Найти в Дзене
Жизнь Человека

Пока не поздно

Если вам говорят, что дети ничего не понимают, когда теряют родителей - не верьте. Они всё понимают и чувствуют, иногда даже сильнее, чем взрослые.

Изображение предоставлено сервисом Фрипик
Изображение предоставлено сервисом Фрипик

Даша рыдала на могиле отца. Её маленькое пятилетнее сердечко рвалось из груди, горькие слёзы душили, не давая вздохнуть. Папа, её самый любимый на свете папа, ушёл. Ушёл навсегда и она этого уже не изменит, не сможет его вернуть. Никогда. Осознание этого разрывало нежную душу девочки на части. Она понимала, что больше никогда не услышит волшебных папиных сказок на ночь, он никогда не будет катать её на шее и кружить по дому в танце, взяв на руки.

Изображение предоставлено сервисом Фрипик
Изображение предоставлено сервисом Фрипик

За спиной шептались родственники, сокрушённо и сочувственно качая головами, гладили девочку по волосам. Мама пыталась успокоить её, когда она она кричала на мужчин, стучащих молотками по гробу. Такого поведения никто не ожидал, даже сама Даша. Когда на гроб с громким стуком упали первые комья земли, она вырвалась из рук матери и бросилась следом, и только крепкие руки одного из работников кладбища схватили её у самого края, не дав упасть.

Сцена была настолько душераздирающей, что даже видавшие многое могильщики, смахивали слёзы и отворачивались. Таких громких похорон это старое кладбище не знало давно, и люди, идущие проведать близких, тревожно оборачивались, кто-то крестился, кто-то замирал, несколько женщин прикладывали платки к глазам и покачивали головами.

Девочка стояла у креста и ещё долго не хотела уходить, хотя все, кроме мамы, уже скрылись за высокими железными воротами. Мама уговаривала дочь, обещая, что они будут приезжать каждый день, и что надо ехать - их ждёт автобус, но Даша словно не слышала - только рыдала, уткнувшись лбом в папин портрет.

***

Со временем боль притупилась. Дарья смирилась и успокоилась, поняв, что нужно жить дальше. Мама так больше замуж и не вышла, посвятив себя воспитанию единственной дочери. Возможно, так не смогла найти человека, даже отдалённо похожего на покойного супруга. А дочь росла умницей и из школы приносила только четвёрки и пятёрки. Особенно хвалил физрук - все соревнования, олимпиады и спортивные состязания не обходились без быстроногой и активной ученицы.

На последнем звонке, принимая от директора похвальные грамоты и аттестат, Дарья уже знала, что будет поступать в университет на факультет физической культуры. Мама отпускала с тяжёлым сердцем, ведь это в другом городе, до которого около трёхсот километров, но дочь успокоила:

– Мамуль, не волнуйся. Буду приезжать каждые выходные. В крайнем случае, раз в месяц, так что будем видеться регулярно.

Мама обняла дочь и со слезами на глазах сказала:

– Я совсем одна тут останусь, детка. Как справлюсь без тебя, даже не знаю...

– Всё будет хорошо, мамочка. Я же не в другую страну уеду, верно? - мама кивнула. – Так что, будем всё время на связи. - Даша обняла маму, ткнувшись носом в её плечо.

***

"Устроилась хорошо, уже в комнате. Раскладываю вещи." - писала Дарья маме, когда комендант общежития проводила её в комнату на втором этаже. На кровати у левой стены сидела худенькая русоволосая девушка и что-то читала. Она подняла голубые глаза на Дарью и улыбнулась.

Изображение предоставлено сервисом Фрипик
Изображение предоставлено сервисом Фрипик

– Здрасьте. - сказала Дарья, ставя сумки на пол у двери. Оглядев комнату, она кивнула и прошла к соседней койке.

– Привет. Я - Кристина. - девушка встала и протянула руку.

– Я - Даша. - ответила рукопожатием девушка. – Очень приятно.

– Только поступила? - Кристина отложила книгу и щёлкнула кнопкой на чайнике.

– Да. А ты? - Дарья присела на краешек кровати.

– Второй курс физкультурного. - Кристина подошла к шкафу и распахнула дверки. – Смотри: здесь два отделения. Одно - моё, второе можешь заполнять. Не стесняйся. Если что нужно, говори. У нас принято помогать друг другу.

– Спасибо. - Даша принялась наполнять полки и плечики одеждой, попутно вынимая из сумок мамины заготовки, которые знатно оттянули ей плечи в дороге.

– Как разместишься, попьём чаю, а потом я тебе экскурсию устрою, чтобы знала, где у нас кухня, душ и прочее. - Кристина снова села и погрузилась в чтение.

***

Кристина оказалась отличной соседкой и внимательной собеседницей. Если была возможность, уезжала домой, в комнату никого чужих не водила, помогала по учёбе. Даша была счастлива, что соседка спокойная и неглупая, особенно, после рассказов про ужасы студенческой общажной жизни. Деньги у Кристины водились всегда, несмотря на то, что на бюджет она не попала - училась платно. И это было удивительно, потому что, также, как и Даша, росла без отца и мать поднимала её одна. По-крайней мере, так говорила сама Кристина.

Через пару месяцев после поступления Даша стояла у входа в институт и ждала соседку, чтобы вместе сходить в магазин за продуктами и приготовить ужин. Кристина задерживалась и Дарья, скучая, смотрела по сторонам. На парковке из белого автомобиля вышел мужчина средних лет в военной форме. Он забрал с заднего сиденья букет цветов и направился ко входной двери. Было очевидно, что он кого-то ждёт. Он заметно волновался - снимал фуражку, протирал лоб платком и снова надевал головной убор, поправляя козырёк. Наконец, он замер, увидев кого-то в холле института.

Стекло в двери блеснуло и из института вышла Кристина. Мужчина встал перед ней, но она, сделав каменное лицо, прошла мимо. Он бросился вслед и попытался взять девушку за локоть. Дарья насторожилась. Кристина отдёрнула руку, а мужчина что-то сказал. Дарья не услышала - стояла метрах в ста, только видела их издалека. Он бежал за Кристиной, пытаясь отдать ей цветы и что-то быстро говорил, но девушка не отвечала, только сильнее хмурила брови.

Дарья сделала шаг в их сторону и пошла навстречу, не отрываясь глядя на соседку. Та что-то резко отвечала, мужчина возмущённо разводил руками и не переставая двигал губами. Тут Кристина выкрикнула ему в лицо, резко развернулась и побежала к Даше.

– Кто это, Крис? - спросила Дарья.

– Не важно. Пошли. - девушка схватила Дашу под руку и потащила прочь.

– Он к тебе пристаёт? Может, полицию вызвать?

– Не нужно. Сама разберусь. - подруга тянула непонимающую Дарью в сторону магазина. – Не велика персона, полицию вызывать.

– Ну, ладно. - протянула Даша и оглянулась. Мужчина стоял с опущенными плечами и грустно смотрел им вслед.

Через две недели, когда они только приехали из дома перед учебной неделей, в дверь комнаты постучали. Дарья открыла и ойкнула: на пороге стоял тот самый мужчина. Она так растерялась, что даже не додумалась закрыть перед ним дверь. Он поставил ботинок на порог и сказал:

– Добрый вечер.

– Д-добрый... - Даша напряглась, готовая к броску и судорожно вспоминая приёмы самообороны.

– Кристина, здравствуй. - он кинул взгляд на лежащую на кровати девушку, но та даже не шевельнулась.

– Крис! - воскликнула Дарья. - Тебя зовут, слышишь?

– Кристина, как дела? Тебе нужно что-нибудь? Денег оставить?

Кристина не двинулась, сильнее вжавшись в подушку.

– Передайте ей, пожалуйста. - мужчина протянул несколько пятитысячных купюр и вложил в ладонь Дарьи. – До свиданья, Кристина. - он развернулся и быстро ушёл.

Даша захлопнула дверь и встала перед соседкой:

– Так всё-таки, кто это, Крис?

Она молчала. Потом вздохнула и не оборачиваясь, ответила:

– Не важно, я же сказала. Не лезь, пожалуйста, сама разберусь.

Дарья молча положила деньги на стол и пошла в кухню, где уже стояла на плите кастрюля с бульоном.

Таинственный поклонник Кристины не давал покоя Дарье, она несколько раз заводила разговор о нём с подругой, но ничего, кроме: " Не важно. Не твоё дело. Не обращай внимания", - она не услышала.

Мужчина был вдвое старше Кристины, приходил иногда в гражданской одежде, приносил цветы, деликатесы, оставлял деньги, но ни разу подруга не взглянула на него и не прервала молчания, как он ни пытался с ней заговорить.

Так длилось до четвёртого курса Даши. Кристина готовилась к защите диплома, вместе они ездили на соревнования, иногда в разные города. В одну из таких поездок Кристина неудачно перемахнула через барьер на беговой дорожке и упала с громким криком. К ней сбежались тренеры, педагоги и врачи. Принесли носилки, девушку аккуратно погрузили и унесли в машину скорой помощи. Дарья сидела на трибуне и наблюдала за этим издалека. Увидев, что случилось, подбежала к машине и только успела спросить:

– Что у неё?

– Похоже на закрытый перелом со смещением. - сказал врач и захлопнул дверцы машины.

– Куда вы её повезёте? - Даша тревожно косилась на стонущую подругу, держащуюся за борта носилок.

Медик назвал номер больницы и сел рядом с водителем. Автомобиль уехал, а Дарья осталась на стадионе в ожидании второго забега.

На следующий день её отпустили проведать Кристину. Накинув халат и шелестя пакетом с фруктами, девушка тихонько толкнула дверь и заглянула внутрь. Подруга лежала на крайней кровати справа у окна и смотрела на деревья. Рядом с ней сидел тот самый мужчина и что-то тихо говорил.

– Здравствуйте. - сказала Даша и подошла ближе.

Мужчина вскочил и неловко запинаясь, сказал:

– З-здравствуйте, Даша. А я вот... Приехал... - и развёл руками.

– А как вы её нашли?

– Всё очень просто. Мне сказала её мать. - он сделал шаг в сторону. – Я, наверное, пойду. Поправляйся, Кристина. - он похлопал девушку по руке, но та отдёрнула её. Он поджал губы и нахмурившись, вышел.

Когда дверь за ним закрылась, Дарья спросила:

– А что, он и маму твою знает?

– Да. - нехотя ответила подруга.

– Настойчивый... - она улыбнулась, но Кристина вдруг села и с яростью взглянула на Дарью, выкрикнув:

– Да как ты не поймёшь? Это же папашка мой! И ходит, и ходит, всё отношения пытается наладить! А я его видеть не могу! - отвернулась в сторону девушка и рухнула на подушку.

Дарья изменилась в лице, улыбка сползла с губ и она расширившимися глазами посмотрела на Кристину:

– Что?! Как?! Твой родной отец?!

– И что? Он мне не нужен!

– Как ты можешь так говорить, Крис? Он же к тебе всей душой! - Дарья, наконец, поставила пакет с фруктами на тумбу у кровати.

– Да плевать я хотела на его душу! Он не думал о ней, когда нас с мамой на какую-то пустышку променял! Пусть не ходит теперь! - она сжала губы. – У-у! Ненавижу!

Глаза девушки горели, пылающие щёки придавали нездоровый, излишне возбуждённый вид. Кристина дёрнула ногой ит взвыла от боли.

– Успокойся, не надо нервничать. - Дарья погладила подругу по руке. Потом взглянула в окно и медленно сказала: – Мне бы твои проблемы... Я бы всё отдала, чтобы услышать папу хотя бы по телефону, а уж про встречу вообще молчу... А ты... Он к тебе так тянется, хочет общаться, это видно всем.

Дарья встала и взялась руками за спинку кровати, внимательно глядя на подругу.

– Прости его, Кристинка. Мало ли что будет дальше. Он же не бросает тебя? Помогает. Интересуется тобой и твоей жизнью, приходит, терпит твоё молчание и обиду. - Даша стиснула металлическую спинку до побеления пальцев. – Он же не от тебя ушёл, а от твоей матери, в конце концов.

Кристина молчала, сдвинув брови и закусив нижнюю губу. Дарья продолжила:

– Будь я на твоём месте, я бы ни минуты не думала - помирилась. Кто знает, что будет завтра? А тут отец. Родной. Единственный. И другого у тебя не будет. - она сделала шаг в сторону выхода. – Ладно, лечись. Я завтра ещё зайду.

Остановившись в дверях, спросила:

– Как его зовут?

– Андрей. Андрей Владимирович.

Махнув рукой на прощание, Даша вышла из палаты и повернула направо. У стойки медсестёр стоял отец Кристины и о чём-то разговаривал с лечащим врачом, которая кивала и водила пальцем по истории болезни, потом она что-то быстро написала на бланке и отдала мужчине. Дарья замедлила шаг. Андрей заметил её и улыбнувшись, подошёл и взглянул в глаза.

– Дарья, можно с вами поговорить? - сказал он и предложил сесть на кресла в коридоре.

– Да, конечно. - девушка послушно села и несмело посмотрела на собеседника.

– Я - отец Кристины.

– Да, теперь я знаю. - Дарья кивнула.

– Хотел бы вас попросить - может, вы поговорите с Кристиной и как-то повлияете на неё? Вижу, у вас хорошие отношения, может, вас она послушает, как друга? Скажите ей, что я бы очень хотел наладить общение с ней. Хочу, чтобы она говорила со мной. В гости пришла, с братом познакомилась младшим. Я... Я её очень люблю, понимаете?.. - глаза мужчины заблестели, он шмыгнул покрасневшим кончиком носа и сглотнул. – он прикоснулся пальцами к ладони девушки, а Даша понимающе кивнула со словами:

– Я только что ей об этом говорила.

– А она что?

– Молчит...

– Вот-вот, она всё время молчит или грубит, срывая на мне злость. А я ведь её никогда не оставлял. Вот, смотрите, - он достал телефон и показал фотографии. На них Кристина идёт в первый класс с огромным букетом цветов, потом переходит в пятый класс, а тут - получает аттестат. Выбегает из института с радостной улыбкой, когда узнаёт о поступлении. Даже соревнования в институте он как-то снимал, видимо, сидя на трибунах. Только Кристина об этом или не знала, или не хотела знать. Андрей продолжил: – Я же и за институт ей плачу, всё покупаю, помогаю, чем могу. Про алименты вообще молчу, это само собой было всегда. - он посмотрел в сторону врачей. – Я договорился забрать дочь отсюда к нам в город, там уже ждут. Сегодня вечером на машине приеду за ней и будем лечиться в клинике неподалёку.

– Она знает?

– Нет, врач скажет чуть позже. - он вздохнул. – Ну что, поговорите с ней?

– Конечно, Андрей Владимирович. Обещаю. - Даша встала и сняла халат. Мужчина тоже поднялся и с надеждой обернулся в сторону палаты, где лежала дочь.

– Спасибо, Даш. - он протянул руку и пожал ладонь девушки, слегка сжав её пальцами.

По дороге домой Дарья всё думала, с чего начать разговор. С того, что родители даются нам раз и навсегда? С того, что каждый заслуживает прощения? С того, что если не сейчас, то потом будет поздно? С того, что люди вольны выбирать себе другого спутника жизни, при этом оставаясь любящими родителями для тех, чьих мам или пап оставили?

Набрав воздуха в грудь, Дарья долго говорила с Кристиной по телефону, вспоминая собственного отца и жалея, что судьба так мало отмерила ей времени общения с любимым папой.

– Не делай ошибки, Кристинка! Прими его в свою жизнь! Кто знает, что там дальше будет? Наслаждайся каждой минутой рядом с ним, впитывай его любовь! Поверь, это чувство ни с чем не сравнимо! Ты не пожалеешь, я уверена!

***

Кристина сдалась. Забирали её из больницы папа с Дашей. Андрей привёз с десяток огромных букетов и вручил их всем врачам, что попались на пути. Когда дочь вышла, они ещё пару минут стояли молча, глядя друг на друга, потом Андрей сделал шаг и обхватив руками, крепко прижал к себе дочь, а она нерешительно положила руки ему на спину и спрятала лицо на груди. Потом, прыгая на одной ноге и держась за отца, попыталась спрыгнуть с крыльца, но папа взял её на руки и понёс к машине.

Кристина защитила диплом и уехала в свой город. Они созванивались с Дашей каждый день - два, договаривались встретиться через месяц, когда наступит август. Кристина делилась с подругой, что теперь у неё есть брат, которого зовут Славик, а его мама - замечательная женщина, которая с радостью приняла дочь своего любимого мужа, как родную. Оказалось, что это именно она настаивала, чтобы Андрей не бросал Кристинку и всячески помогал. Они проводили много времени вместе, даже съездили вчетвером на море. Кристина была счастлива и благодарила подругу, что уговорила её принять отца.

Перед тем, как купить билет, Дарья набрала подруге, чтобы договориться о приезде, но та не взяла трубку. Она безуспешно звонила почти целый день и только когда на часах было уже половина одиннадцатого вечера, Кристина позвонила сама.

– Крис! Я тебя потеряла! Где ты ходишь? Телефон, что-ли забыла? - протараторила Даша в трубку. В ответ лишь услышала, как подруга всхлипнула и громко зарыдала в трубку. – Что случилось?

Кристина не могла успокоится несколько минут. Наконец, когда Дарья уже исчерпала предположения, ответила дрожащим голосом:

– Даша. Папа умер... - и заревела снова.

Андрей скончался от сердечного приступа в машине, когда ехал домой. Со дня их примирения с дочерью прошло всего три месяца. Ему было всего 46 лет.

Изображение предоставлено сервисом Фрипик
Изображение предоставлено сервисом Фрипик

Искренне благодарю вас за то, что потратили на прочтение своё время! Если вам пришлось по душе моё скромное творчество, поддержите репостами, лайками, подпиской или угостите кофе: 2202 2032 9141 6636 (Сбер). За любое содействие - низкий поклон! Всегда ваша, Елена С. ©