127,3K подписчиков

Переработки: топ-5 причин задержек на работе и внеурочных звонков. Как защищать рабочие границы — объясняет психотерапевт

269 прочитали
Просьбы задержаться после работы, звонки и сообщения в нерабочее время, требования выйти на работу в выходной, чтобы «подменить» коллегу… По данным недавних опросов, больше половины россиян регулярно

Просьбы задержаться после работы, звонки и сообщения в нерабочее время, требования выйти на работу в выходной, чтобы «подменить» коллегу… По данным недавних опросов, больше половины россиян регулярно сталкиваются с переработками. Часть этих людей использует переработки в своих интересах — для сверхурочной оплаты, быстрого карьерного продвижения, реализации личных проектов. Но чаще переработки — добровольно-принудительное явление. Главный врач нашей клиники, психиатр и психотерапевт Василий Шуров рассказывает о ключевых причинах «подневольного трудоголизма» — и объясняет, как защитить личные границы на работе.

1. Неумение сказать «нет»

Самая распространенная причина нежелательных переработок — неумение прямо отказываться от них. Есть сразу несколько факторов, которые могут на это влиять.

Страх перед начальством. Часто он возникает у людей с низкой самооценкой, строгим воспитанием. Это безусловный пиетет перед авторитетами, восприятие начальства как «родителя», которого опасно ослушаться или разочаровать.

А вдруг меня после этого уволят?
Как-то неловко, я ведь рядовой сотрудник, а меня просит главный босс…
Они считают меня лучшим работником, я не могу их разочаровать.

Неловкость перед коллегами. Коллегам отказывать тоже неудобно: это означает разрушить шаблон «хорошего человека». И эта неловкость тоже чаще связана с низкой самооценкой, внешней ориентацией: человек жертвует собственными потребностями для удовлетворения чужих, чтобы заработать «социальные баллы».

Ну разве могу я бросить коллегу в беде, отказать в помощи?
Ну я же не эгоист, как я могу так поступить?

Репутация «ответственного работника». С каждой последующей переработкой за сотрудником закрепляется репутация «самого ответственного в команде»: начальство и коллеги привыкают, что этот человек всегда готов пожертвовать личными интересами ради других или общего дела, стимулируют и закрепляют нужное им поведение лестными отзывами.

Что бы мы без тебя делали?! Все держится только на тебе!
Ты лучший сотрудник, на тебя всегда можно положиться!
Ты настоящий друг, человек широкой души!
Просьбы задержаться после работы, звонки и сообщения в нерабочее время, требования выйти на работу в выходной, чтобы «подменить» коллегу… По данным недавних опросов, больше половины россиян регулярно-2

Что с этим делать?

Первый шаг к построению личных границ в данном случае — осознать и принять чуждые для себя убеждения.

Начальству можно и нужно возражать. Босс — это не фигура родителя или строгого учителя. Это тоже ваш коллега, просто у него есть дополнительные полномочия. Вы — две взрослые личности, вы взаимодействуете в рамках рабочего договора, и в нем прописаны ваши должностные полномочия и часы работы. Если начальник не следует договору, именно он первым делает шаг в сторону нарушения субординации и рабочей этики. Ваша задача — защититься от этого нарушения, и вы вправе это сделать.

Отказ не делает вас «плохим человеком». Просьба о помощи предполагает свободу выбора. Вы можете согласиться помочь коллеге, но вы также можете отказаться. Если же вы боитесь отказа как проявления «эгоизма», вы попросту не оставляете себе выбора и открываете пространство для манипуляций, превращаетесь не в «хорошего парня», а лишь в «жертву коллектива». Защита своих интересов на работе — это не эгоизм, а здоровая забота о себе.

Пока вы не обозначите границы, их не существует. Ваше понимание о рабочих обязанностях и границах может не совпадать с представлениями окружающих. Если вы раз за разом соглашаетесь на переработки и не пытаетесь отстаивать свое право на внерабочее время — окружающие не будут задумываться о том, что вы идете на жертвы ради них. Они могут подумать, что для вас это просто свойственно — вот такой вы безотказный человек. Может, вам и самим в радость помогать? А дальше за вами формируется репутация. И чем дольше вы молчите, тем более прочной станет эта репутация, и тем сложнее будет от нее отказаться без увольнения.

Но при этом резко начать отстаивать свои границы — плохая идея. Накопленное нервное напряжение может сыграть злую шутку, и вместо защиты своих границ вы спровоцируете скандал.

Лучшее решение — сперва в домашней обстановке сесть и очертить свои границы, расставить приоритеты: какие просьбы и приказы для вас абсолютно неприемлемы, а к каким вы готовы при определенных условиях (денежные поощрения, ответные услуги).

На выходных я отдыхаю, провожу время с семьей, занимаюсь хобби. Это безусловное табу. Мне нельзя звонить и писать, я не буду отвечать. Но в будний день я готов задержаться, если получу оплату сверхурочных.
Просьбы задержаться после работы, звонки и сообщения в нерабочее время, требования выйти на работу в выходной, чтобы «подменить» коллегу… По данным недавних опросов, больше половины россиян регулярно-3

2. Манипуляции начальства

Вторая по популярности ситуация: сотрудник умеет сразу сказать «Нет», но не способен выдержать психологическое давление со стороны коллег и начальства, и в итоге соглашается на фоне манипуляций.

Чувство вины. Один из наиболее эффективных приемов начальника-манипулятора — снизить самооценку сотрудника, заставить его постоянно сомневаться в своих навыках и профессионализме, тревожиться на тему возможного увольнения. Чтобы это реализовать, достаточно регулярно и «по мелочам» критиковать человека: указывать на мелкие промахи, завуалированно переносить ответственность за собственные неудачи или ошибки коллег.

Ты такой хороший специалист, ну вот как ты мог допустить такую глупую мелкую ошибку?
Да, ты все сделал не так, потому что я не уточнил просьбу. Но я что, должен все тебе разжевывать? Я думал, ты спец!
Да, ошиблись другие, но ты-то мог не допустить\исправить!.. Не ожидал от тебя…

Чувство стыда. Еще одна эффективная манипуляция — представление фирмы как «большой семьи», а целей компании — как индивидуальных целей подчиненных. В этом случае, если сотрудник отказывается от сверхурочных, он буквально «предает семью», «откалывается от коллектива» — и обязан ощущать стыд.

А я думал, ты наш человек…
Мы так старались, упорно работали весь месяц… А теперь ты не можешь просто выйти на работу в выходной, чтобы доделать проект?.. Неужели для тебя не важно то, что мы делаем?
Мы здесь не просто работаем, мы создаем будущее, стремимся к идеалам!.. Но если ты этого не осознаешь, тогда конечно…

При этом сам факт первого отказа становится дополнительным инструментом: сотрудник уже чувствует себя виноватым и стыдится, а манипуляции лишь усиливают эти чувства.

Просьбы задержаться после работы, звонки и сообщения в нерабочее время, требования выйти на работу в выходной, чтобы «подменить» коллегу… По данным недавних опросов, больше половины россиян регулярно-4

Что с этим делать?

Ключевое оружие защиты против таких манипуляций — конкретика.

Согласуйте условия труда. График работы, количество рабочих часов, отпуск, выходные, перерывы, система премий и оплаты сверхурочных — всегда максимально конкретно уточняйте эти детали при приеме на работу. И в моменты манипуляций спокойно интересуйтесь, не изменилось ли что-либо в трудовом договоре.

Прошу прощения, а разве завтра\сегодня не мой выходной? Если у нас изменились условия договора, стоит их обсудить.
Какая у нас оплата за сверхурочное время? Возможно, я смогу найти время завтра…

Уточняйте критику. Лучше быть «занудой» в коллективе, чем легкой мишенью. Поэтому всегда задавайте вопросы насчет критики, особенно если придирки завуалированы.

О чем речь, уточните?
Вы имеете в виду, что я не компетентен? Или что вы хотите этим сказать?
Нет, я не понимаю подобных шуток. У меня слабое чувство юмора, но я специалист в своем деле.

Не оправдывайтесь и не извиняйтесь. Одно из оружий манипуляции — выведать как можно больше информации, которую можно использовать против жертвы. Поэтому не вдавайтесь в подробности, оправдывая свой отказ, не выдавайте начальнику или коллегам личную информацию. И не извиняйтесь — так вы признаетесь в иррациональной вине.

НЕправильно: Ой, простите меня, пожалуйста! Я завтра не могу, мы с семьей едем на отдых…
Правильно: Нет, я не могу.
Просьбы задержаться после работы, звонки и сообщения в нерабочее время, требования выйти на работу в выходной, чтобы «подменить» коллегу… По данным недавних опросов, больше половины россиян регулярно-5

3. Вторичные выгоды

Переработки также могут быть следствием психологических и профессиональных трудностей.

Стремление быть незаменимым. Некоторые сотрудники могут использовать переработки как инструмент выражения превосходства и манипуляции над другими коллегами, начальством.

Да я работаю больше всех и всегда остаюсь после работы, выхожу в выходные! Я лучший сотрудник, меня ни в чем нельзя упрекнуть!
Да куда они без меня денутся, я самый работоспособный сотрудник и могу позволить себе нарушать мелкие правила!

Нежелание идти домой. Сотрудник может соглашаться на переработки или даже самостоятельно принимать такое решение, если он не чувствует мотивацию уходить домой. Например, при нехватке личного пространства дома и семейных конфликтах, на фоне болезненного одиночества.

Уж лучше я спокойно поработаю в тишине офиса, когда все уйдут, чем приду домой и буду страдать от очередной ссоры.

Маскировка прокрастинации. Переработки часто становятся следствием прокрастинации: большую часть дня сотрудник занимается «неважными и срочными» задачами (проверка почты, ответы и беседы с коллегами, уборка на рабочем столе), или часто ходит на перекуры, сидит в соцсетях. В результате основные задачи к концу рабочего дня остаются незакрытыми, — и приходится оставаться, чтобы их доделать.

Ох, снова время пролетело, и я ничего не успел… Останусь после конца рабочего дня и доделаю, чтобы босс не злился.
Вы снова не сдали вовремя важный отчет! Пожалуйста, останьтесь после конца дня и завершите работу.

Маскировка недостатка навыков. Сотрудник также может соглашаться на переработки, если он не ощущает себя достаточно компетентным, часто совершает профессиональные ошибки — и боится увольнения.

Я не самый лучший специалист, но я умею жертвовать собой ради общего дела…
Просьбы задержаться после работы, звонки и сообщения в нерабочее время, требования выйти на работу в выходной, чтобы «подменить» коллегу… По данным недавних опросов, больше половины россиян регулярно-6

Что с этим делать?

Если вы часто соглашаетесь перерабатывать по не вполне понятным для вас причинам, стоит задать себе наводящие вопросы и выяснить, какие выгоды стоят за таким самоотверженным поведением. Возможно, сверхурочная работа служит компенсацией чего-то? И в зависимости от ответа можно придумать способы решения проблемы.

Повышать социальные навыки. Если трудоголизм — единственная для вас возможность «вписаться» в рабочий коллектив и проявить себя перед начальством, стоит задуматься: почему вам приходится использовать именно такой инструмент? За этим могут скрываться низкая самооценка, неумение проявить себя в коллективе, тревожность при общении с людьми.

Организовать приятное время наедине с собой. Домашние проблемы — это не повод утомлять себя переработками. Если вам не хочется сразу идти домой, можно гулять по парку, ходить после работы в спортзал или на обучение интересным вам занятиям, хобби-секции.

Эффективно планировать рабочие задачи. Если вы прокрастинируете и не делаете вовремя важные задачи, можно использовать матрицу Эйзенхауэра: начинать рабочий день со срочных и важных задач, потом делать несрочные и важные, а срочными и неважными заниматься в перерывах, делегировать другим людям.

Просьбы задержаться после работы, звонки и сообщения в нерабочее время, требования выйти на работу в выходной, чтобы «подменить» коллегу… По данным недавних опросов, больше половины россиян регулярно-7

Подробнее о прокрастинации и борьбе с ней мы писали здесь.

Повышать квалификацию. Заниматься переработками на фоне низкий рабочих навыков — нелогичное решение. То время, которое вы привыкли тратить на сверхурочную деятельность, можно с большей пользой для себя вложить в курсы повышения квалификации, самостоятельное обучение новым ценным навыкам и софт-скилз. Если боитесь увольнения, повышайте уровень профессионализма — и тогда, даже если вас уволят, вам будет куда пойти.

Просьбы задержаться после работы, звонки и сообщения в нерабочее время, требования выйти на работу в выходной, чтобы «подменить» коллегу… По данным недавних опросов, больше половины россиян регулярно-8

4. Ошибки кадровой службы

От внутренних\психологических причин переработок переходим к внешним факторам.

Частая причина переработок — профессионально «слабый» коллектив с одним «сильным» сотрудником. В этом случае на долю одного работника выпадает дополнительная «чужая» нагрузка, с которой не могут справиться члены команды. И вместо того, чтобы менять кадровую политику, вышестоящее начальство заставляет более профессионального сотрудника работать сверхурочно, чтобы «латать дыры» и исправлять ошибки коллег.

Пойми, ты у нас единственный профи, я только на тебя могу положиться! У нас важная презентация, и если ты не выйдешь завтра, эти бездари ошибок наделают, сам знаешь!
Просьбы задержаться после работы, звонки и сообщения в нерабочее время, требования выйти на работу в выходной, чтобы «подменить» коллегу… По данным недавних опросов, больше половины россиян регулярно-9

Что с этим делать?

Многие сотрудники живут с таким положением дел годами: им не хочется ставить коллег в неловкое положение своими упреками, «предавать доверие» начальства или ставить под угрозу любимое дело.

Но чем чаще сотрудник берет дополнительную ответственность за чужую работу, тем быстрее копится нервное напряжение и усталость, тем выше риск эмоционального истощения и «рабочего выгорания».

И в этом случае не выиграет никто: начальство станет свидетелем нервного срыва и\или увольнения с работы лучшего спеца, а эффективность работы и результаты команды окажутся под реальной угрозой.

Поэтому в такой ситуации крайне важно прямо обсудить проблему с кадровым отделом, не боясь «обидеть коллег». Если же это не сработает, стоит идти к вышестоящему начальству. Если и это не помогает, есть смысл задуматься о смене компании.

5. Корпоративная культура переработок

И, наконец, наиболее опасный внешний фактор — культура переработок внутри компании.

Некоторые фирмы относятся к сверхурочной работе как к естественной и даже обязательной части рабочего процесса: считают слепую готовность перерабатывать показателем вовлеченности и профессионализма сотрудников.

Мы тут все работаем на результат, понимаешь?
Просьбы задержаться после работы, звонки и сообщения в нерабочее время, требования выйти на работу в выходной, чтобы «подменить» коллегу… По данным недавних опросов, больше половины россиян регулярно-10

Что с этим делать?

Отношение к работе у всех разное, как и профессиональные потребности. Поэтому здесь важно «не рубить сплеча».

Прежде чем возмущаться или гордо увольняться, стоит трезво оценить свои планы и цели, сформировать личные границы по этому вопросу.

Чего я вообще хочу получить от этой работы?
Я действительно «горю» этой работой и хочу быстрый карьерный рост, поэтому готов к переработкам?
Или я очень люблю свою работу, но агрессивную корпоративную политику для себя не принимаю и не считаю эффективной?
Или мне просто нужно зарабатывать, чтобы обеспечить себя и семью, и я вообще не заинтересован в работе сверх моих должностных полномочий?

И уже в зависимости от ответа стоит обдумывать стратегию поведения: нужно ли вам «вливаться» в корпоративную жизнь, или стоит спокойно обсудить с начальством условия трудового договора, найти компромисс, — или нужно искать другое место работы.

Подробнее о манипуляциях токсичного начальства и о том, как ему противостоять, мы писали здесь.

А как часто вы сталкиваетесь с переработками? Поделитесь своим опытом в комментариях!

Друзья! Если вы чувствуете, что вам или вашим близким нужна помощь в решении психологических проблем, если подозреваете у себя или близкого наличие психиатрического расстройства — обращайтесь в наш центр.

Мы предоставляем полный спектр услуг в сфере наркологии и психиатрии:

  • консультации психологов, психотерапевтов и психиатров в клинике и на дому
  • обучение индивидуальным стратегиям защиты личных границ
  • психотерапия
  • скорая психиатрическая и наркологическая помощь
  • лечение и реабилитация в стационарных и амбулаторных условиях

Переходите по этой ссылке, чтобы подробнее познакомиться с нашими предложениями. Задавайте вопросы онлайн или по телефону — мы всегда с удовольствием вас проконсультируем.

И будьте здоровы!