SWOT анализ - это диагностический инструмент стратегического планирования, который оценивает сильные и слабые стороны бизнеса (внутренние характеристики), а также возможности и угрозы (внешние характеристики). Угрозы и возможности, возникая из внешней среды, представляют собой потенциальные области для роста или проблемы.
Эти 4 элемента в совокупности дают полное представление о текущем состоянии и потенциальных путях развития, помогая принимать решения и обеспечивая обоснованные стратегии развития.
Инструмент SWOT-анализа представляет собой матрицу с 4 квадрантами:
📌Strengths Сильные стороны
✔️Внутренние атрибуты и ресурсы, которые поддерживают успешный результат.
✔️Положительные качества, которые находятся под контролем и от которых вы можете получить выгоду.
Это ресурсы и возможности, позволяющие бизнесу быть конкурентоспособным на рынке.
Например:
▪️сильная репутация бренда
▪️лояльная клиентская база
▪️запатентованные технологии и патенты на изделия
▪️мощные финансовые резервы
▪️эффективная цепочка поставок
📌Weaknesses Слабые стороны
✔️Внутренние атрибуты, которые работают против успешного результата.
✔️Факторы, которые снижают способность предприятия достичь основной цели, но которые находятся под контролем.
К ним можно отнести:
▪️недостаток опыта
▪️ограниченность ресурсов
▪️неудачное местоположение
▪️неадекватную инфраструктуру
▪️неэффективные процессы.
❗️Важно быть честным и реалистичным в отношении слабых сторон, чтобы их можно было устранить.
📌Opportunities Возможности
✔️Внешние условия, которые могут способствовать успеху.
✔️Шансы на увеличение продаж или прибыли.
Они могут быть обусловлены рыночными тенденциями, изменениями экономической модели государства, социальными моделями или технологическими достижениями.
Возможности могут возникнуть благодаря:
▪️ расширению рынков
▪️ изменениям в государственной политике, связанной с вашей сферой деятельности
▪️ сдвигам в обществе
▪️ уходу конкурентов с рынка в связи с санкциями
▪️ гос. субсидии и меры поддержки бизнеса в вашей отрасли
📌Threats Угрозы
✔️Внешние условия, которые могут поставить под угрозу успех.
✔️Факторы, которые могут создать проблемы для бизнеса или проекта.
К ним можно отнести:
▪️изменение рыночных условий
▪️выход на рынок нового конкурента
▪️негативные отзывы
▪️изменения в поведении потребителей
▪️новые регулирующие правила и законы
▪️изменения в цепочке поставок.
❗️Распознавание угроз имеет решающее значение, поскольку позволяет разработать планы действий на случай непредвиденных обстоятельств.
Где применять SWOT?
Анализ полезно применять в самых разных ситуациях, от бизнес-стратегии до личного развития. Он также полезен в процессе непрерывного совершенствования, используется как часть разработки стратегии для достижения операционного совершенства и способствует:
• Выявлению узких мест
• Распределению ресурсов
• Снижению рисков
• Капитализации возможностей
1️ Шаг: Определение целей
Цели могут варьироваться от улучшения конкретного бизнес-процесса до более широких задач, таких как расширение бизнеса или разработка нового продукта. Снова обращаемся к моделям SMART и GROW).
2️ Шаг: Сбор команды и выбор фасилитатора
SWOT-анализ можно провести и в одиночку. Однако, скорее всего, вы не раскроете все возможности инструмента. При проведении SWOT-анализа, даже для индивидуального дела, лучше учитывать различные точки зрения. Полное представление о ситуации может дать только кросс-функциональная команда.
3️ Шаг: Проведение исследования
Этот шаг включает в себя сбор данных, которые лягут в основу SWOT. Исследование должно быть тщательным и охватывать внутренние и внешние факторы.
✔️ Внутреннее исследование: Изучите отчеты компании, показатели эффективности, отзывы сотрудников, а также любые прошлые опросы или оценки. Это поможет выявить сильные и слабые стороны бизнеса.
✔️ Внешние исследования:
Сюда входят анализ рынка, отраслевые тенденции, анализ конкурентов, отзывы клиентов и другие факторы внешней среды. Такие исследования помогают выявить возможности и угрозы, существующие за пределами бизнеса.
4️ Шаг: Заполнение матрицы SWOT
✔️ Запишите свои выводы в четырех квадрантах матрицы отвечая на вопросы:
📌Strengths Сильные стороны:
Что ваш бизнес делает хорошо?
Какие у вас есть ресурсы, которых нет у других?
Что другие считают вашими сильными сторонами?
📌Weaknesses Слабые стороны:
Что вы могли бы улучшить?
Где у вас меньше ресурсов, чем у других?
Что другие, скорее всего, сочтут вашими слабыми сторонами?
📌Opportunities Возможности:
Какие перспективные возможности открываются перед вами?
Какими тенденциями вы могли бы воспользоваться?
Как вы можете превратить свои сильные стороны в возможности?
📌Threats Угрозы:
Какие тенденции могут навредить вам?
Что делают ваши конкуренты?
Может ли какая-либо из ваших слабостей привести к угрозе?
✔️ Расставьте приоритеты в каждом квадранте в зависимости от их потенциального влияния на организацию.
5️ Шаг: Разработка стратегий, которые будут:
SO - Использовать сильные стороны, чтобы воспользоваться возможностям.
ST - Использовать сильные стороны для минимизации угроз.
WO - Улучшать слабые стороны, используя возможности.
WT - Минимизировать слабые стороны и избежать угроз.
Каждая стратегия должна быть осуществима и связана с общей целью, которая была определена на шаге 1.
6️ Шаг: Реализация стратегий и анализ
Этап включает в себя планирование, распределение обязанностей и установление сроков.
❗️После внедрения стратегий важно проанализировать их эффективность с течением времени. Рекомендуем проводить ежемесячный обзор KPI, полученных в результате SWOT, чтобы увидеть, как бизнес продвигается по отношению к ним, и принять меры, если это необходимо. Оценка достижения KPI должна быть постоянным процессом, в ходе которого стоит периодически пересматривать результаты SWOT-анализа, чтобы убедиться, что факторы по-прежнему актуальны, а стратегии работают.
Далее рассмотрим Обратную перспективу матрицы SWOT, вариации и расширения.
📌Матрица TOWS: Обратная перспектива
Если вам уже удавалось проводить SWOT-анализ, то наверняка могли заметить, что количество внутренних факторов, с которыми предстоит работать, чаще больше, чем внешних. Это вызвано не только тем, что работающие над анализом члены команды лучше разбираются во внутренних процессах компании, чем во внешней среде, но и банально тем, что внутренние факторы идут в матрице первыми.
Перечислив достаточное количество внутренних факторов у команды уже нет стимула также прорабатывать внешнюю среду. Ведь каждый новый фактор – это дополнительная работа для команды🤯.
Для бизнеса же здесь есть риск потратить ресурс на незначительный внутренний фактор и не решить критичный внешний. Чтобы такого не произошло применяют обратную версию SWOT, называемой матрицей TOWS.
TOWS означает:
Threats «Угрозы»
Opportunities «Возможности»
Weaknesses «Слабые стороны»
Strengths «Сильные стороны».
🔄 В то время как SWOT-анализ начинается с фокусировки на внутренних факторах (сильные и слабые стороны), TOWS начинается с внешних факторов (угрозы и возможности).
Преимущества TOWS:
➕Внешний фокус: TOWS смещает фокус на внешнюю среду, помогая организациям сосредоточиться на адаптации к рыночным условиям или внешним угрозам.
➕Стратегические возможности: Рассматривая в первую очередь угрозы и возможности, TOWS помогает генерировать различные стратегические варианты, которые могут быть упущены при обычном SWOT-анализе.
☝️Всеобъемлющий взгляд: TOWS можно использовать в сочетании со SWOT для получения более полного представления о внутренних и внешних факторах, влияющих на организацию.
📌Вариации и расширения
✔️SWOT-C: Этот вариант добавляет пятое измерение - Challenges вызовы. Это препятствия или преграды, которые не относятся ни к слабым сторонам, ни к угрозам, но все равно требуют решения.
✔️ Ранжированный SWOT: Этот вариант предполагает добавление веса каждому фактору в зависимости от его значимости, а затем механизм подсчета баллов для определения приоритетности действий.
📌Интеграция с другими инструментами
SWOT-анализ может быть успешно интегрирован с методами такими методами управления и непрерывного совершенствования, как:
✔️PEST-анализ: Инструмент анализа макроокружения, который может помочь в определении возможностей и угроз.
✔️NOISE-анализ: стратегический инструмент для определения потребностей (Needs), возможностей (Opportunities), улучшений (Improvements), сильных сторон (Strengths) и исключений (Exceptions). Является возможной альтернативой матрице SWOT, поскольку фокусируется на потенциальных решениях и анализирует ситуацию.
✔️ Balanced Scorecard Сбалансированная система показателей: SWOT может быть использован в сбалансированной системе показателей, чтобы помочь согласовать различные бизнес-функции со стратегией организации.
А какой инструмент анализа состояния бизнеса и процесса используете вы? Приглашаем к обсуждению в наш ТГ-канал