Найти тему
Не учебник истории.

Хартлендское аббатство - частный особняк в Девоне за стенами которого скрыто 1500 лет истории

Старинный особняк, что уютно расположился в тихой долине неподалеку от Девоншира, на первый взгляд может показаться обычным домом в готическом стиле эпохи регенства. Однако за зубчатым фасадом и остроконечными окнами скрывается гораздо более глубокая история, берущая свое начало от возникновения христианства в западной Британии.

Хартлендское аббатство, Девон. Фото Пол Хайнэм
Хартлендское аббатство, Девон. Фото Пол Хайнэм

В шаговой доступности от особняка, на месте средневековой приходской церкви Хартленда (рис. 4) до сих пор сохранились свидетельства присутствия здесь раннего религиозного объекта. Первоначально здесь стоял дом Святого Нектана и было это еще до Нормандского завоевания! Ко времени нормандского завоевания это место превратилось нечто подобное на собор, где служила группа священников или «светских» каноников.

Еще и сегодня в церкви, что была возведена уже в XIV - XV веках сохранилась нормандская купель, рядом с которой находился святой колодец с «не иссякающей водой».

Рис. 1: Аббатство Хартленд, Девон, вид с востока, на заднем плане башня церкви Фото Пол Хайнэм
Рис. 1: Аббатство Хартленд, Девон, вид с востока, на заднем плане башня церкви Фото Пол Хайнэм

В 1160-х годах старинная община была распущена и ей на смену пришли «обычные» каноники. Этот термин относится к соблюдению квазимонашеского правила, приписываемого в средние века святому Августину Гиппопотаму (ум. 430). Новое аббатство, посвященное святому Нектану, было выстроено на том самом месте, где сейчас возвышается георгианский дом (рис. 1).

Изучая историю Хартлендского аббатства, исследователи во многом полагаются на древнюю рукопись XIV века, которая сейчас хранится в Герцогском музее в городе Гота в Германии. Среди фолиантов есть редкие агиографические тексты (богословская дисциплина), некоторые из которых имеют западное происхождение. Среди них:

  • «Житие святого Петрока» - святой Петрок покровительствует масонам Девона;
  • «Житие святого Пирана» - по преданию выходец из Ирландии, который обосновался в Корнуолле, где к нему присоединились многие христиане. Общими усилиями они основали монастырь Ланпиран;
  • «Житие святого Румона» - которого почитают в Бретани, Девоне, Корнуолле, Сомерсете.

Тем не менее, именно включение «Жития святого Нектана» позволяет предположить, что эта уникальная рукопись действительно могла быть написана в Хартлендском аббатстве.

Рис. 2: Хартлендское аббатство с востока до его реконструкции в эпоху Регентства, с двумя сохранившимися монастырскими рядами и фундаментом церковной башни справа. Хартлендское аббатство, Девон. Фото Пол Хайнэм
Рис. 2: Хартлендское аббатство с востока до его реконструкции в эпоху Регентства, с двумя сохранившимися монастырскими рядами и фундаментом церковной башни справа. Хартлендское аббатство, Девон. Фото Пол Хайнэм

Деятельность Нектана, одного из первых британских святых-миссионеров, датируется началом VI века. Он был одним из 24 детей Брихана ап Анлаха, правителя валлийского королевства Брихейниок. По приданию, все дети этого правителя стали святыми.

Будучи искренне преданным Богу, Нектан оставил свою семью и отправился на поиски места, где он мог бы посвятить себя созерцанию и отшельнической молитве. Он сел на небольшую лодку на южном побережье Уэльса и в одиночку совершил опасное путешествие через Бристольский канал (ныне залив).

Высадившись где-то неподалеку от Хартленда, Нектан, ведомый Господом нашел:

«Долину восхитительной красоты, которая со всех сторон скрыта великолепными лесами».

Это поэтическое описание полностью соответствует топографии местности, где сегодня расположено Хартлендское аббатство. Однако, судя по всему, Нектан поселился не в самой долине, близ реки, а на соседнем холме, откуда открывался вид на будущее аббатство.

Именно здесь Нектан, наконец, нашел то уединение, которого так жаждал. Он выстроил себе простую деревянную хижину, сам добывал себе пропитание, а пил... пил он из природного фонтана, на месте которого позже был обустроен колодец, дающий «не иссякающую воду». Многие из братьев и сестер Нектана, последовали примеру старшего брата и, как и он, несли христианскую миссию. 31 декабря каждого года вся миссионерская семья собиралась в хижине Нектана.

Рис. 3: Христос в Гефсиманском саду и его арест из цикла страстей XV века, раскопанного на этом месте. Хартлендское аббатство, Девон. Фото Пол Хайнэм
Рис. 3: Христос в Гефсиманском саду и его арест из цикла страстей XV века, раскопанного на этом месте. Хартлендское аббатство, Девон. Фото Пол Хайнэм

Легенда гласит: когда новость о святости Нектана начала распространяться по Свету, к нему, за помощью потянулись люди. Один набожный местный житель, в благодарность за оказанную помощь, подарил Нектану двух коров, которых вскоре украли. Нектан выследил воров и попытался обратить их в христианскую веру. Однако, вместо того, чтобы в словах отшельника узреть путь к спасению, грабители безжалостно обезглавили старца. Нектан смиренно поднял свою отрубленную голову и пронес ее полмили до колодца, где и упал. В раскаянии, один из воров захоронил останки убитого им Нектана в его же хижине.

Какова бы ни была правдивость этого повествования, вокруг места, где стояли хижина и колодец мученика образовался культ святого Нектана. Со временем над телом должна была быть построена часовня. И действительно, готская рукопись повествует о том, что в начале XI века, священником церкви Святого Нектана, Бриктриком были обнаружены мощи, предположительно самого Нектана.

Поначалу епископ Кредитонский, Лифтинг подверг новость об обнаружении мощей Нектана сомнению, однако, чуть позже, неподалеку от мощей был обнаружен «великолепно украшенный золотом, серебром и драгоценными камнями» посох мученика. Тут сомнения епископа рассеялись и он дал распоряжение перевести мощи Святого Нектана в более значимый собор. Взамен, в церковь, где были обнаружены мощи, епископ отправил щедрые дары, среди которых два колокола, достаточное количество свинца, чтобы покрыть крышу всей церкви и богато украшенную дверь для ризницы.

К этому времени Хартленд стал одним из 26 ранних британских религиозных объектов в Девоне и Корнуолле, которые позже, под растущим влиянием королей Западной Саксонии, превратились в важнейшие монастыри.

Коме того, в «Книге Судного дня» 1086 года значится информация, что 12 светских канонов в Хартленде поддерживались 12 пашнями, площадь которых трудно подсчитать.

Может быть интересно:
«Книга Страшного суда», или «Книга Судного дня» представляет собой первую европейскую средневековую всеобщую поземельную перепись, проведенную в Англии в 1085 - 1086 годах по приказу Вильгельма Завоевателя. Книга раскрывает информацию о социальном, экономическом и демографическом состоянии Англии XI века. В частности, в данном труде зафиксированы данные о численности населения Англии в этот период. Название книги дает отсылку на библейский Судный день, подразумевая, что однажды каждому человеку будет предъявлен полный список его деяний.
Рис. 4: Хартлендская приходская церковь - место, где первоначально находился собор до завоевания. Нормандская купель сохранилась, но церковь была в значительной степени перестроена в XIV - XV веках. Рядом находится колодец святого с «неиссякающей водой». Хартлендское аббатство, Девон. Фото Пол Хайнэм
Рис. 4: Хартлендская приходская церковь - место, где первоначально находился собор до завоевания. Нормандская купель сохранилась, но церковь была в значительной степени перестроена в XIV - XV веках. Рядом находится колодец святого с «неиссякающей водой». Хартлендское аббатство, Девон. Фото Пол Хайнэм

Во время правления Генриха I (1100–1135 гг.) многие старые английские священники присоединились к набирающим популярность общинам регулярных каноников. Это были священники, которые вели полностью общинную и целомудренную религиозную жизнь, во всех своих действиях руководствуясь Правилами Святого Августина. Следование Правилам наделяло священнослужителя не только важным знаком легитимности, но и привело в итоге к рождению «августинских канонов», которым следовало большое количество сплоченных средневековых религиозных общин.

На юго-западе страны, племянник Вильгельма Завоевателя, Уильям Варелваст, епископ Эксетера (1107–1137 гг.), стал инициатором введения августинских канонов в местах древних монастырей в Бодмине, Лонсестоне и Плимптоне. Хартленду было суждено просуществовать в его первородном виде чуть дольше - до правления Генриха II. Неясно, как именно начались реформы в Хартленде, но, несомненно, существовало некое соглашение между семьей Динэм, лордами Хартленда, и Ричардом Ильчестером (ум. 1188), архидьяконом Пуатье, а затем епископом Винчестерским.

Необычно то, что примерно в 1165–1169 годах Джеффри Динэм передал Ильчестеру в дар церковь Святого Нектана и в придачу пожертвования на ее нужды. Одновременно с этим, брат Джеффри, Оливер, обеспечил Ильчестера дополнительными землями. Все это предприятие было явно одобрено как епископом Эксетера Варфоломеем (1161–1184 гг.), так и королем.

Таким образом, предположительно, именно Ильчестеру удалось договориться о передаче Хартленда Арруэзскому ордену, исторический центр которого находился во французском Артуа. К этому моменту Арруэхский орден уже принял в свои ряды несколько английских религиозных общин, которые образовывали отдельный орден внутри более крупного объединения августинских каноников. Помимо правил святого Августина, они следовали довольно строгим обычаям, приближенным к суровому цистерцианскому монашескому ордену.

Обратим внимание на то, что монахи, которые обосновались в Хартленде вполне могли использовать существующую церковь для поклонения Господу, однако, Оливер Динэм предоставил необходимую землю вдоль побережья реки для того, чтобы можно было построить новую, более солидную церковь и полный комплекс монастырских построек.

Рис. 5: Рисунок 1769 года, изображающий западную монастырскую галерею XIV века, и надпись на ней. Хартлендское аббатство, Девон. Фото Пол Хайнэм
Рис. 5: Рисунок 1769 года, изображающий западную монастырскую галерею XIV века, и надпись на ней. Хартлендское аббатство, Девон. Фото Пол Хайнэм

Первоначально церковь имела сравнительно небольшой пресвитерий (пространство между нефом и алтарем). Трансепт распологался к северу и югу от перехода, открывая длинный неф. Башня, с самого начала планировалась в западном конце. К югу, вокруг открытого монастырского двора, располагались три основных ряда монастырских построек. В восточном ряду располагалось помещение, где проживали каноники, в южном — трапезная, а западный — на месте нынешнего дома — вероятно, был отведен для настоятеля и его гостей. С высокой долей вероятности можно утверждать, что строительство всех этих построек, в их первоначальном виде, было завершено к началу XIII века.

А тем временем, в конце XII века один из членов общины Хартленда впервые составил агиографию Святого Нектана, которая позже и была скопирована в рукопись из музея города Гота. Автор последовательно описывает не только события из жизни Святого, но и чудеса, связанные с его мощами. Арруэские каноники стали хранителями этой святыни, отмечая в рукописи:

«Гробница Святого Нектана высоко возвышается посреди самого хора».

На оборотной стороне большой печати аббатства было изображение отрубленной головы святого.

Размер пожертвований, предоставленных каноникам Хартленда, гарантировал общине безбедное существование. Образ жизни, который могли себе позволить каноники Хартленда резко контрастировал с тем, на что могли рассчитывать иные общины августинцев в Англии. Именно поэтому, удивлению Уолтера Стэплдона, епископа Эксетера не было предела, когда он в 1320 году посетил Хартленд. Перед его взглядом предстали постройки, состояние которых было далеко от удовлетворительного.

Помещения, где жили каноники были готовы вот-вот рухнуть. Хор в церкви был слишком мал и невероятно темен, крыша башни требовала срочной починки, а умывальню, которой пользовались каноники перед входом в трапезную, было невозможно использовать по назначению.

Епископ дал распоряжение срочно исправить все недочеты, и, дополнительно создать гостиную. По всей видимости, в его понимании дисциплина и порядок должны проявляться во всем: гостиная - это место, где велись важные беседы, и они не должны нарушать правил тишины, принятые в монастыре.

Рис. 6: Западный фасад, где был центральный вход до перестройки 1779 года. Аббатство Хартленд, Девон. Фото Пол Хайнэм
Рис. 6: Западный фасад, где был центральный вход до перестройки 1779 года. Аббатство Хартленд, Девон. Фото Пол Хайнэм

Итак, колесо закрутилось. После визита епископа, аббат Джон Эксетерский (руководил монастырем 1300-1330 годы) инициировал работы по восстановлению имевшихся построек. Остатки именно этих строений еще и сегодня можно обнаружить с восточной стороны нынешнего дома.

Здесь, на уровне земли, находится внешняя линия аркады монастыря с элегантными нишами в форме трилистника. Примечательно, что сохранилась уникальная надпись, гласящая:

«Этот квадратный монастырь был завершен в срок и украшен мрамором за счет средств и благодаря стараниям аббата Джона Эксетерского. Ему спасибо за колонны из искусственного мрамора».

Должно быть колонны, о которых идет речь были заменены Полом Орчардом после 1779 года, во время строительства нынешнего дома. Тогда же, уцелевшие фрагменты аркад были перенесены на западную сторону дома (рис. 6).

Интересно, что перед началом работ Орчард запечатлел первоначальную форму аркад на рисунке 1769 года (рис. 5), что, по-видимому явилось отражением его страсти к истории и антиквариату. Рисунок передает вид, какой открывался с западной галереи монастыря. Отчасти, этот набросок следует рассматривать как идеализированную реконструкцию (дымоход, показанный на других рисунках, опущен). В современной отделке особняка, хотя и с трудом, но можно узнать очертания внутренних и внешних линий трилистниковых арок, вид которых предусмотрительно сохранили на старом рисунке. Если присмотреться, арки были расположены группами по три пролета с промежуточными опорными колоннами. Дополнительным свидетельством качества средневековой аркады является изображение фигурных скульптур, расположенных на внутренних перемычках арок.

Акварель (рис. 2) открывает нам более развернутый вид аббатства, каким он был до перестройки Орчарда (1767 года). На рисунке можно рассмотреть дополнительные детали средневекового аббатства. По сути, лужайка в центре изображения и есть то место, где располагался средневековый монастырь. Справа (север) сохранилась башня, которая возвышалась в западном конце церкви. Рядом с ней находится остаток стены, которая ранее окружала западную сторону монастыря.

С большой долей вероятности можно утверждать, что к позднему средневековью на верхнем этаже башни располагались большой зал и уединенная комната аббата. Благодаря сохранившимся описаниям аббатства мы знаем, что одно из этих помещений имело три окна, увенчанных ажурными головками.

В нижнем этаже постройки, которая тянулась вдоль южной стороны монастыря располагалась трапезная каноников.

Но... вернемся в средние века. На дворе 1535 год. Церковная реформа и последовавшая за ней драма роспуска монастырей уже не за горами. А между тем, годовой доход Хартленда оценивается примерно в 306 фунтов стерлингов (годовой доход известнейшего из придворных художников при Дворе Генриха VIII - Ганса Гольбейна младшего составлял 33 фунта стерлингов).

Первое посягательство Короны на имущество монастыря, которое произошло в 1536 году настоятелю удалось отвести от своей обители, но, стало очевидно, что закрытие аббатства - это вопрос времени.

В феврале 1539 года последний настоятель Хартлендского аббатства, Томас Поуп (1535–1539 гг.) передал монастырь и все имеющееся в нем имущество королевским уполномоченным. К этому моменту, помимо него самого, в некогда многочисленном аббатстве проживало всего три каноника.

Семь лет спустя, в январе 1546 года, то, что осталось от монастыря было передано некоему Уильяму Эбботту. С этого момента у Хартленда началась совершенно новая, светская жизнь...

Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал. Оставляйте комментарии. Делитесь с друзьями. Помните, я пишу только для Вас.

Не учебник истории. | Дзен
История старинных замков и их владельцев | Не учебник истории. | Дзен