Найти тему
Олег Еверзов

История о том как по велению пальца императора Николая I был построен участок железной дороги, названный Веребьинским обходом

Друзья, вчера я вам рассказал об усадьбе в д. Льзи.

Сегодня кратко расскажу о еще одной достопримечательности, на которую мы наткнулись совершенно случайно. И понял это я уже дома спустя месяц...

Напомю, что ехали мы в д. Льзи из Петербурга со стороны населенного пункта Веребье (они находятся совсем рядом). Именно так нас вел навигатор.

В райне этого населенного пункта увидели опоры старой заброшенной железной дороги.

В интернете я прочитал, что этот участок путей, который некогда тянулся из Петербурга в Москву, назывался Веребьинским обходом.

Кривая (обход) в данном месте железной дороги выглядела так (отмечена красным цветом).

-2

Это место также в народе называют не иначе как "Палец императора".

По легенде, когда император Николай I чертил по линейке прямую от Петербурга до Москвы, его карандаш наткнулся на палец и начертил изгиб, дав знак, что железная дорога здесь должна быть проложена с изгибом.

На самом же деле такой виток трассы был связан с тем, что в этом месте находился Веребьинский овраг (глубиной 40 метров), по дну которого текла река Веребья.

А сразу за оврагом начинался крутой затяжной подъем на Валдайскую возвышенность в сторону Москвы. В итоге следующая станция из-за ландшафта (перепада высот) находилась выше предыдущей на 113 метров.

Длинный мост через Веребьинский овраг и реку Веребья спроектировал молодой инженер, впоследствии известный теоретик мостостроения М. И. Журавский. Он применил ферму американской системы «Гау».

-3

Кстати говоря... на памятнике Николаю I на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге находится горельеф «Открытие императором Николаем I Веребьинского моста в 1851 году»

-4

Общий вид памятника.

-5

Но продолжим...

Из-за сложностей в преодолении того самого затяжного подьема после моста и опасности быстрого спуска в обратную сторону на мост, позже было принято решение построить петлю, которая плавно поднимала бы состав к следующему Мстинскому мосту (через реку Мста).

Работы по проектированию и строительству Веребьинского обхода продолжались с 1877 по 1881 год. Одновременно с этим прямая трасса была разобрана.

Руководил работами известный инженер-мостовик, профессор Петербургского института инженеров путей сообщения Николай Апполонович Белелюбский.

Спустя много лет в связи с введением современных скоростных поездов, а именно в 2000 году, было принято решение восстановить прямую линию железной дороги.

На фотографии современный мост через Веребьинский овраг.

-6

Веребьинский обход разобрали, от него осталась только станции Веребье и Оксочи (на карте выше они были обозначены). Здания, как я понимаю, и сейчас там стоят, но мы не знали про них в поездке. Поэтому туда не заезжали, хотя и были совсем рядом.

-7

Осенью 2001 года поезда пошли по прямой линии (напомню еще раз).

-8

Такая вот интересная история Веребьинского обхода, которая закончилась спустя 120 лет его функционирования.

-9

Адрес: пос. Веребье (Новгородская область)

Ехали мы в этом месте вот так.

-10

Если вам интересно узнавать о подобных местах, то ставьте лайки (чтобы моя заметка не исчезла из рекомендаций)! Рассказывайте друзьям о моём блоге!

Подписывайтесь на канал!

Поддержать автора (на развитие краеведческого проекта)

2202 2035 0221 4457 (Сбербанк, Еверзов Олег Андреевич)

Яндекс-кошелёк Юмоней

Впереди будет много интересного со схемами, картами и координатами!