Сказка «Курочка Ряба» короткая и противоречивая, будто содержащая загадку: непонятно почему дед и баба сначала хотели разбить яйцо, а потом плакали, когда мышка его разбила. Имеет ли это отношение к знаменитой дилемме Аристотеля: что было раньше - курица или яйцо? Над смыслом этой сказки задумывались не только отечественные филологи, но и знаменитые психоаналитики Зигмунд Фрейд и Жак Лакан, а кроме того немецкий философ Мартин Хайдеггер.
Исследователи-структуралисты пытались проинтерпретировать этот странный сюжет, исходя из формально функционального подхода. Большинство филологов предполагают, что текст сказки дошел до нас в неполном виде: изначально он представлял собой цепь повторов, что называется группой родственных кумулятивных (накопительных) сюжетов с моделью «оплакивания». Владимир Пропп считал, например, что это комедия: яичко разбилось, что повлекло за собой цепь разрушительных событий, в результате чего сгорела деревня, и все умерли.
Культурологический подход рассматривает мировое яйцо как космогонический символ, общий для многих мифологий. Например, существует индийский и египетский миф о происхождении мира из яйца. Роль символического яйца была значительна в обрядах погребения этрусков (на погребальных фресках покойный изображался с яйцом в руке). У славян яйцо служило главным символом на языческих праздниках плодородия, оно присутствует в традициях празднования еврейской и христианской Пасхи, да и в русских сказках смерть Кощея неслучайно находится в яйце. Универсальность этого символа подтверждается тем, что многие великие художники от Средневековья до современных сюрреалистов использовали образ яйца именно в таком архетипическом значении.
С точки зрения теории архетипов Карла Юнга, яйцо является универсальным символом коллективного бессознательного, означающим общий мотив возрождения, чередования жизни и смерти. Очевидно, что в сказке золотое яйцо чем-то отличается от простого. Татьяна Михайлова обратила внимание на то, что в первоначальном варианте сказки яйцо было не золотым, а «пестро, востро, костяно и мудрено». Кроме того, Курочка Ряба, то есть существо рябого или рыжего цвета в фольклоре часто обозначало посланника из другого мира. Например, у египтян злой и завистливый бог Сет, убивший своего брата Осириса, изображался с рыжими или красными волосами (по аналогии с цветом смертельной пустыни). Учитывая тот факт, что главными героями сказки выступают старик и старуха, значение космогонического яйца выстраивается относительно их возраста. И поскольку обещание Курочки снести простое яичко их успокоило, можно сделать вывод, что оно есть образ продолжения их жизни. В то время, как золотое или костяное яйцо предвещает несчастье.
Зигмунд Фрейд объяснял сюжет сказки, исходя из своего исследования бессознательного. В своем труде "Толкование сновидений" Фрейд приводит целый ряд образов, имеющих вытянутую форму, которую он ассоциирует с фаллическим символом. В сказке про Курочку Рябу очевидным обладателем такого предмета является мышка, которая разбивает яйцо, что приводит Фрейда к следующему выводу:
Напомню, как в известной русской сказке про волшебную курицу, которая приносит золотые яйца, парадоксальным образом маленькая мышь, взмахнув хвостом, разбивает подаренное курицей яйцо, в то время как сильные старуха и старик этого сделать не могут. Этот парадокс полностью снимается, если прибегнуть к нашей сексуальной теории неврозов. Старик и старуха сексуально немощные - волшебная курица приносит им в яйце символического ребенка, но они не могут разбить, то есть, вероятно, оплодотворить его. Но таким образом мы объясняем лишь полдела: именно, почему старик и старуха не могли разбить яйцо. Вторая половина вопроса - почему его удалось разбить мышке, - остается не объясненной. В нашем труде о сновидениях мы составили список сексуальных символов мужского органа, среди которых есть и хвосты. Секрет мыши, таким образом, состоит в том, что она является обладателем предмета, которого уже в полном смысле не имеет старик, то есть эректированного органа. Именно это позволяет мыши разбить, то есть символически оплодотворить яйцо.
Таким образом, с точки зрения Фрейда, сказка несет в себе архаический след плодородного культа, повествуя о возможности или невозможности продолжения рода. В интерпретации другого знаменитого психоаналитика Жака Лакана, сказка истолковывается с точки зрения функционирования символического порядка культуры. Основными терминами Лакана были понятия Реального и Реальности. Реальное - это сфера бессознательного ИД, а Реальность - это символическое Суперэго (Сверх-Я или Другой) и воображаемое Эго (Я). Суперэго в психоанализе - это авторитет, мораль, социальные правила, в целом весь символический порядок культуры. Курочка Ряба и является символом этого Суперэго, поэтому она несет золотые яйца, то есть создает идеалы, нормы, образцы. Единственное, что может противостоять ей - это природное хтоническое начало в образе мышки:
Кое-кто может слишком поспешно сказать, что золотое яйцо – это Реальное. Лучше давайте подумаем, почему, когда яйцо разбилось, старик и старуха заплакали. Здесь важно не просто то, что яйцо разбилось, а кто его разбил, то есть, называя вещи своими именами, если вашу невесту дефлорировал "чужой дядя", то тут как раз в пору заплакать. На мышку с ее маленьким, но торчащим фаллическим хвостиком, обратил внимание уже Фрейд. Золотое яйцо - это недоступный объект желания. Видимо, оно внутри было полое. Интерсубъективность наших персонажей схлестнулась на этом яйце. Старик и старуха буквально стукнулись лбами друг об дружку, когда пытались разбить его. Чего они хотели – наслаждения или ребенка, Дюймовочку или мальчика-с-пальчика (этими искусственными детьми из пробирки так богат фольклор)? Может быть, они заплакали от того, что мышка, разбив яйцо, дезавуировала пустоту желания? Яйцо - это симптом, а курочка - Суперэго. Суперэго снесло симптом - чего еще от него и ждать? Тогда получается, что мышка - это Ид, хтоническая сторона бессознательного. Разрушительная, деструктивная сила. Так что Реальное - это как раз мышка. Символический порядок Курочки разбивается хвостиком, ведущим в бездну Реального. Яйцо – это бесконечное означающее. Симптом всегда воспроизводим, да будет вам известно. На этом построен универсальный принцип автоматического повторения. Я думаю, Курочка обманывала старика и старуху, и следующее яйцо было тоже золотым. Суперэго умеет нести только золотые яйца.
Мартин Хайдеггер толковал эту сказку с точки зрения экзистенциальной философии и в контексте своей неклассической онтологии. Язык Хайдеггера своеобразен, он пытается описать мир заново, используя не логическое мышление, а язык переживания бытия. Главным фактором, позволяющим человеку прозреть свою экзистенцию, является бытие-к-смерти, то есть осознание своей конечности, с одной стороны, и так называемая, озабоченность, то есть возможность проектирования себя в будущее, однако у старых людей такая возможность постоянно сокращается, об этом он и рассуждает:
Мир, мерцающий из себя подобно мыши, в кажущейся возможности онтологического осмысления себя как иного, безысходно пропадает в озабоченность. "Здесь-бытие" мыши онтически-онтологическим броском обрывает присутствие на собственную способность быть целым. Притом заброшенность увядающей экзистенции старых людей ближайше опосредует невозможность в здесь наличествующем бытии перед собой воплотить свою озабоченность в будущем. Теснящая временность онтологического смысла заботы довлееет их фундированию в самости будущего и настоящего. Двусмысленность падения и брошенности вовне себя бытие определяет их бытие к смерти и присутствие за пределами мирности и заботы.
Читайте также на канале: Почему Зигмунд Фрейд отказался интерпретировать картины Сальвадора Дали?