Найти в Дзене

Реальное и Реальность Курочки Рябы с точки зрения психоанализа и экзистенциализма

Сказка «Курочка Ряба» короткая и противоречивая, будто содержащая загадку: непонятно почему дед и баба сначала хотели разбить яйцо, а потом плакали, когда мышка его разбила. Имеет ли это отношение к знаменитой дилемме Аристотеля: что было раньше - курица или яйцо? Над смыслом этой сказки задумывались не только отечественные филологи, но и знаменитые психоаналитики Зигмунд Фрейд и Жак Лакан, а кроме того немецкий философ Мартин Хайдеггер.

Рене Магритт. Вариация печали. 1957 г.
Рене Магритт. Вариация печали. 1957 г.

Исследователи-структуралисты пытались проинтерпретировать этот странный сюжет, исходя из формально функционального подхода. Большинство филологов предполагают, что текст сказки дошел до нас в неполном виде: изначально он представлял собой цепь повторов, что называется группой родственных кумулятивных (накопительных) сюжетов с моделью «оплакивания». Владимир Пропп считал, например, что это комедия: яичко разбилось, что повлекло за собой цепь разрушительных событий, в результате чего сгорела деревня, и все умерли.

Культурологический подход рассматривает мировое яйцо как космогонический символ, общий для многих мифологий. Например, существует индийский и египетский миф о происхождении мира из яйца. Роль символического яйца была значительна в обрядах погребения этрусков (на погребальных фресках покойный изображался с яйцом в руке). У славян яйцо служило главным символом на языческих праздниках плодородия, оно присутствует в традициях празднования еврейской и христианской Пасхи, да и в русских сказках смерть Кощея неслучайно находится в яйце. Универсальность этого символа подтверждается тем, что многие великие художники от Средневековья до современных сюрреалистов использовали образ яйца именно в таком архетипическом значении.

Створка с изображением ада из триптиха "Сады земных наслаждений" Иеронима Босха и "Геополитический ребёнок, наблюдающий за рождением нового человека" Сальвадора Дали.
Створка с изображением ада из триптиха "Сады земных наслаждений" Иеронима Босха и "Геополитический ребёнок, наблюдающий за рождением нового человека" Сальвадора Дали.

С точки зрения теории архетипов Карла Юнга, яйцо является универсальным символом коллективного бессознательного, означающим общий мотив возрождения, чередования жизни и смерти. Очевидно, что в сказке золотое яйцо чем-то отличается от простого. Татьяна Михайлова обратила внимание на то, что в первоначальном варианте сказки яйцо было не золотым, а «пестро, востро, костяно и мудрено». Кроме того, Курочка Ряба, то есть существо рябого или рыжего цвета в фольклоре часто обозначало посланника из другого мира. Например, у египтян злой и завистливый бог Сет, убивший своего брата Осириса, изображался с рыжими или красными волосами (по аналогии с цветом смертельной пустыни). Учитывая тот факт, что главными героями сказки выступают старик и старуха, значение космогонического яйца выстраивается относительно их возраста. И поскольку обещание Курочки снести простое яичко их успокоило, можно сделать вывод, что оно есть образ продолжения их жизни. В то время, как золотое или костяное яйцо предвещает несчастье.

Сюрреалистическая серия современного датского художника Тора Линденега.
Сюрреалистическая серия современного датского художника Тора Линденега.

Зигмунд Фрейд объяснял сюжет сказки, исходя из своего исследования бессознательного. В своем труде "Толкование сновидений" Фрейд приводит целый ряд образов, имеющих вытянутую форму, которую он ассоциирует с фаллическим символом. В сказке про Курочку Рябу очевидным обладателем такого предмета является мышка, которая разбивает яйцо, что приводит Фрейда к следующему выводу:

Напомню, как в известной русской сказке про волшебную курицу, которая приносит золотые яйца, парадоксальным образом маленькая мышь, взмахнув хвостом, разбивает подаренное курицей яйцо, в то время как сильные старуха и старик этого сделать не могут. Этот парадокс полностью снимается, если прибегнуть к нашей сексуальной теории неврозов. Старик и старуха сексуально немощные - волшебная курица приносит им в яйце символического ребенка, но они не могут разбить, то есть, вероятно, оплодотворить его. Но таким образом мы объясняем лишь полдела: именно, почему старик и старуха не могли разбить яйцо. Вторая половина вопроса - почему его удалось разбить мышке, - остается не объясненной. В нашем труде о сновидениях мы составили список сексуальных символов мужского органа, среди которых есть и хвосты. Секрет мыши, таким образом, состоит в том, что она является обладателем предмета, которого уже в полном смысле не имеет старик, то есть эректированного органа. Именно это позволяет мыши разбить, то есть символически оплодотворить яйцо.

Рене Магритт. Проницательность. 1936 г.
Рене Магритт. Проницательность. 1936 г.

Таким образом, с точки зрения Фрейда, сказка несет в себе архаический след плодородного культа, повествуя о возможности или невозможности продолжения рода. В интерпретации другого знаменитого психоаналитика Жака Лакана, сказка истолковывается с точки зрения функционирования символического порядка культуры. Основными терминами Лакана были понятия Реального и Реальности. Реальное - это сфера бессознательного ИД, а Реальность - это символическое Суперэго (Сверх-Я или Другой) и воображаемое Эго (Я). Суперэго в психоанализе - это авторитет, мораль, социальные правила, в целом весь символический порядок культуры. Курочка Ряба и является символом этого Суперэго, поэтому она несет золотые яйца, то есть создает идеалы, нормы, образцы. Единственное, что может противостоять ей - это природное хтоническое начало в образе мышки:

Кое-кто может слишком поспешно сказать, что золотое яйцо – это Реальное. Лучше давайте подумаем, почему, когда яйцо разбилось, старик и старуха заплакали. Здесь важно не просто то, что яйцо разбилось, а кто его разбил, то есть, называя вещи своими именами, если вашу невесту дефлорировал "чужой дядя", то тут как раз в пору заплакать. На мышку с ее маленьким, но торчащим фаллическим хвостиком, обратил внимание уже Фрейд. Золотое яйцо - это недоступный объект желания. Видимо, оно внутри было полое. Интерсубъективность наших персонажей схлестнулась на этом яйце. Старик и старуха буквально стукнулись лбами друг об дружку, когда пытались разбить его. Чего они хотели – наслаждения или ребенка, Дюймовочку или мальчика-с-пальчика (этими искусственными детьми из пробирки так богат фольклор)? Может быть, они заплакали от того, что мышка, разбив яйцо, дезавуировала пустоту желания? Яйцо - это симптом, а курочка - Суперэго. Суперэго снесло симптом - чего еще от него и ждать? Тогда получается, что мышка - это Ид, хтоническая сторона бессознательного. Разрушительная, деструктивная сила. Так что Реальное - это как раз мышка. Символический порядок Курочки разбивается хвостиком, ведущим в бездну Реального. Яйцо – это бесконечное означающее. Симптом всегда воспроизводим, да будет вам известно. На этом построен универсальный принцип автоматического повторения. Я думаю, Курочка обманывала старика и старуху, и следующее яйцо было тоже золотым. Суперэго умеет нести только золотые яйца.

Последователь Иеронима Босха. Концерт в яйце. 1516 г.
Последователь Иеронима Босха. Концерт в яйце. 1516 г.

Мартин Хайдеггер толковал эту сказку с точки зрения экзистенциальной философии и в контексте своей неклассической онтологии. Язык Хайдеггера своеобразен, он пытается описать мир заново, используя не логическое мышление, а язык переживания бытия. Главным фактором, позволяющим человеку прозреть свою экзистенцию, является бытие-к-смерти, то есть осознание своей конечности, с одной стороны, и так называемая, озабоченность, то есть возможность проектирования себя в будущее, однако у старых людей такая возможность постоянно сокращается, об этом он и рассуждает:

Мир, мерцающий из себя подобно мыши, в кажущейся возможности онтологического осмысления себя как иного, безысходно пропадает в озабоченность. "Здесь-бытие" мыши онтически-онтологическим броском обрывает присутствие на собственную способность быть целым. Притом заброшенность увядающей экзистенции старых людей ближайше опосредует невозможность в здесь наличествующем бытии перед собой воплотить свою озабоченность в будущем. Теснящая временность онтологического смысла заботы довлееет их фундированию в самости будущего и настоящего. Двусмысленность падения и брошенности вовне себя бытие определяет их бытие к смерти и присутствие за пределами мирности и заботы.

Сюрреалистическая серия современного датского художника Тора Линденега.
Сюрреалистическая серия современного датского художника Тора Линденега.

Читайте также на канале: Почему Зигмунд Фрейд отказался интерпретировать картины Сальвадора Дали?

Подробнее о славянской мифологии читайте в книге Строева О.В. "Искусство и философия. Удивительные параллели, необычные интерпретации"

Сказки
3041 интересуется