Найти в Дзене
Book Addict Читаем с Майей

"Девочки в тайге" Марина Клейн

Недобрые мамонты И в дебри сказочной тайги
Падают они. "Ну вот, - подумала я, увидев на Букмейте "Девочек в тайге", - Стоило "Лесу" Тюльбашевой завируситься, как все принялись писать про заблудившихся девочек." Я ошибалась, книга Марины Клейн вышла в 2021, еще в прежней жизни Признаюсь, люблю хоррор и янгэдалт, о таком в кругу книжных людей принято говорить со смущением, как о guilty pleasure, но я не стыжусь, просто люблю. А когда в одной книге хоррор с янгэдалтом, да вдобавок хорошо написанный - самое, что ни на есть "плеже", без всякого "гилти". Девочка Катя из Москвы едет с папой, преподавателем иностранных языков, в таежный поселок Симилэх. Такой летний факультатив для тамошних детей. Папа энтузиаст и разработчик методики обучения языку, которую есть возможность обкатать в полевых условиях: за ограниченный срок и почти с нуля научив детей говорить по-английски. В книге не раскрываются побудительные причины не самого заманчивого для двух москвичей летнего маршрута, но когда история

Недобрые мамонты

И в дебри сказочной тайги
Падают они.

"Ну вот, - подумала я, увидев на Букмейте "Девочек в тайге", - Стоило "Лесу" Тюльбашевой завируситься, как все принялись писать про заблудившихся девочек." Я ошибалась, книга Марины Клейн вышла в 2021, еще в прежней жизни Признаюсь, люблю хоррор и янгэдалт, о таком в кругу книжных людей принято говорить со смущением, как о guilty pleasure, но я не стыжусь, просто люблю. А когда в одной книге хоррор с янгэдалтом, да вдобавок хорошо написанный - самое, что ни на есть "плеже", без всякого "гилти".

Девочка Катя из Москвы едет с папой, преподавателем иностранных языков, в таежный поселок Симилэх. Такой летний факультатив для тамошних детей. Папа энтузиаст и разработчик методики обучения языку, которую есть возможность обкатать в полевых условиях: за ограниченный срок и почти с нуля научив детей говорить по-английски. В книге не раскрываются побудительные причины не самого заманчивого для двух москвичей летнего маршрута, но когда история нравится достраиваешь для себя логику самостоятельно, я сделала это так. Поездка в этот медвежий угол могла бы заинтересовать любителей экстремального туризма: семь часов на самолете, паромная переправа и десять часов на машине, полчаса на моторной лодке. В поселке нет интернета и мобильной связи, нет даже канализации - удобства во дворе.

Есть пренеприятнейшая Елена, это именно она устроила приглашение Катиного папы и, похоже, имеет на него виды. Она на роли серого кардинала здесь - нечувствительно всем и всеми управляет, подчинив своей воле поселковое начальство, а дети ее просто боятся. Есть девочки, Катины ровесницы и помладше, с которыми она бы и не прочь подружиться, но какие-то они диковатые. И есть Салаат, красивый парень немногим старше. Он мечтает вырваться из этого медвежьего угла, готовится к экзаменам в мед, самостоятельно занимался языком и даже остро не нуждается в занятиях с папой - практики в разговорном английском с дочкой будет вполне достаточно.

Они и разговаривают, обо всем, в том числе о странных звуках, которые порой раздаются, пугая приезжих до дрожи, да и местным от них явно неуютно. О древних якутских легендах, так похожих и так не похожих на кочующие сюжеты мирового фольклора. О мамонтах, которых мы, по мамонтенку Диме и тому мультяшному, что искал свою маму, привыкли представлять трогательными, но на деле мохнатые слоны были теми еще чудовищами. О поселковой легенде про девочек, которые по ночам бродят по тайге с лампами. О москвичке Жене, приехавшей сюда несколько лет назад вместе с отцом и пропавшей в этих местах. О том, что пугающего и необъяснимого довелось пережить самому Салаату. И хорошо, что говорят обо всем, когда в Катиной жизни начнутся недобрые таежные чудеса, она отчасти будет к ним готова. Хотя подготовиться к Такому вряд ли можно.

Клейн выстраивает сложную романную конструкцию, в которую ручейками вливаются самые разные истории, внутри эта пространство куда больше. чем кажется снаружи. И так же, как в реальности нас не особенно интересуют неприятные люди, которые внезапно исчезают из поля зрения, здесь не приходит в голову поинтересоваться дальнейшей судьбой Елены, ее побудительными мотивами, и какими нитями связана со здешним большим злом. Хрестоматийного: все плохие наказаны, все хорошие вознаграждены, добро торжествует - не ждите от этой книги. В ней соприкосновение со злом не проходит бесследно.

Интерес не ослабевает до самого конца, история все время держа читателя-слушателя в напряжении. Про "слушателя" не случайно, на Литресе и Букмейте "Девочки в тайге" есть в аудио. в очень достойном исполнении Виктории Федоровой.