Сказки мы любим не только за интересных героев и сюжеты, но и яркие, а порой и завораживающие картинки. Сегодня расскажем вам про одного из самых талантливых иллюстраторов сказок Ивана Билибина, чьи работы детализированы до мелочей.
Многогранная личность
Некоторые люди, как бриллианты: каждая грань абсолютна уникальна и переливает все новыми оттенками. Это относится и к деятельности Ивана Билибина.
На выставку Виктора Васнецова в 1899 году приходит молодой художник - Иван Билибин. Он видит картину "Богатыри", над которой Васнецов работал 20 лет и пребывает в шоке.
Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и по чему тосковала моя душа.
Юрист
Иван обожал изобразительное искусство с самого детства, но послушав отца, главного врача военно-морского госпиталя, поступил на юридический.
Его могла бы ждать великолепная карьера юриста: серебряная медаль Первой Санкт-Петербургской классической гимназии, диплом по юриспруденции СПбГУ, Иван четко шел по заветам отца, который очень хотел видеть его на государственной службе.
Но параллельно с юриспруденцией Иван изучает художественное направление: обучается в рисовальной школе, которая находится под руководством Репина, вступает в художественное объединение "Мир искусства", и его захватывает этот мир. Юриспруденция остается только в дипломе.
Иван в процессе обучения сразу же стал проявлять свою способность к мелкой работе над деталями. Тщательность, выверенность и скрупулезность в работе - были верными спутниками Билибина.
Художник-иллюстратор
Иван в этой сфере достигает наивысших результатов. Благодаря его иллюстрациям мы знаем, как выглядят многие герои сказок. Его необычный стиль даже называется по фамилии своего создателя "билибинский", в котором все сквозит мистикой, таинственностью и неподдельной красотой русских земель.
Коллеги называли его "Иван-железная рука" за невероятную детализацию, шрифты и особые орнаменты. Мастер деталей. Смотря на иллюстрации, будто окунаешься в мельчайшую красоту книг.
Пять квадратных сантиметров в день и ни миллиметром больше — предельная норма для добросовестного графика
Декоратор
Вместе с иллюстрациями книг Иван работает над оформлением постановок в театре. Декорации, эскизы для костюмов. И лейтмотив там все тот же - сказки ("Руслан и Людмила", "Садко", Золотой петушок").
Рисунки на заказ
А почему бы не заняться коммерческим рисунком? Билибин рисует для пивоваренного завода, создает афиши, открытки, почтовые марки. Как говорится: "Талантливый человек талантлив во всем".
Автор орла
Есть один рисунок, который видел абсолютно каждый. И он принадлежит авторству Билибина. И это двуглавый орел, который расположен на монетах. Временное правительство сделало заказ Ивану на изготовление геральдического символа. А в последующем он передал права на его использование "Гознаку". Поэтому рисунок Ивана всегда есть в нашем кармане.
Церковная живопись
С началом революции Иван уезжает в Египет и начинает занятие церковной живописью. Его привлекают к оформлению небольшой церкви при больнице. Уехав в Прагу, он создает эскизы для фресок русского храма. А находясь в Париже он сформирует сообщество "Икона".
Верный своим принципам
Иван Яковлевич возвращается в родной Ленинград в 1936 году и занимается преподавательской деятельностью в Академии художеств. Он часто удивлял студентов рисунком на спор: ему завязывали повязкой глаза, а он рисовал орнаменты с невероятной четкостью деталей.
Но в страну приходит горе - начинается ВОВ. Ему предлагают уйти в тыл, но он верен своим принципам и Отечеству:
«Из осажденной крепости не бегут, ее защищают»
Иван применяет свой талант для бойцов: рисует открытки, пишет обращения к воинам. Но блокадный голод оказывается сильнее. 7 февраля 1942 года Иван Яковлевич умрет от истощения в общежитии Академии художеств до последнего мига живя искусством.
Знаменитый иллюстратор, декоратор популярных театральных постановок, человек, который сказку сделал былью и буквально жил ей. Он оставил нам прекрасные иллюстрации сказок, которые помогают постичь всю глубину мифотворчества и уклада жизни предков.