Главный герой Дик Форрест - хозяин Большого дома, и своего богатейшего имения в Калифорнии. Гениальный предприниматель, ловкий, жесткий и превосходный, сделавший многое в масштабе всей Америки, и одновременно: нежный, заботливый супруг, и в то же время супер-радушный друг, и веселый гостеприимный хозяин, способный остроумно шутить, артистично петь песни и вдохновенно читать поэмы. Он умеет и дела делать на высшем уровне, и скрупулезно изучать книги по агрономии и скотоводству, и в тот же день быть шутом и затейником в своем салоне.
Супруга Дика Форреста, Паола - некая воплощенная мечта мужчины, прекрасная дама, само совершенство во всех отношениях, в которую влюбляются платонической любовью абсолютно все мужчины, которые гостят в большом количестве в богатом имении Дика.
И даже третья роковая сторона любовного треугольника, друг Дика, Ивэн Грехэм, и он тоже - исключительный и замечательный во всех отношениях мужчина. Все они благородны, утонченны, высокообразованны, честны и прекрасны душой.
Но что тогда в них не так, почему все заканчивается трагическим самоубийством Паолы, которую все нежно любят, у которой было все для счастливой жизни и даже больше?
Праздность
Первое, что меня напрягало на протяжении всего чтения, так это абсолютная праздность обитателей Большого дома. Работает там один Дик. А также все те, кого он нанимает себе за большие деньги как лучших специалистов Америки и Европы. Зато как они работают в его имении, преумножая его благоденствие и превращая его в райский уголок! За счет полноценной работы Дика живут все остальные - то есть друзья, родственники и свояченики, живут как полные бездельники, никак не участвуя ни в каком общественно полезном труде. Целыми днями одни развлечения. Даже малые дети в наши дни и то так не бездельничают, поскольку они хотя бы учатся. И даже если эти домочадцы и гости тешат себя мыслью, что они якобы занимаются искусством, литературой и философией, то это не так. Они просто все - болтуны и бездельники.
И говорят они о чем угодно, но только не о самом важном, не о том, что их волнует и тревожит на самом деле. Все важное и по-настоящему нужное остается не сказанным. Поэтому все их разговоры ужасно пусты, хотя всегда имеют очень заумный вид.
Трагедия бедной Паолы произошла, по сути, по причине ее праздности. Нечем было заняться. Только слоняйся по огромному имению да выдумывай всякие якобы творческие занятия и дурацкие забавы, достойные подростков, но не взрослых людей, сообенно когда это происходит каждый день с утра до вечера. Детей у них нет, а дети спасают нас от главного - от бессмысленности и пустоты нашей жизни, когда она посвящена только нам самим. А именно так по сути было у Паолы. Жизнь только ради себя и своих чувств, ощущений, впечатлений, забав и развлечений. Бездетный человек должен посвятить себя реально полезному для других делу, иначе он морально деградирует или сойдет с катушек.
Кстати, если бы у Катерины в "Грозе" Островского был хоть один ребенок, то трагедии бы тоже не случилось. Она тоже погибала в невыносимой скуке и праздности. Не зря мудрый русский народ так и называл не беременную женщину - праздной. В этом видишь огромный смысл, особенно когда читаешь вот такие грустные истории.
То, что в 12-летней совместной жизни Паолы и Дика не случилось детей, которых они хотели, не их вина, конечно. Но это отсутствие серьезного занятия у Паолы и реального смысла ее жизни сыграло свою роковую роль в их браке. Ей просто было некуда себя деть, и в конце концов ее начало раздражать, что муж постоянно был занят работой. Но ведь она могла бы постараться как-то участвовать в делах мужа. Совместная работа даже при отсутствии детей сплотила бы их духовно, еще больше укрепив их союз. Но нет, это ведь трудно. Да и потом у него высокооплачиваемый секретарь, зачем ей туда лезть. Поэтому здесь уже не столько вина бедной Паолы, сколько ошибка самого Дика. Никогда нельзя оставлять свою вторую половину проводить свои дни в полной праздности. Это никогда до добра не доведет.
И вместо того, чтобы помогать супругу, погруженному в свой труд, как это делала, например, Анна Григорьевна, жена Достоевского, что кстати невероятно сплотило их брак, Паола, та просто начала охладевать к мужу, мечтая целыми днями о пылкой страсти, в то время как любящий муж неустанно работал в своем кабинете, ради благоденствия их общего дома.
"Дик был нежен с Паолой и называл ее своей любимой, но все же она перехватила нетерпеливый взгляд, который он бросил на диктофон с неоконченным письмом".
И впала тут же в гнев от этого, чуть ли не в истерику.
А она что хотела, чтобы он стал небрежнее к работе, в которую был влюблен, и чтобы целыми днями, как ее новый возлюбленный, разоренный их постоялец Грехем, страстно переглядывался с ней и целовался? Тогда некому было бы поддерживать ее замечательный образ жизни на широкую ногу. Потрясающая инфантильность!
Из праздности логически вытекает такое качество Паолы и многих других обитателей Большого дома, как инфантильность. Душевная незрелость. Когда остаются безрассудными детьми вплоть до немолодых лет.
Потому что участие в каком-то по-настоящему важному для людей деле ( не рисование, пение и вышивание, как у Паолы, - все это чисто для себя и для удовольствия, а например воспитание детей или участие в какой-то реальной работе) - это сразу воспитывает в человеке какие-то минимальные серьезность, глубину и ответственность. Это те качества, которых не оказалось в Паоле в нужном для взрослого человека объеме. В решающий момент она не может выбрать между 2 мужчин, рассуждая как ребенок, напоминая мне при этом безрассудную 15-летнюю наташу Ростову. Ну не может она выбрать, и этого она любит, и того. И этот очень хороший, и тот. Ну прям кошмар! Но что прощается юной Наташе Ростовой, у которой по большому счету ничего не было ни с тем ни с другим, и не было никакого опыта, никакой душевной зрелости в силу возраста, смотрится дико в поведении женщины 38 лет, у которой за плечами долгий брак с любящим мужчиной. И опять же, были бы дети - выбор бы, конечно, вообще не стоял.
Одна из самых важных причин, по которой произошла измена в сердце Паолы, это та же моральная инфантильность, то есть отсутствие нравственного стержня. Нет, она неплохой человек, но все же стержня у нее нет. То же самое касается и влюбившегося в нее Грехема. Оба они хорошие, то есть не хотят зла, но, в отличие от Дика, у которого есть понятие о долге, они руководствуются лишь своими страстями и эмоциями, задвинув всякий разум на второй план. Иными словами, если у Дика есть внутренний Взрослый, то у них обоих - лишь внутренние Дети и ничего больше. Дети, которые хотят играть жизнью и наслаждаться. не думая об ответственности и последствиях. А до добра это не доводит.
"она продолжала жить не оглядываясь, стараясь заглушить голос совести, обвинявшей ее в двуличии, не желая слишком углубляться во все это. Ей чудилось, что она поднялась на вершину своей жизни и пьет эту жизнь жадными глотками".
Аморальность, несомненно, во многом обусловлена и заметным атеизмом, царящим в их обществе. Сама Паола заметила:
"Я слушаю, слушаю и говорю, говорю без конца... а убеждений у меня все-таки нет никаких. И нет никакого мерила...".
Гордость
Следующая проблема, которая меня зацепила в романе - это чисто жизненная и реалистичная деталь, подмеченная писателем. Это гордость, которая ведет к отсутствию нормальной эмоциональной открытости между супругами. Гордость здесь наглядно создает закрытость между людьми. Наверное, это главная причина случившейся трагедии, по большому счету. Ни Дик, ни Паола не смогли выговорить друг другу свои истинные эмоции. Они до последнего скрывали их под маской гордой веселости. Они предпочли даже начать пить спиртное, каждый в своем углу, но только не поговорить друг с другом искренне, просто и по душам. К сожалению, это слишком часто губит отношения между людьми.
О, как убийственно мы любим,
как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Какой бы инфантильной ни была Паола, но она не была плохим человеком. Она реально по-своему, как бы по-детски любила мужа и не хотела ему зла. Да, ей не хватило эмпатии и душевной зрелости, чтобы самой и даже без слов почувствовать, что должен переживать муж, когда ты кокетничаешь, рисуешься и влюблена в другого, у мужа на глазах. Да, Паола - это далеко не глубокая и чуткая Татьяна Ларина, что уж там. Она, наверное, ближе к Ольге Лариной, если говорить именно о недостатке эмпатии как качестве личности.
Но и Дик тоже хорош, он всячески создавал иллюзию своего безразличия. Да, из эгоцентризма, инфантильности и самовлюбленности Паола продолжала безрассудно флиртовать с другом мужа, чтобы хоть чем-то заполнить пустоту своей жизни. Но если бы Паола вовремя поняла, услышала ту боль, которую муж реально испытывал, то не решилась бы на продолжение флирта с Грехемом. У нее все-таки было сердце. и совесть. Но Дик, испытывая сильнейшую боль и смятение, упорно создавал вид, что ему вообще все равно, все нипочем, продолжай, Паола, развлекаться как угодно, мне на это наплевать, я слишком выше этого, я нисколько не ревную.
Вот что Паола думает, глядя на Дика, который старательно создает иллюзию своего спокойствия посреди ее романа с Грехемом: " В конце концов Дик не так уж страдает. ...
Потеряв ее, он отнесся бы к этому так же безучастно, как к ...затоплению рудников". ... От этих мыслей все более ожесточалось ее сердце по отношению к мужу и разгоралась страсть к Грэхему".
Будь Дик менее горд, будь он проще, он бы просто взял и по-мужицки выставил своего потерявшего разум от влюбенности друга Грехема за дверь. Все высказал бы жене, что думает, а друга-нахлебника бы послал подальше в буквальном смысле слова. При первых же подозрениях. Но его погубила собственная гордость, не позволяющая бояться никаких соперников на свете, и он не стал нарушать какие-то дурацкие внешние приличия. И он оставляет привлекательного Грехема, явно влюбленного в его жену, до бесконечности безнаказанно флиртовать, разделять с остальными гостями праздное и роскошное существование в своей усадьбе, под уютным крылышком своей красавицы-женушки, в то время как сам по уши занят работой. Какой глупой и опасной бывает гордость.
Почему мы так боимся показать нашу уязвимую часть, даже самому себе? почему не умеем просто поговорить с близким прямо, по душам? Это такое искусство, правильно открывать свою душу, на которое способны совсем немногие. И чаще всего мы просто замалчиваем то, что доставило нам боль, из недоверия к другому, потому что не верим, что тот поймет и пойдет нам на встречу. Поэтому мы выбираем быть гордыми, сильными и не подавать виду, что нас что-то задевает и ранит. Другой в это время ни о чем не подозревает и потому продолжает делать нам больно... Все назревает до состояния гангрены, зачастую до развода или разрыва, а в данном романе доросло до настоящей трагедии.
Главное, что отличает Паолу от Ольги Лариной - это все-таки способность Паолы не просто увлекаться. но искренне любить и жертвовать собой. В последний момент, когда она осознала, что Дик все-таки ее любит и ревнует до безумия - оказалось уже поздно, их отношения с Грехемом к тому времени уже невозможно было повернуть вспять. Паола осознала, как далеко она зашла в своем реальном чувстве к другому человеку. И чтобы не допустить самоубийства Дика, которое она предвидит, она совершает его сама. Этот поступок искупил Паолу в моих глазах.
Она не могла больше оставаться женой Дика, так как уже было явно, и для нее и для всех окружающих, что она любит другого. Кто-то из них должен был исчезнуть. Грехем не смог самоустраниться, хотя давно должен был.
И теперь Дик вместо него готов был на решительный и благородный поступок, - готов был пожертвовать собой ради ее любви с Грэхемом. Он дал это понять Паоле лишь намеком, но она все поняла. Она поняла, что он хочет уйти из жизни, чтобы она спокойно могла выйти замуж за Грэхема. В тот момент она поняла всю силу его любви, в которой она так сомневалась в последнее время. Но было уже настолько поздно! И она нашла в себе душевные силы уйти из жизни, чтобы не допустить гибели столь необыкновенного и ни в чем не виноватого человека.
А всего-то надо было когда-то проявить в нужный момент элементарную духовную зрелость и глубину натуры. Так просто и так гениально. Но она не смогла. Не хватило тех самых качеств, воспетых когда-то Пушкиным.