Приемка квартиры в новостройке многим новоселам представляется непосильной задачей. Ведь нужно четко понимать – что и как осматривать, чтобы выявить все возможные «косяки» и не платить со своего кармана за их устранение.
Согласно договору ДДУ или купли-продажи, застройщик должен сдать жилье без дефектов, но… на практике часто встречаются недочеты. Нередко строители ускоряют процесс, чтобы уложиться в договорные сроки. И при это нарушают технологию отделки. Например, укладывают покрытие на не отвердевшую стяжку, что приводит к деформациям пола.
«Приемка квартиры в новостройке — это больше, чем просто передача ключей. Это тот момент, когда новосел убеждается, что застройщик выполнил ВСЕ свои обязательства и квартира соответствует ожидаемым стандартам. Если при приемке квартиры выявляются дефекты, покупатель вправе требовать их БЕСПЛАТНОГО исправления», — Романов Владимир, прораб компании DOMEO.
Планируете ремонт?
Точную стоимость всего ремонта вы можете получить в этом калькуляторе Domeo -> https://domeo.ru/remont
✅КАЛЬКУЛЯТОР✅
Давайте разбираться, как принять квартиру в новостройке у застройщика. В этой инструкции мы рассмотрим все шаги по приемке квартиры «от» и «до», а также укажем на самые частые ошибки новоселов при осмотре нового жилья.
Навигация:
- Базовые правила дачи-приемки квартиры в новом доме
- Особенности приемки квартиры в новостройке с отделкой и без
- Шаг первый. Застройщик уведомляет о готовности квартиры
- Шаг второй. Документы и инструменты для приемки квартиры
- Шаг третий. Вы в квартире – что нужно осматривать?
- Шаг четвертый. Подписание акта или дефектной ведомости
Базовые правила сдачи-приемки квартиры в новом доме
Сдача квартиры в новостройке происходит по строго регламентированной процедуре. Застройщик должен уведомить покупателя/дольщика за месяц до планируемой даты приемки и назначить время для осмотра.
На этом этапе покупатель, сопровождаемый специалистом застройщика, тщательно осматривает квартиру. Если квартира соответствует требованиям договора, при осмотре не выявлены критические недочеты, то стороны подписывают акт приема-передачи. Далее застройщик передает ключи и документы для регистрации собственности. В случае обнаружения критических дефектов составляется акт с перечнем недостатков и сроком их исправления. Как правило, недочеты устраняются в срок до двух месяцев.
«Не спешите подписывать акт приемки квартиры, даже если застройщик уверяет в её безупречности. Всегда проверяйте всё самостоятельно: возьмите с собой фотоаппарат, уровень, отвес и рулетку. Это поможет вам оценить качество строительства и отделки. При необходимости привлеките профессионала, который поможет вам разобраться в нюансах. Невидимые на первый взгляд дефекты могут значительно увеличить расходы на ремонт в будущем.» — Никита Соболев, прораб компании DOMEO.
Особенности приемки квартиры в новостройке с отделкой и без неё
Девелопер по условиям договора может сдавать объект с отделкой или без неё. Приемка каждого варианта квартиры имеет свои особенности.
Приемка новостройки без отделки:
- При осмотре таких квартир нужно проверять базовую готовность объекта к началу отделочных работ.
- Пол, стены и потолок обычно представляют собой необработанные поверхности, по сути – это конструктивная часть здания.
- В квартирах без отделки уже выполнено остекление, установлены входная дверь, электросеть до щита, газовая труба до счетчика.
- Трубы водоснабжения и канализации подведены только до основных стояков в квартире.
Приемка новостройки с отделкой:
- Нужно проверить качество отделочных работ, а также наличие и состояние сантехники, электрических систем, окон и дверей.
- Поверхности должны быть полностью подготовлены к чистовой отделке: стены, полы и потолки выровнены.
- Уже установлены системы отопления, трубы водоснабжения, канализации, газовой магистрали и выполнена электропроводка до розеток, выключателей, приборов электропотребления.
- Если в договоре с застройщиком указан пункт меблировки и оборудования квартиры, то проверяется наличие установленной мебели и техники.
Это базовые правила и нюансы процедуры сдачи-приемки квартиры в новом доме. Далее переходи к пошаговой инструкции и частым ошибкам в приемке квартиры-новостройки…
Сколько стоит ремонт квартиры в 2024 году?
✅КАЛЬКУЛЯТОР✅
Или просто заполните форму ниже 👇
Шаг 1. Застройщик уведомляет дольщика о готовности квартиры-новостройки
Это, пожалуй, самый важный этап в процессе приемки квартиры. За месяц до официального ввода дома в эксплуатацию, будущие владельцы получают извещение от застройщика. Однако, в большинстве случаев — около 70% — реальная дата передачи квартиры и момент получения ключей не совпадают. Чтобы избежать задержек и соответствующих штрафов за просрочку, застройщик начинает «юлить» со сроком сдачи объекта по договору.
На первом этапе приемки квартиры в новостройке не попадитесь на такие уловки:
- Никогда не подписывайте приемопередаточный акт в офисе застройщика без предварительного осмотра квартиры. Убедитесь, что вы видели квартиру лично и она готова к эксплуатации.
- Если застройщик откладывает осмотр, настаивайте на выплате неустойки за каждый день просрочки.
- При получении уведомления о готовности квартиры сразу же уточните дату и время приемки. Будьте настороже перед ответами, которые явно указывают на затягивание процесса, например: «Специалисты заняты, осмотр возможен только через два месяца» или «квартира еще не готова, выполняются финальные работы».
В каждом из этих случаев ваша задача — требовать соблюдения законных сроков и не соглашаться на условия, которые могут лишить вас права на компенсацию за задержку. Если вы уже получили уведомление о готовности объекта, нужно реагировать максимально заметно.
Пример из практики – как не нужно делать! Дольщика Андрея застройщик уведомил, что его квартира готова к осмотру. После звонка в компанию ему сказали подождать еще некоторое время. Андрей забронировал дату осмотра, доступную только через два месяца, и стал ожидать уточняющего звонка от менеджера. Впоследствии Андрей узнал, что мог потребовать с застройщика компенсацию за задержку. Однако в судебном разбирательстве выяснилось, что застройщик своевременно отправил уведомление, а сам дольщик не приходил на осмотр квартиры в течение двух месяцев. У Андрея не было юридических документов, подтверждающих нарушения со стороны компании, и суд встал на сторону застройщика.
Как правильно реагировать на затягивание сроков сдачи квартиры застройщиком:
1. Сразу же свяжитесь с компанией, чтобы уточнить конкретную дату и время осмотра квартиры. Это ваше законное право!
2. Если выяснится, что застройщик уклоняется от конкретизации сроков, подготовьте официальную претензию. В ней четко опишите обстоятельства, указывая на невыполнение застройщиком его обязательств.
3. Отправьте претензию ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении на юридический адрес компании.
4. В случае отсутствия ответа или реакции со стороны застройщика, повторно отправьте претензию. Настойчивость и серьезность намерений – гарантия защиты ваших прав.
5. Все эти шаги станут неоспоримым доказательством в суде о том, что вы, как дольщик, не уклонялись от приемки квартиры, а активно добивались конкретизации даты осмотра и соблюдения ваших прав.
Шаг 2. Берем с собой документы и инструменты для приемки квартиры
Перед посещением офиса компании-девелопера подготовьте паспорт, оригинал договора ДДУ или купли-продажи квартиры, доверенность, если вы действуете от имени другого лица, а также копию плана квартиры.
«В офисе строительной компании перед осмотром проверьте такие важные документы, как разрешение на ввод дома в эксплуатацию, акт о вводе инженерных систем, документы о присвоении адреса зданию, заключение о соответствии объекта техническим регламентам и проектной документации, а также паспорта на счетчики и инженерное оборудование», – советует прораб DOMEO Сергей Кривцов.
Чтобы обнаружить возможные дефекты отделки, которые не всегда видны невооруженным глазом, возьмите с собой на приемку квартиры:
· Блокнот для заметок и измерений, ручку, а также калькулятор для вычислений.
· Фотоаппарат или мобильный телефон с качественной видеокамерой для фотофиксации дефектов.
· Небольшой фонарик для осмотра труднодоступных мест – ниш, вентиляционных коробов, сантехнических подключений.
· Уровень для проверки ровности стен и полов.
· Вертикальный отвес для определения вертикальности стен к полу и потолку.
· Рулетку или лазерный дальномер для измерения реальных габаритов помещений и сравнения их с проектными данными.
· Мультиметр для тестирования электрических сетей и напряжения.
Шаг 3. Вы в квартире – что нужно осматривать?
Приемка новой квартиры в доме проводится со специалистом застройщика, который вправе подписывать акт приемки-передачи или дефектную ведомость.
При осмотре квартиры в новостройке обращайте внимание на следующие моменты:
- Территория вокруг дома. Оцените состояние асфальта, наличие тротуаров, парковочных мест, велодорожек и игровых зон для детей.
- Общие помещения. Осмотрите качество обустройства подъезда, лестничные клетки и проверьте функциональность лифтов. В подвальных помещениях обратите внимание на сухость и отсутствие посторонних запахов. Для верхних этажей важно осмотреть состояние кровли и технического помещения.
- Двери входные и межкомнатные. Убедитесь, что входная и межкомнатные двери установлены корректно. Двери должны открываться и закрываться без препятствий. Проверьте работоспособность всех замков.
- Квадратура квартиры. Выполните измерения всех комнат/помещений и сопоставьте полученные результаты с указанными в документах данными.
- Счетчики. Запишите показания и номера счетчиков в квартире и на лестничной клетке.
- Поверхности стен. Осмотрите стены на предмет трещин и неровностей, проверьте их соответствие проектным размерам. Проверьте качество отделочных работ, убедитесь, что отделка выполнена без видимых дефектов, нет складок или вздутия покрытия.
- Стяжка и напольные покрытия. Тщательно проверьте качество стяжки, простучав покрытие для выявления возможных воздушных пузырей и пустот. Полы должны быть ровными, без перепадов и щелей. Проверьте, чтобы напольное покрытие не прогибалось и не скрипело под нагрузкой.
- Потолки в квартире. Измерьте высоту потолков и сопоставьте с данными в проекте. Убедитесь в отсутствии трещин и значительных (более 5 мм) перепадов на стыках плит, которые должны быть заделаны строительным раствором.
- Окна в квартире. Проверьте, что стеклопакеты целы, без трещин и царапин. Рамы должны быть без дефектов, створки должны плотно прилегать к раме, легко открываться и закрываться. Проверьте наличие подоконника, отлива и козырька, а также отсутствие щелей между рамой и стеной.
- Электрические приборы, проводка. Проверьте работу всех выключателей, розеток и осветительных приборов. Проверьте напряжение в электросети. В помещениях с черновой отделкой удостоверьтесь в наличии всех необходимых выводов для будущей электропроводки.
- Инженерные коммуникации. В квартирах с предчистовой отделкой проверьте качество инженерных систем, включая сантехнику и отопительные приборы. Радиаторы должны быть правильно установлены: на расстоянии 2-5 см от стены, 10-12 см от подоконника и 8-12 см от пола.
- Вентиляционная система. Протестируйте работу вентиляции в новой квартире, приложив лист бумаги к вентиляционному отверстию — он должен прилипнуть, если система работает эффективно. Также можно измерить уровень влажности в помещении с помощью гигрометра; оптимальное значение — 45%.
- Качество чистовой отделки. Убедитесь, что все чистовые работы выполнены в соответствии с проектом. Если указанный в документации паркет заменен на линолеум, это должно быть отмечено и предъявлено представителю застройщика. Все лицевые покрытия должны быть без видимых дефектов.
«Частая ошибка на этапе осмотра и приемки квартиры – это фиксация дефектов на словах. Слова и обещания не имеют юридической силы, поэтому всегда придерживайтесь следующих правил»,
– советует прораб DOMEO Максим Сомов.
1. Ведите дефектную ведомость в письменной форме. Всегда фиксируйте любые выявленные проблемы в дефектной ведомости. Устные замечания могут быть проигнорированы после подписания приемопередаточного акта.
2. Требуйте официального подписания документов. Убедитесь, что представитель застройщика не только согласен с перечнем недостатков, но и подписывает акт осмотра квартиры и ведомость с дефектами, указывая конкретные сроки для их устранения.
3. Делайте копии документов. Сделайте копии всех подписанных документов, чтобы у вас были доказательства ваших требований и договоренностей с застройщиком.
Шаг 4. Подписание приемопередаточного акта или дефектной ведомости
При приемке квартиры в новостройке важно четко фиксировать состояние жилья. Если осмотр не выявил дефектов, стороны подписывают акт приема-передачи в двух экземплярах, один из которых направляется в Росреестр для регистрации права собственности. Однако, если во время проверки обнаружены недостатки, нужно:
- Оформить дефектную ведомость. В ней указывается список недочетов с четкими сроками их устранения за счет застройщика, обычно от 45 до 60 дней.
- Взыскать компенсацию. Если дефекты влияют на стоимость квартиры, можно потребовать снижения цены по условиям ДДУ или договора купли-продажи.
- Подготовить акт возмещения расходов. В случае серьезных дефектов, зафиксируйте возможность и условия возмещения затрат на последующий ремонт.
«Важно помнить, что устные соглашения не имеют юридической силы. Но… что делать, если представитель застройщика отказывается фиксировать дефекты в письменной форме. Первое – составьте претензию, в которой укажите полный список обнаруженных недочетов и зафиксируйте отказ представителя компании их оформлять. Второе – отправьте претензию на юридический адрес застройщика ценным письмом, чтобы иметь подтверждение о вручении и опись содержимого», – советует прораб DOMEO Павел Мещеряков.
Domeo советует начать свой ремонт с 2-х простых шагов:
1. Рассчитать точную цену ремонта под Ваш бюджет. Бесплатно рассчитайте здесь: ✅ domeo.ru/remont
2. Выбрать подходящего дизайнера для визуализации своих идей! Бесплатно выберите своего дизайнера здесь: ✅ domeo.ru/design
Приемка квартиры в новостройке может быть сложной, особенно без строительного образования или опыта. Если вы новичок в этом деле, рекомендуем нанять профессионального приемщика или проконсультироваться с опытными строителями. Надеемся также, что наша инструкция расставит все точки над «i».
Была ли статья для вас полезна? Поддержите наш канал лайком и комментарием, так вы поможете нам с дальнейшим развитием!
Что дальше?
В следующей статье поможем определиться, какой ремонт нужен именно ВАМ👇