным, происходящая из амазонок.
В Македонии царское инкогнито было достаточно быстро вычислено городской стражей и брошено в тюрьму за бродяжничество. Вскоре в зиндан самолично наведалась царица Кайдафи, опознавшая Искандера по ранее заказанному портрету. Освобожденный под честное слово никогда не воевать с царицей и ее народом, Зул-Карнайн добрался до своей ставки в Эт-Дивании, Междуречье, где срочно собрал государственный совет.
Большинство визирей предложили простой опробованный способ отомстить за оскорбление «владыки Азии»: двинуть на Македонию войска, город сжечь, всех перебить, а у Кайдафи дополнительно вырезать печень и подать к царскому столу в жареном виде. Но это значило нарушить царское слово, поэтому Искандер с предложением не согласился. И тогда служивший царю Хазрат Хызр предложил уничтожить Македонию без применения огня и меча. Этот примечательный морской офицер, по легенде обретший бессмертие, хлебнув талой воды на Памире и приятельствовавший с пророком Моисеем, лично командовал строительными работами, длившимися три года.
Когда было выяснено, что уровень воды в Черном море теперь уже на 100 м выше, чем в Средиземном, семь тысяч солдат из армии Зул-Карнайна принялись вручную раскапывать то ли дамбу, то ли естественную грунтовую преграду. Когда эта преграда была устранена, вода хлынула с севера на юг с такой силой и скоростью, что в Македонии, как и во всех иных поселениях на пути потока, никто не успел спастись.
В дальнейшем Зул-Карнайн с офицером Хызром якобы прокопали еще и Гибралтарский пролив, соединивший Средиземное море с Атлантикой. Здесь легенды восточных авторов находят противоречие с античными данными, согласно которым Гибралтар – дело рук аргонавта Геракла, судя по находящимся там же одноименным столбам. Утопив Македонию, Искандер Двурогий восстановил этот город на берегу образовавшегося пролива Босфор на месте нынешнего порта Сарайбурну и сделал своей новой ставкой.
Прототип Зул-Карнайна исследуется в ряде научных работ, наиболее объемная из которых - «Александр Македонский в литературной и фольклорной традиции» ( автор Е.А. Костюхин, издано в Москве в 1972 году). Да, это изрядно мифологизированный «Шурик», который действительно носил двурогий карфагенский шлем. В зависимости от места жительства авторов Искандер предстает то египтянином, сыном бога Аммона, то персом, а то и вообще владыкой Рума (Византия). Кайдафи в различных произведениях трактуется то как Фалестрис, то как Нушабе и то у них с Искандером любовь, то ненависть. Но вот с уничтожением города Македония потоком черноморской воды как-то все мутно…
Согласно официальной истории, Александр Македонский жил в IV веке до н.э., когда на дошедших до наших дней античных картах-периплах уже были отмечены и пролив Босфор, и бухта Золотого рога с греческим полисом Византий. А вот если бы Искандер жил на тысячу лет раньше, легенда о создании им Босфора с Гибралтаром имела бы общую связь и логику с легендой об аргонавтах и с «Илиадой» Гомера, где упоминаются «Дарданов потоп», то есть образование пролива Дарданеллы и дарданцы как союзники троянцев. То есть «Арго» отправляется греками на разведку новых водных путей, образованных двумя (или даже тремя) искусственными проливами, недавно выкопанными египтянами, финикийцами, либо персами, выходит в Черное море через Босфор и возвращается к себе в Фессалию через Гибралтар.
Город-порт на выходе из Босфора в Мраморное море имел важное стратегическое значение, позволяя контролировать морскую торговлю и логистику. Через пролив везли оливковое масло, вино, оружие, ткани, керамику. Обратно шли корабли, груженые зерном, строевым лесом, медом, воском, пушниной, рабами. Всего за шесть лет (324-330) здесь на месте Византия отстроил новую столицу Римской империи цезарь Флавий Валерий Аврелий Константин. По византийскому историку V века Зосиме, император таким образом замаливал грех за убийство жены Фаусты и сына от первого брака Флавия Юлия Криспа.
Как второй Рим, Константинополь просуществовал свыше тысячи лет, пережив и русский щит на своих воротах (907), и три осады крестоносцами (1097, 1203 и 1204). В 1453 году город был взят османским султаном Мехмедом II Фатихом и переименован в Стамбул. С тех пор Турция владеет проходящим по своей территории проливом Босфор, правда, с некоторыми международными коррективами.
Геология, биология, антропология
В настоящее время, когда Мраморное и Черное моря представляют собой не изолированные озера, а сообщающиеся сосуды, перепад уровня воды межу ними составляет только 35 см в пользу Понта Эвксинского. То есть, основное течение воды в Босфоре направлено из Черного моря в Мраморное со скоростью 1,5—2 м/с. Однако, существует и обратное придонное и более соленое течение скоростью 0,9—1 м/с, которое открыл в 1881—1882 годах русский адмирал (тогда еще капитан 2 ранга) Степан Макаров.
В августе 2010 года исследовавшая дно Босфора подводными роботами экспедиция ученых университета Лидс, Великобритания, под руководством профессора Дэниела Парсонса обнаружила там желоб длиной 59 км и глубиной до 35 м, по которому из Мраморного моря в Черное со скоростью 7,5 км/ч течет «река» с порогами, водопадами и водоворотами. Перемещая 22 тыс. м3 воды в секунду, подводная река почти на два десятка с лишним километров вдается в черноморский шельф и заканчивается на обрыве первой «донной террасы». В интервью «Дейли Телеграф» профессор Парсонс объясняет происхождение феномена разницей в плотности и солености воды в Черном и Мраморном морях – не имея физической возможности смешиваться, потоки тысячелетиями могут двигаться в противоположных направлениях. На Земле подобные чудеса встречаются неоднократно, но подводная река Босфора – первый детально исследованный и научно доказанный случай.
Сам же пролив Босфор при длине около 30 км в самом широком месте достигает 3,7 км, а в самом узком - 750 м. Максимальная глубина составляет 121 м минимальная – 27,5 м. Благодаря сообщению между морями в Босфоре водится около 200 видов рыбы, наиболее ценными считаются бонито, луфарь, сибас, тунец, рыба-меч. Старожилы сетуют, что за последние 20 лет ихтиологическое богатство пролива ополовинилось за счет коммерческой рыбалки с катеров. Но рыба, как известно – ресурс возобновляемый.
На памяти местных жителей Босфор замерзал шесть раз: в 401,763, 928, 1878 и 1954 годах. Ареной военных действий пролив также становился неоднократно. В 1043 году расформирование новым императором Византии Константином Мономахом подведомственного русско-варяжского корпуса и убийство на рынке Царьграда русского купца I гильдии послужили поводом к войне. Князь Ярослав Мудрый отправил на Византию 400 кораблей под командованием своего сына Владимира. Русские прошли Босфор и дали бой византийцам у маяка Искресту. Греческий огонь (смесь сырой нефти, селитры, серы, канифоли и льняного масла) помог ромеям выиграть баталию, разгром эскадры Ярославича довершил шторм. Княжич потерял свою флагманскую ладью, но все же ему с небольшим количеством кораблей удалось уйти Босфором назад в Киев, по пути дав преследователям еще один, на этот раз успешный, морской бой.
В период русско-турецкой войны 1768—1774 годов по Босфору подтягивались османские корабли для боевых действий в Эгейском море, куда Гибралтаром прошел Балтийский флот Российской империи. В этой кампании победили русские, и в октябре 1774 года из Мраморного моря в Черное Босфором прошел фрегат «Слава», доставив в Крым партию греков-переселенцев.
В августе 1798 года через Босфор в Средиземное море вышла эскадра вице-адмирала Федора Ушакова, на этот раз усиленная в Стамбуле союзным турецким флотом.
Адрианопольский мирный договор 1829 года между Российской и Османской империями, завершал русско-турецкую войну 1828—1829 годов и позволял русским и иностранным торговым судам свободно проходить через Босфор и Дарданеллы.
В феврале-апреле 1833 года в Босфорский пролив вошли три русские эскадры с 30-тысячным десантом. Это было сделано по просьбе султана Махмуда II для защиты Стамбула от бывшего вассала Порты Мухаммеда Али Египетского. 8 июля Россия и Турция заключили восьмилетний Ункяр-Искелесийский договор, который предусматривал военный союз между двумя странами в случае, если одна из них подвергалась нападению. Турция могла в этом случае не помогать войсками и флотом, но обязана была перекрывать Босфор по требованию России для кораблей всех остальных стран.
Такое положение дел не особенно устраивало «все остальные страны» и, по истечении срока Ункяр-Искелесийского договора в Лондоне 13 июля 1841 года между Россией, Великобританией, Францией, Австрией, Пруссией и Османской империей была заключена Конвенция о проливах. Согласно этому документу Босфор и Дарданеллы объявлялись в мирное время закрытыми для военных кораблей всех стран. Турция могла выдавать разрешения на проход легких военных судов, принадлежавших посольствам дружественных стран. О режиме проливов во время войны в Лондонской конвенции ничего не говорилось.
1 июня 1853 года Россия в очередной раз расторгла дипломатические отношения с Турцией. 30 ноября того же года корабли вице-адмирала Нахимова в ходе Синопского сражения уничтожили турецкую эскадру Осман-паши. В январе 1854 года через Босфор в Черное море вошел объединенный англо-французский флот. 27 марта 1854 года Великобритания и Франция объявили России войну, которая получила в истории названия Крымской. По ее итогам Черное море объявлялось для России демилитаризованной зоной, а Турция стала страной-банкротом. В качестве символа укрепления российской военной мощи на Тихом океане, компенсирующей потерю влияния в Черном и Средиземных морях по итогам Крымской кампании, в 1859 году пролив в Японском море был переименован в Босфор Восточный, а бухта к северу от него стала Золотым Рогом.
С бурной рекой, соединившей два моря, сравнивал Босфор Марк Твен, совершивший с группой туристов в 1867 году круиз на пароходе «Квакер-Сити», посетивший Одессу и Крым и встретившийся в Ялте с императором Александром II, Пожалуй, только Босфор, названный начинающим литератором «несравненным», избежал сарказма, в отличие от всех остальных героев и эпизодов книги «Простаки за границей».
Вернуть военный флот в Черное море России удалось лишь в 1871 году, с ослаблением Франции по итогам франко-прусской войны. Впрочем, появление британской эскадры адмирала Горнби у берегов Босфора остановило русское наступление на Константинополь в войне 1877—1878 годов.
6 июля 1895 года в Санкт-Петербурге было созвано «Особое совещание», посвященное готовности вооруженных сил и флота России взять контроль над Стамбулом и Босфором «в ходе учений». Против проекта высказался министр финансов С. Ю. Витте, в последний момент его (проект) отменил император Николай II. Следующее подобное совещание проводилось уже в годы I Мировой войны в 1915 году. Брать Босфор окончательно решили в апреле 1917 года, командование было возложено на возглавлявшего Черноморский флот вице-адмирала Александра Колчака. Февральская буржуазная революция в России отменила эти планы, а В.И. Ленин после победы Великой Октябрьской социалистической революции разработал концепцию «восстановления прав турецкого народа на принадлежащие ему территорию и водное пространство, закрытия проливов в мирное и военное время для военных и вооруженных судов, а также военной авиации всех стран, кроме Турции, и полной свободы торгового мореплавания».
Следует отметить, что аналогичные планы военного захвата проливов разрабатывала и Британская империя, собирая специальные совещания в 1906 и 1915 годах. По результатам докладов и обсуждений идея была сочтена слишком рискованной. Попытка частично ее реализовать в ходе Дарданелльской операции 1915-1916 годов была полностью провалена англо-французским командованием, что привело к отставке Первого лорда Адмиралтейства Уинстона Черчилля, а также росту популярности и политического веса возглавлявшего оборону полковника, а затем первого президента Турецкой республики Мустафы Кемаля Ататюрка.
В апреле 1919 года на борту британского линкора «Мальборо» проливом Босфор были вывезены из России все уцелевшие члены семьи Романовых. Несколько позже к ним присоединилась первая волна эмиграции, «вчерашние русские», как назвал их Владимир Маяковский в своей поэме «Хорошо». Там также отмечается присутствие в Черном море во время Гражданской войны военных кораблей США:
«Два миноносца-американца
Стояли на рейде рядом.
Адмирал трубой обвел
Стреляющих гор край:
- Олрайт. -
И ушли в хвосте отступающих свор, -
Орудия на город, курс на Босфор».
Лозаннская конвенция о проливах была подписана 24 июля 1923 года Великобританией, Францией, Италией, Японией, Грецией, Румынией, Болгарией, Югославией и Турцией. Советский Союз вначале ее также подписал, но затем отказался от ратификации. Конвенция, предусматривая демилитаризацию зоны проливов, в то же время допускала свободный проход через Босфор и Дарданеллы не только торговых, но и военных судов (с незначительными ограничениями) любой страны мира.
В очерке «Понт Эвксинский» («Панорама КТК» №3(38) сентябрь 2022) сообщалось о немалом количестве подводных лодок (русских и немецких), сражавшихся в Черном море в годы обоих Мировых войн. Говоря и Босфоре, следует добавить, что во все времена субмарины проходили этот пролив в надводном положении, часто в сопровождении вспомогательных судов. Дело тут, прежде всего, в безопасности: узкий, извилистый и местами неглубокий фарватер с противоположными течениями, может легко сбить с курса даже атомную подводную лодку, а то и заклинить ее корпус «враспор» в подводном желобе. Это правило учитывает конвенция Монтрё, по сегодняшний день регламентирующая проход судов и кораблей через Босфор и заключенная 22 июня — 21 июля 1936 года в одноименном городе Швейцарии с участием СССР, Турции, Великобритании, Франции, Болгарии, Румынии, Греции, Югославии, Австралии и Японии. Италия присоединилась к конвенции в 1938 году.
Конвенция Монтрё сохраняет за торговыми судами всех стран свободу прохода через проливы как в мирное, так и в военное время. При этом документ предусматривает различный режим прохода военных кораблей для флотов черноморских и нечерноморских государств. При условии предварительного уведомления властей Турции черноморские государства (в настоящее время это Турция, Россия, Румыния, Болгария, Украина, Грузия), могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса. Для военных кораблей нечерноморских держав введены существенные ограничения по классу (проходят лишь мелкие надводные корабли) и по тоннажу. Общий тоннаж военных судов нечерноморских государств в Черном море не должен превышать 30 тыс. тонн (с возможностью повышения этого максимума до 45 тыс. тонн в случае увеличения военно-морских сил черноморских стран) со сроком пребывания не больше 21 суток. В случае участия Турции в войне, а также если эта страна посчитает, что ей непосредственно угрожает война, Турции предоставлено право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов, а также аннулировать транзит торговых судов под флагом стран потенциального либо реального противника.
Во время Второй мировой войны Турция сохраняла нейтралитет до февраля 1945 года, и в это время проливы были закрыты для военных кораблей воюющих стран, хотя некоторым немецким вспомогательным судам было разрешено проходить транзитом. Шесть подлодок малого класса, составлявших 30 флотилию кригсмарине, немцы транспортировали по Дунаю и спустили на воду в румынском порту Констанца. В феврале1945 года Турция объявила войну Германии, но не участвовала в наступательных действиях.
В 1945 году на Потсдамской конференции СССР пытался пересмотреть конвенцию Монтрё, требуя военно-морской базы в Дарданеллах и благоприятного режима прохода через проливы. Одновременно были выдвинуты территориальные претензии СССР к Турции. От данных требований Советский Союз отказался 30 мая 1953 года.
Траффик и график
Босфор входит в топ-10 самых труднопроходимых проливов мира: сильное течение, интенсивное движение, паромная переправа, резкие изменения погоды в осенне-зимний период. Для транзитного прохода рекомендуется нанимать лоцмана, скорость судов не должна превышать 10 узлов (18,5 км/ч). За проход проливами с момента заключения конвенции Монтрё в 1936 году взимается так называемый «маячный сбор», составлявший 1 золотой швейцарский франк ($ 0,8) за тонну груза. С 1 июля 2022 года Турция повысила эту пошлину в пять раз, до 4,08 доллара за тонну и объявила, что данная сумма будет корректироваться ежегодно. С 1 июля 2023 года «маячный сбор» на проход через проливы был вновь повышен на 8,3% и составил 4,42 доллара за тонну.
С 1 июля 2024 года Министерство транспорта и инфраструктуры Турции анонсировало повышение пошлины на транзит судов через проливы Босфор и Дарданеллы на 14,7%, до 5,07 долларов. За год этот маршрут проходят свыше 50 тыс. судов (включая более 10 тыс. танкеров, перевозящих 145 млн тонн нефти), таким образом Турция уже в этом сезоне заработает на проливах свыше миллиарда долларов США. Тенденция роста транспортных издержек встревожила казахстанские СМИ, поскольку проливами ежегодно экспортируется 80% нефти республики.
Самые сильные впечатления – детские. Вероятно, перу выросшего на берегу Босфора писателя Орхана Памука, принадлежат наиболее яркие и образные описания пролива, а также происходивших здесь в разное время катастроф. За последние полвека их случилось более полутысячи, а на дне пролива лежат 27 крупнотоннажных судов.
«Начавший выливаться из югославского танкера керосин взорвался с таким грохотом, что его было слышно во всем Стамбуле, - описывает Орхан Памук столкновение танкеров «Петр Зоранич» (СФРЮ) и «World Наrmony» (Греция), произошедшее в ночь на 14 декабря 1960 года. - Экипажи обоих судов тут же покинули их или погибли при взрыве, и оставшиеся без управления танкеры превратились в огненные шары, носимые своевольными и таинственными течениями Босфора от одного берега к другому… Танкеры превращались в груды раскаленного докрасна железа, их трубы, мачты и капитанские мостики плавились и оседали. Небо было освещено кровавыми отблесками. Время от времени раздавался взрыв, и во все стороны летели огромные листы металла; с прибрежных холмов доносились крики и детский плач».
Пожар над Босфором тогда полыхал 52 дня, для тушения из США направили специальное судно. Практически полностью выгорел застроенный деревянным домами прибрежный район Истинье. А в четыре утра 4 сентября 1963 года случилась еще одна катастрофа: в условиях плохой видимости 5500-тонный советский сухогруз «Архангельск», везущий оружие (это по Памуку, по другим данным – зерно) из Новороссийска на Кубу, врезался в берег в Балтылиманы, уйдя на 10 м вглубь суши (25 м по другим данным). При этом одним махом было снесено два деревянных ялы, три человека погибли.
«Нас разбудил страшный грохот и треск, - цитирует Орхан Памук очевидцев трагедии. - Мы думали, что в наш дом ударила молния, потому что он раскололся пополам. Нас спасло чудо: мы оказались на устоявшей половине. Собравшись с духом, мы поднялись на третий этаж, в гостиную, и нос к носу столкнулись с огромным сухогрузом».
«Газеты сопроводили рассказ уцелевших жителей ялы фотографиями той самой гостиной: портрет деда-паши на стене; тарелка с виноградом на буфете; ковер, свисающий в пустоту подобно занавесу и хлопающий на ветру, поскольку половина комнаты исчезла; треножники; расписанные каллиграфической арабской вязью дощечки в рамочках и среди всего этого — нос корабля-убийцы. – продолжает турецкий писатель. - Эти фотографии были особенно страшны и в то же время притягательны из-за того, что обстановка расколотой пополам комнаты была мне хорошо знакома — все эти кресла, буфеты, треножники, ширмы, стулья, столы и диваны были очень похожи на те, что стояли у нас дома. Листая подшивку газет сорокалетней давности, я снова читаю о незадолго до того помолвленной красивой девушке, ученице лицея, чью жизнь унесла эта катастрофа, о словах, сказанных ею накануне вечером тем, кому суждено было выжить; о том, как ее жених, живший в том же квартале, нашел ее тело среди обломков, — и вспоминаю, как многие дни весь Стамбул говорил об этой трагедии».
С годами корабли становятся все более маневренными и безопасными, оснащаются разнообразной электроникой, учатся лучше видеть в темноте и в тумане. Но количество инцидентов и аварий в Босфоре от этого не снижается. Так за последние несколько лет пролив неоднократно закрывался из-за судовых аварий. В апреле 2018 года 225-метровый танкер Vitaspirit потерял управление под мостом Фатиха и протаранил береговой особняк XIX века. Трижды останавливали траффик в 2021 году: из-за поломки сухогрузов Viva Eclipse и Briza (в сентябре), а также танкера USICHEM, перевозившем подсолнечное масло (в декабре). 13 октября 2022 года в проливе сломался сухогруз Аnnita и Босфор перекрывался на сутки.
В декабре 2022 года на входе в Босфор со стороны Черного моря образовалась очередь из 20 танкеров, загруженных нефтью на Морском терминале КТК в Новороссийске. Причиной стало вступившее в силу эмбарго на перевозку российской нефти морем, из-за чего Анкара стала требовать у всех судов подтверждающие документы. Позднее «пробка» постепенно исчезла.
В январе 2023 года Босфор закрывали из-за севшего на мель 142-метрового сухогруза МКК-1. В августе того же года движение перекрыл танкер под флагом Либерии. В январе 2024 года траффик прерывался из-за поломки двигателя еще одного танкера - Peria. В прошлом марте у сухогруза Sea Turtle отказало рулевое управление в районе Кандилли в Стамбуле. Тогда судоходство перекрыли в обоих направлениях, а в мае 2024 года, статистику пополнил своим вышедшим из строя двигателем танкер Sea Marine, шедший из Греции в Россию под флагом Вьетнама.
В июне 2021 года Турция начала строительство «Босфора-2» - канала к западу от Стамбула. Этот канал длиной около 45 км, шириной 275 м и глубиной 20 м должен «разгрузить» Босфор в целях безопасности судоходства. При этом в новом канале Турция может не соблюдать конвенцию Монтрё и устанавливать собственные правила. Впервые такой канал предложили выкопать в XV веке, в дальнейшем проект то откладывали, то возобновляли, но исключительно на бумаге. Оппозицию стройке сегодня возглавляет мэр Стамбула Экрем Имамоглу, указывающий на потенциальное загрязнение озера Дурусу, питающего городской водопровод. Завершить работы планируется в 2027 году, судя по спутниковым снимкам, стройка стоимостью 10 млрд долларов действительно ведется.
Проливы закрывают не только из-за аварий, но также из-за тумана или дыма лесных пожаров. Есть и куда более позитивный повод, о котором «Панорама КТК» писала в сентябрьском номере 2022 года: начиная с 1989 года здесь проходит 6,5-километровый заплыв «Азия-Европа». Раз в год порядка 2,5 тыс. человек переплывают Босфор на северной окраине Стамбула и примерно на два часа движение по проливу перекрывается.
Форсировать Босфор далеко не обязательно (хотя и почетно), но побывать здесь нужно хотя бы раз в жизни – чтобы проникнуться особой энергетикой уникального места, где большой и сильный поток несет множество разных судов, а берега древнего и красивого города стягивают километровые струны мостов. Наиболее впечатлительные остаются здесь жить навсегда и, постепенно привыкая, начинают считать идущие Босфором корабли, как в детстве Орхан Памук:
«Румынские нефтяные танкеры, советские военные крейсера и метеорологические корабли, приходящие из Трабзона небольшие парусные суда, болгарские пассажирские пароходы, турецкие корабли, отплывающие в Черное море, роскошные итальянские трансатлантические лайнеры, угольные баржи, сухогрузы из Варны, некрашеные, неухоженные и проржавевшие грузовые суда и темные, сомнительного вида корабли, пришедшие неизвестно откуда и невесть под каким флагом. Однако я считал далеко не все, что плавало по Босфору: я, как и отец, оставлял без внимания моторные катера, перевозящие с берега на берег чиновников и возвращающихся с базара женщин с авоськами в руках, и пароходы городских линий, торопящиеся из одного конца города в другой с задумчивыми и печальными пассажирами на борту, курящими папиросы и пьющими чай. Эти хорошо знакомые корабли, словно домашняя мебель, давно стали частью моего мира, поэтому в расчет не принимались».
Текст: Дмитрий Константинов