В июле 2023 года я рассказывал вам об участке железнодорожной ветки, названной Веребьинским обходом (Новгородская область).
На карте он отмечен красной линией.
В настоящее время железная дорога идёт строго по прямой (серая линия). Веребьнский обход был ликвидирован в 2001 году.
Исторически же такой виток трассы был сделан в связи с тем, что в этом месте находился Веребьинский овраг, глубиной 40 метров, после преодоления которого из-за большого перепада высоты (113 метров) поезда, следовавшие в сторону Москвы, с трудом поднимались на возвышенность. И была опасность отката назад.
Подъём начинался после этого моста.
Поэтому было принято решение мост разобрать и сделать железнодорожную петлю с более плавным подъёмом. Как я уже сказал, в 2001 году в связи с развитием железнодорожного транспорта петлю разобрали, а прямой участок с мостом построили заново.
Но некоторые исторические объекты от той петли сохранились. И в первую поездку мы их не посетили (ст. Оксочи и ст. Веребье). Так как не знали о них. Поэтому я решил написать вторую небольшую заметку на эту тему.
Сначала мы приехали в посёлок Веребье, где начинался железнодорожный обход Веребьинского оврага (от Петербурга в сторону Москвы). Здесь сохранилась часть железнодорожной инфраструктуры.
Мы стоим на бывших жд путях, которые сейчас являются обычной дорогой. А слева станционное здание - водокачка.
Вокзал не сохранился. Крепкое здание зачем-то умышленно снесли в 2018 году.
Выглядели эти места так.
А теперь здесь гуляет ветер... ну и мы... Вид в обратную сторону. Когда-то в здание водокачки заезжали паровозы, чтобы дозаправиться водой.
Здание поближе.
Железнодорожные опоры заросли кустарником.
Но кое-где конструкции сохранились полностью (слева в кадре).
В деревне можно увидеть различные краснокирпичные станционные постройки. Но они все довольно простые. Поэтому мы не стали надолго задерживаться.
Такого плана.
Отправились к следующей точке нашего маршрута - Веребьинской насыпи близ д. Лука. На машине проехали по серой линии (обычной дороге). Может быть можно было и прямо по бывшим путям проехать, но мы не пробовали. Нам показалось, что там много растительности.
И вот она - Веребьинская насыпь, и мы на бывшем железнодорожном полотне.
Виды с насыпи открываются очень красивые!
Когда-то здесь ездили пассажиры и смотрели в окна с высоты птичьего полёта (то есть выше деревьев).
Местные жители облюбовали это место, соорудив видовую скамейку.
Единственное, что мы упустили из вида... это впечатляющую водопропускную трубу Белелюбского. Я про неё не знал. Увидеть на местности не представлялось возможным. Сооружение находилось внизу насыпи и к нему откуда-то вела каменная лестница... Но была она совсем рядом. Под нами практички.
К нему надо было лишь спуститься. Так что вы имейте в виду.
На станции Веребье мы с вами побывали, Веребьинскую насыпь осмотрели. Держим путь далее на бывшую станцию Оксочи.
И она, будучи при этом деревянной, сохранилась! Хоть и находится в печальном виде...
Но всё так же стоит напротив "железной дороги"...
Внутри самой станции ничего интересного нет.
Рядом с ней находится ещё одно типовое железнодорожное строение, но каменное. Похожее же мы видели в Веребье.
Люди и сейчас в этом доме живут.
А это бывший железнодорожный переезд. Вид в сторону Петербурга и станции Веребье. Кстати, линии электропередач действующие. Они питают спрямлённый путь существующей линии. Именно поэтому их не разобрали.
Вид в сторону Москвы. Атмосферное место!
Что касается деревни Оксочи. То...
Название «Оксочи» происходит от местоположения села около соч, то есть около сочных (болотистых) мест.
Село принадлежит к числу древнейших погостов бывшей Новгородской области. Основание его относится, вероятно, к первым векам утверждения христианства на севере Руси.
В 1936 - 1937 годах в Оксочах в ссылке жил протоиерей-священномученик Викторин Добронравов. Трудился он в это время лекарским помощником в областном интернате для дефектных детей имени Ушинского.
Арестован 6 августа, расстрелян 15 декабря 1937 года.
Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2004 году.
При церкви сохранилось старое кладбище.
По большей части старые памятники заросли. Пробираться к ним не было времени.
Такое колоритное место - бывший участок царской железной дороги из Петербурга в Москву, удалось осмотреть!
Нарисовал на карте, где находятся интересные объекты. Мост внизу, как вы поняли, уже не исторический. К нему можно и не ехать.
Рекомендую, кстати, посетить и станцию Бурга. Это через одну остановку от этих мест. Там сохранилось краснокирпичное станционное здание. Туда мы не заезжали.
Поездку в эти места можно совместить с посещением усадьбы Льзи. Но мы выбрали тогда самый сложный путь. В комментариях люди написали как в усадьбу попасть иначе. Кому интересно, почитайте.
На этом всё!
По теме окрестностей
Если вам интересно узнавать о подобных местах, то ставьте лайки (чтобы моя заметка не исчезла из рекомендаций)! Рассказывайте друзьям о моём блоге! Подписывайтесь на канал!
Поддержать автора (на развитие краеведческого проекта)
2202 2035 0221 4457 (Сбербанк, Еверзов Олег Андреевич)
Впереди будет много интересного со схемами, картами и координатами!