Жизнь в Триэльтских Холмах, по которым разбросаны поселения халфлингов и гномов, кажется пасторальной и идиллической. Халфлингские фермеры обрабатывают свои участки, а гномьи шахтеры роются внутри холмов, где их могут ожидать слитки золота и серебра. Этой земле не угрожают армии, и нет драконов или личей, которые бы планировали прибрать ее к своим когтистым лапам. Здесь нет ни старых замков, которые можно было бы исследовать, ни руин, которые можно было бы разграбить. В общем, это место может показаться ничем непримечательным и даже скучным.
И именно поэтому местным жителям оно так нравится. Они наслаждаются своим уединением, которое нарушается лишь изредка.
Холмы Триэльты иногда исторгают впечатляющее богатство в форме доселе неизвестных залежей золота или серебра. Хотя обычно такие находки представляют собой небольшие жилы, которые будут полностью выработаны до того, как о них распространится информация, бывают здесь и настоящие полномасштабные золотые лихорадки. Кто-нибудь натыкается на особенно большую жилу, и старатели начинают прибывать сюда дюжинами. Триэльтское население обычно относится к этим периодическим наплывам золотоискателей подобно тому, как в других местах относятся к периодическим нашествиям саранчи: как к раздражающим, неизбежным и нарушающим устоявшийся уклад жизни явлениям, которые тем не менее, являются частью естественного порядка вещей в природе, так что по поводу них не следует слишком сильно переживать.
В самом деле, даже наиболее крупные находки не бывают такими большими, что стоило бы организовывать полномасштабную горнодобывающую промышленность, как это делают в других регионах. И также поэтому нет больших государств или торговых консорциумов, которые только и ждут момента, чтобы напасть и захватить шахты Триэльты. Эти как их называл мой знакомый дварф, «выскребные шахты» разрабатываются близко к поверхности и приносят добычу, достаточную, чтобы покрыть небольшие трудозатраты по рытью, но совершенно не стоящую того, чтобы строить «нормальные» (под которыми он, конечно, имел ввиду дварфийские) шахты.
Я был в Триэльте, отдыхая после бегства из Наджары, когда случилась как раз такая вспышка «золочения мозгов» (как это называют местные). Хотя большинство прибывающих сюда в такие периоды - честные золотоискатели, возможность быстро заработать привлекает и много не заслуживающих доверия личностей - воров, мошенников, разбойников, уже не говоря о монстрах, которые нападают на невезучих или плохо подготовленных рудокопов, которые сами того не зная забредают на их территорию. Наиболее интенсивное мое путешествие по этим холмам было в погоне за бандой людоящеров-грабителей. Глава любезного гномского семейства, у которого я остановился, попал к ним в плен вместе со старшим сыном. Я помогал местному шерифу халфлингу и небольшому отряду ополченцев, который он собрал, выследить банду, и сделать это быстро, чтобы спасти пленников. С тех пор меня здесь встречают радушно, и я хорошо узнал добрых жителей этих мест.
Хардбаклер
На южной оконечности холмов расположено окруженное стеной поселение Хардбаклер. Это в основном гномий городок, но встречаются тут и люди, халфлинги и полуэльфы. Это один из наиболее хорошо защищенных городов из виденных мной: несколько батарей баллист, установленных на механических разворачивающихся основаниях позволяют вести непрерывный цикл стрельбы и перезарядки с любой из огневых точек на стенах. Хотя население Хардбаклера использует их не часто, они все же отбивают охоту у бандитов, налетчиков и, иногда, орочьих мародеров завладеть богатствами Хардбаклера.
В городе нет сети улиц, расчерчивающей обычно большие городе. Вместо этого здесь есть одна дорога, идущая кольцом внутри городской стены, и еще пара дорог, пересекающих город с севера на юг и с востока на запад. В месте пересечения этих дорог в центре города находится перекресток с рынком. На этих улицах расположено большинство зданий города, предназначенных для его более высокорослых жителей, которые предпочитают привычное удобство крупных зданий. Остальной город покрыт переплетением узеньких тропинок, на которых расположены более мелкие здания, в которых живут местные гномы.
Идя по этим узким переулкам в первый раз, я подумал, что вижу только малую часть города, и я оказался прав.
Под каждым маленьким жилищем находится просторный подвал, часто в три и более уровней глубиной. Как раз здесь ремесленники Хардбаклера занимаются своим ремеслом. Некоторые из подвалов - магазины или мастерские ремесленников, которые спят в доме над ними. Другие собственники сдают свободное пространство путешественникам, несколько комнат отводя под номера, а одну большую используя как бар или ресторан, что превращает все помещение в некое подобие таверны или постоялого двора. Еда в таких заведениях довольно странная - преимущественно грибы, картофель и прочие клубни, густые лишайники и похлебки из землероек и полевок - но питательная и по-своему вкусная.
Комнаты в этих подземных гостиницах хорошо прогреваются большими каминами, так что здесь довольно уютно. Нередко путешествующие торговцы специально планируют свои маршруты так, чтобы оказаться в Хардбаклере к приходу зимы, чтобы провести холодные месяцы около камина с куском жареного пирога в одной руке и кружкой горького темного гномского пива в другой.
Если свободное место в подвале не используется для других целей, то оно не остается пустым, а отводится под склады и кладовки. Практически у каждого семейства в городе есть часть помещения, которое оно использует само, и часть, которую оно сдает кому-нибудь. Если кто-то планирует арендовать склад в Хардбаклере, то и ящики для хранения и прочее подобное оборудование стоит тоже приобретать здесь. Местные мастера делают и замки, защелки, восковые смазки для защиты коробок и ящиков от воды, и так далее. Все ящики изготавливаются особого размера, так чтобы идеально подходить к особому расстоянию между полками местных кладовок, чтобы свободное место не пропадало.
В Хардбаклере живет хорошо оплачиваемый волшебник, который специализируется на предоставлении всем желающим защиты хранимых в местных подвалах товаров. Чужеземным волшебникам не разрешается накладывать защитные заклинания на предназначенные к хранению товары - они должны быть наложены Даэлией Инхтарверн, нынешней волшебницей в древней династии магов, в течение многих поколений живших и работавших в Хардбаклере. Она носит набор волшебных браслетов, доставшихся ей по наследству от отца.
Деревенские поселения
Большинство поселений в Триэльтских Холмах состоит из одной-двух дюжин халфлингских или гномьих семейств, живущих в домах, бережно встроенных в холмы. Относительно неглубокие долины служат для земледелия, а склоны холмов используются для выращивания вьющихся растений (например, тыкв или клубники) или выпаса небольших стад большерогих овец, которых держат многие полурослики, или вспыльчивых бородатых коз, которых предпочитают гномьи фермеры.
Большинство из таких поселений населено не какой-то одной расой, так как, по всей видимости, когда оба народа живут вперемешку, они оба выигрывают от этого.
Полурослики часто специализируются на земледелии (если не считать небольших грибных садов, которые гномы содержат у себя в подвалах), а рудокопы этих мест - преимущественно гномы. Оба народа занимаются животноводством, полурослики предпочитают овец, а гномы - коз, и оба занимаются разными ремеслами. В каждом поселении есть шериф, который организует оборону и поддерживает порядок, - как я обнаружил, эта роль чаще отводится полуросликам, хотя и гномы встанут на защиту своих домов и соседей, если возникнет необходимость.
Некоторые из поселений помечают места, где были раньше шахты, которые исчерпались. Нередко полурослики занимают такие заброшенные гномьи шахты и обустраивают там удобные дома, укрепив верхние этажи и установив окна и двери, а внизу при этом остаются идущие под поселением туннели. Эти проходы могут пригодиться для обороны или бегства, но чаще всего они используются, чтобы во время дождя сходить к соседу занять чашечку меда без того, чтобы мокнуть на улице и потом разносить на подошвах уличную грязь по всему дому.
Иногда, сообщества, у которых обширные обитаемые туннели, в которых достаточно места и для более крупных существ (здоровяков, как их называют местные гномы), превращают свои поселения в заведения, которые обслуживают таких посетителей. Из известных мне подобных постоялых дворов могу назвать Веселую Шахтерку, Трубку и Очаг, и мой любимый Приют Гиганта.
Поражает, насколько самодостаточно каждое из этих поселений. Когда требуется формальный лидер для решения какого-то вопроса, на его роль призывается старейший полурослик или гном, но в целом жизнь в сообществах в этих холмах основывается на дружелюбии. Для триельтцев отказаться прийти к мирному разрешению спора с собратом - позорно.
Местные жители наслаждаются своей простой жизнью, хотя мне встречалось полдюжины или около того молодых приключенцев родом из этих мест, которые решили сменить знакомую родину на новизну внешнего мира.
В холмах нечасто встретишь опасных существ: они так густо населены (на поверхности или под ней), что для логов чудовищ осталось мало места. Злые или хищные существа иногда забредают сюда, особенно из Леса Змеев, но такие вторжения долго не длятся. После нескольких съеденных овец (и, возможно, одного-двух пастухов) шерифы, не теряя времени, собирают отряд, чтобы прогнать или истребить хищников, пока те не причинили еще больше вреда.
С грустью должен сказать, что в наше время ситуация, возможно, меняется к худшему. Судя по письмам, которые я недавно получил от друзей в этих холмах, отряды налетчиков из Наджары стали более крупными и часто встречающимися. Мои друзья всерьез опасаются, что угроза из Королевства Змей к северу может вынудить триэльтцев всерьез задуматься об активной обороне их земель впервые за многие поколения.