Найти тему
Клиника доктора Шурова

Манипуляции начальства: почему вам не дают расти и вы вечно виноваты? Разбирает психотерапевт

Оглавление

Работа отнимает все силы и время, вас преследует ощущение, что вы не растете как профессионал. Более того, вы все чаще задаетесь вопросом, заслуживаете ли вы высокой зарплаты, достойных условий труда и своей должности в целом. Если это происходит – скорее всего, вы столкнулись с манипулятивным начальством. Главный психотерапевт нашей клиники Василий Шуров рассказывает, какие методы помогают руководителю прививать подчиненным чувство вины и почему некоторым боссам так важно тормозить ваше развитие.

Зачем начальству ваше чувство вины?

Логика подсказывает, что уверенный в себе передовой специалист будет гораздо более эффективным сотрудником.

И это действительно так. Исследования показывают, что манипулятивная среда негативно влияет на долгосрочную работу компании: сотрудники отчаянно конкурируют друг с другом вместо командной работы и обмена знаниями, общая продуктивность снижается.

Но, несмотря на это, манипуляции и чувство вины у подчиненных могут быть выгодны для руководителя сразу по нескольким пунктам:

Босс-нарцисс. Прежде всего, это психологический фактор. Если ваш начальник имеет нарциссический тип личности, манипуляции помогают ему получить от «вечно виноватого» сотрудника послушание и нездоровое уважение, замешанное на страхе и стыде. Удовольствие от унижения и подчинения важнее рабочих результатов.

Непрофессионализм начальства. Манипулятивное отношение к сотрудникам – это также неспособность начальства настраивать качественную эффективную работу. Если руководитель не умеет мотивировать рабочих здоровыми способами, он вынужден прибегать к навязыванию чувства вины и стыда – чтобы влиять уже через них.

Забег на короткие дистанции. Если руководство не имеет опыта в налаживании долгосрочной работы с персоналом, или работа компании строится на разовых проектах, – руководителям выгоднее максимально «выжимать» новых сотрудников, а после их ухода или увольнения нанимать новых.

Привязка специалистов. Компетентный сотрудник знает цену себе, своему труду и времени. Им сложнее манипулировать – и он легко уйдет, если начальство будет экономить на условиях труда или вести себя неуважительно. Чтобы удерживать ценного работника, нужно пошатнуть профессиональную самооценку.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Топ-5 техник контроля, которые разрушают вашу карьеру и здоровье

Разберем наиболее популярные манипуляции, при помощи которых босс подавляет подчиненных и снижает их продуктивность в долгосрочной перспективе.

Плохой\хороший работник

Хороший руководитель знает, что для контроля эффективности работы нужно использовать метод «кнута и пряника» – дозированно сочетать похвалу с конструктивной критикой. Но некоторые начальники устраивают своим сотрудникам настоящие эмоциональные качели:

Пряник. Максимальная похвала, превознесение компетенции и достижений, задабривание премиями.

Работа выполнена на высочайшем уровне, молодец!
Что бы мы без тебя делали?
Вы просто самая лучшая команда – и заслужили премию!

Кнут. Знакомство с обратной стороной медали. Жесткая критика, эмоциональная несдержанность, повышение голоса и оскорбления.

Ужасная работа, за такое увольнять надо!
Я вынужден руководить настоящими тупицами!
Я думал, ты профессионал, а ты некомпетентный!
Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Но что же отличает манипулятивного босса от «строгого, но справедливого»?

При работе с манипулятором похвала постепенно сходит на нет, а критика становится все более жесткой и менее конструктивной. При этом босс регулярно оправдывает свое поведение былыми заслугами:

Ну, вы же знаете, я справедлив – когда вы работали хорошо, я вас хвалил и награждал. Но теперь вы меня разочаровываете…

Такие фразы – дополнительная манипуляция. Босс намекает, что он в вас поверил и выдал щедрые авансы, но вы не оправдали ожиданий.

Рабочий газлайтинг

Газлайтинг – это форма психологической манипуляции, попытка заставить человека усомниться в себе и своем адекватном восприятии реальности.

В рабочих отношениях цель газлайтинга – разубедить сотрудника в его компетентности, посеять сомнения в себе. Для этого у руководителя есть сразу несколько приемов:

Завышенные требования. Руководитель устанавливает все более нереалистичные сроки и объемы задач. Поначалу это подается как «работа за бонус»:

Поднажмите, а если справитесь – премию дам!

Но очень быстро сверх-задачи становятся повседневной практикой, а отклонение от завышенного плана подается как некомпетентность.

Ну разве так сложно было это выполнить? Я же знаю, что вы можете, лентяи!

Туманные указания. Сотрудника легче критиковать, если поставить ему задачу без четких указаний. Если работник выполнит все без уточнений, ему укажут на несоответствие. Если начнет уточнять – обвинят в непрофессионализме.

Ну в задании же совсем другое имелось в виду, ты вообще ничего не понимаешь?!
Почему я должен все тебе разжевывать?

Перенос ответственности. У начальника-манипулятора вина за любые промахи лежит на сотрудниках. Даже если причиной ошибки стал его прямой приказ, шеф будет агрессивно отнекиваться от ответственности и переносить всю тяжесть вины на подчиненных:

Да не говорил я такого!
Не выдумывай!
Я НЕ МОГ такого сказать! Ты намеренно врешь? (если приказ был отдан устно)
Вы меня не так поняли! Вам все разжевывать надо? И вообще, вы же профессионалы – должны были меня поправить или молча сделать, как надо! (если есть доказательства приказа)

Регулярные придирки. Даже если работа выполнена безупречно, руководитель находит какой-то промах:

В целом, отличная работа. Хотя, конечно, вот этот момент и вот этот. Ну да ладно, уже поздно исправлять.

Прилюдная критика. Еще один способ снизить самооценку сотрудника – прилюдно отпускать в его адрес насмешки и замечания, указывать на прошлые огрехи.

Только давай, не как в прошлый раз, ну ты помнишь… Сделай хорошо!
Да уж, знаем мы твои методы…
Кто-нибудь, объясните ему/ей, как все должно быть!
А от тебя я ожидал большего…

Агрессивные сравнения. Босс-манипулятор охотно сравнивает сотрудников между собой или превозносит профессионализм конкурентов:

Ну, до уровня Саши ты еще не дотягиваешь.
А вот Лена смогла выполнить план. Почему же ты не в состоянии?
Вы только посмотрите, что конкуренты придумали!.. А я вам за что плачу, позорники?
Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

«Наша компания – это семья»

Упор на «семейную атмосферу», «общие ценности и идеалы» крайне выгоден манипулятору.

Что думает сотрудник, когда его нанимают «в семью»:

О, у меня будет дружный коллектив! Мы будем слаженно работать, уважительно относиться друг к другу и работать ради общего дела. В этой компании я получу профессиональный рост, поддержку и хорошие условия труда!

А вот что начальник имеет в виду под «семьей»:

Я жду, что ты будешь готов жертвовать своими интересами ради общего дела!
Ты будешь поддерживать компанию в трудные времена, даже если условия труда не будут такими, как оговаривалось на собеседовании – ведь у нас общее дело и ценности.
Ты будешь соглашаться на внеурочную работу, потому что главное – это результат.
Я жду, что ты будешь работать не «за зарплату», а прежде всего «за идею».

А когда сотрудник отказывается от личных жертв «ради блага семьи» и настаивает на условиях трудового договора, «семья» пытается пристыдить отступника:

Если ты сейчас уйдешь домой\в отпуск, уволишься – ты подведешь семью! Ты предашь нас и наши убеждения!
Я-то думал, что ты настоящий профи и разделяешь наши высокие ценности! А ты оказался таким мелочным…
Подумаешь, зарплату задержали\отпуск не дали… У меня и не такое было, и все ради блага компании! А она тут в позу становится, посмотрите на нее…
У нас тут так не принято. Мы все в одной лодке!
Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

«Будь на связи!»

Сотруднику регулярно намекают о важности внеурочной работы (аккуратно вплетая лесть в намеки), но напрямую переработки не оговаривают:

Пожалуйста, будь на связи! Твоя помощь может понадобиться!
Выручишь ребят, если что? Они без тебя точно не справятся!

В итоге работник испытывает постоянную тревогу, злость, напряжение – «выдернуть» могут в любой момент, его личное время ему больше не принадлежит! Но он не решается спорить из чувства долга.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

«Надо чуть-чуть потерпеть, и все будет идеально!»

И, наконец, еще одна эффективная техника – постоянно создавать у работника чувство «последнего рывка перед раем»:

Нужно еще чуть-чуть поднажать, и мы выйдем на нужный уровень, введем премии, проценты с продаж!
Вот разберемся с этой проблемой, и работа пойдет гораздо легче!
Это временная мера, и мы обязательно все возместим!
Тебя обязательно повысят, просто сейчас нужно пройти этот тяжелый период, тут не до кадровых перестановок…

Но нет ничего более постоянного, чем временное. Руководство продолжает придумывать новые «рывки», после которых «уж точно все наладится», изредка балуя сотрудников подарками и навязывая им чувство долга перед компанией.

Как понять, что вы стали жертвой манипулятивного начальства?

Иногда манипуляции могут быть настолько аккуратными и тонкими, что сотрудник попросту не придает им значения – но качество жизни при этом ухудшается. Как понять, что что-то не так:

  • Вы постоянно испытываете внутреннее напряжение, стали более раздражительным и тревожным
  • После работы очень тяжело расслабиться (вы даже можете начать регулярно принимать алкоголь/переедать, чтобы снять напряжение)
  • У вас нет времени на профессиональный рост и саморазвитие
  • Раньше вы твердо хотели повышения, но теперь уже не уверены в своей компетенции
  • У вас были планы роста, но теперь вы не уверены, что вообще продержитесь в компании
  • Вы все чаще испытываете вину и неловкость на рабочем месте, постоянно боитесь ошибиться
  • Вы недовольны своим начальством, но вам тяжело выразить претензии словами – все «на уровне ощущений»
  • При попытке обсудить условия и оплату работы вы чувствуете стыд, вину, неловкость
Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Как защититься от манипуляций?

Главное оружие против рабочих манипуляций – конкретика:

Уточняйте условия труда. Не прельщайтесь красивыми формулировками при приеме на работу. Уточняйте конкретные условия – количество рабочих часов, перерывы, выходные и отпуски, частота переработок и система оплаты за внеурочные, система премий.

Фиксируйте доказательства. Старайтесь фиксировать задания босса – задавайте уточняющие вопросы в общих чатах, делайте скриншоты и сохраняйте голосовые сообщения. Если начальник пытается отойти от конкретики и переложить ответственность на вас, сопротивляйтесь или обговаривайте возможные риски.

Уточняйте критику. Не позволяйте начальнику играть на смутном чувстве вины или долга. Конкретизируйте критику – даже если это легкие придирки. Делайте это на регулярной основе, даже если вам неловко – пусть лучше вас будут считать «занудой», чем легкой мишенью:

О каких ошибках идет речь? Уточните, пожалуйста.
Вы хотите сказать, что я некомпетентен? А что тогда вы имеете в виду?
Нет, я не понимаю таких шуток. Да, у меня плохое чувство юмора – но зато я хороший специалист.

Помните, что ваши интересы – это ваша ответственность. Защищайте себя.

И напоследок – ничего не изменится. Если вы попали в систему, где авторитарный самодур чувствует себя полноценным только когда унижает подчиненных, – бегите оттуда. Кризис не минует. Ничего не станет лучше со временем, даже если все начиналось как сказка. Манипулятор скинул свою маску, и с этого момента ему больше не нужно притворяться.

Вы достойны лучшего, поэтому поищите место, где вас оценят.

Друзья! Если вы чувствуете, что вам или вашим близким нужна помощь в решении психологических проблем, если подозреваете у себя или близкого наличие психиатрического расстройства — обращайтесь в наш центр.

Мы предоставляем полный спектр услуг в сфере наркологии и психиатрии:

  • Консультации психологов, психотерапевтов и психиатров в клинике и на дому;
  • Обучение индивидуальным стратегиям защиты личных границ;
  • Психотерапия;
  • Скорая психиатрическая и наркологическая помощь;
  • Лечение и реабилитация в стационарных и амбулаторных условиях;

Переходите по этой ссылке, чтобы подробнее познакомиться с нашими предложениями. Задавайте вопросы онлайн или по телефону — мы всегда с удовольствием вас проконсультируем.

И будьте здоровы!