Предыдущая публикация:
Григорий Иоффе
Наиболее полный свод примеров из произведений российских писателей содержится в сочинении «Учебная книга русской словесности, или избранные места из русских сочинений и переводов в стихах и прозе, с присовокуплением кратких правил риторики и пиитики и истории русской литературы, изданная Николаем Гречем».
Первый том «Учебной книги» озаглавлен «Краткие правила Риторики». Состоит он из двух частей. Первая – «Общие правила Риторики», вторая – «О разных родах произведений прозаических» с главами: «Письма», «Разговоры», «Описания и «Исторические сочинения».
В числе примеров, включенных в первый том, отметим отрывки из «Писем русского путешественника» и «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, «Письма русского офицера» Федора Глинки, «Княжение Олега» М.В. Ломоносова.
Второй том посвящен прозе. Среди «повествований истинных и вымышленных» помещены несколько произведений сентиментального и нравоучительного характера: «Фрол Силин» Н.М. Карамзина, восточная повесть «Бедуин» А.П. Бенитцкого, переводы с французского В.А. Жуковского и Н.М. Карамзина. Среди примеров «учебного слога» – «О любви к отечеству и народной гордости» Карамзина, «О пользе физики» Ломоносова, две статьи Жуковского: «Кто истинно добрый и счастливый человек?» и «О Басне и Баснях Крылова».
Представленная в третьем и четвертом томах поэзия дает более широкое представление о русских авторах.
Лирическая поэзия: в этой главе имеются примеры всех жанров лирики: оды, гимны, лироэпические стихотворения, песни, элегии, послания, сонеты, надписи, эпиграммы, мадригалы.
Следующая глава посвящена эпической поэзии. Героическая поэзия, романтическая поэма, комическая поэма, стихотворная повесть. Заключает третий том глава «Баллада и романс».
В четвертый том включены примеры драматической поэзии: трагедия, комедия, сатира.
Завершает «Учебную книгу» собрание басен, где представлены 83 примера. 41 из них – басни И.А. Крылова, 19 басен И.И. Хемницера, 18 – И.И. Дмитриева, остальные принадлежат В.Л. Пушкину, А. Измайлову, И.Ф. Богдановичу.
Заканчивая рассказ о гимназических учебниках, мы можем отметить, что в них дан достаточно полный перечень русских авторов XVIII– начала XIXвека. Но глубоких знаний по произведениям отдельных писателей эти учебники дать не могли. Тем более важно установить, какой литературой, кроме учебников, пользовались гимназисты на занятиях, что читали они самостоятельно.
На 1 декабря 1821 года в библиотеке гимназии «оказалось 2610 книг». Видимо, были это прежде всего учебники по различным предметам, а кроме того, произведения из русской и зарубежной классики. Библиотека эта не могла удовлетворить запросы гимназистов, и они организовали свою, книги для которой покупали вскладчину. Из писем Гоголя видно, что немалую часть полученных от родителей денег он тратил на книги.
О бедности гимназической библиотеки говорит и тот факт, что в тех же письмах Гоголь просит прислать ему что-нибудь почитать.
Что касается отдельных изданий русских авторов, можно предположить, что в библиотеке гимназии были произведения Феофана Прокоповича, Ф.А. Эмина, В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова, М.М. Хераскова, Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина и В.А. Жуковского. Во всяком случае, как следует из документов гимназии, произведения этих авторов входили в учебную программу.
Точно нам известно лишь об одной из книг гимназической библиотеки. Ее называет сам Гоголь. «Сделайте милость, – пишет он матери 15 августа 1825 года, – пришлите мне ту книгу, которую я забыл и которую мне весьма надо, а особливо потому, что она казенная… Она не так толста, в голубой бумажке, под заглавием: Опыт о русском стихосложении, А. Востокова». Заметим, что это была одна из первых работ, где была сделана попытка истолкования «Слова о полку Игореве».
На этом список известной нам учебной литературы иссякает. Он не так богат, но содержит перечень имен всех лучших русских писателей XVIIIвека. Гораздо меньше в нем авторов новейшей литературы – литературы начала ХIХ века. Этот пробел Гоголь и его товарищи пытались ликвидировать самостоятельно, с помощью «посторонних книг».
О том, что нежинские гимназисты любили читать «посторонние книги» и охотно занимались этим на лекциях некоторых профессоров, есть немало указаний в архивных документах. Это отмечают и профессора в ведомостях об успехах учеников.
Что же читали гимназисты вне учебной программы, что привлекало их внимание, что могло повлиять на развитие их литературных вкусов?
В первую очередь – о запрещенных книгах. До нас дошли донесения нежинских инспекторов и надзирателей о распространении среди гимназистов в пору учения там Гоголя оды Пушкина «Вольность» и стихов Рылеева.
О том, что гимназисты действительно читали стихи К.Ф. Рылеева, можно предполагать с большим основанием. С. Пономарев в статье «Нежинский журнал Н.В. Гоголя» («Киевская старина», 1884), исследуя номер журнала «Метеор литературы», выпущенный нежинскими гимназистами в январе 1826 года, писал в частности: «Название журнальца, состав и самый формат его представляет собой очевидное подражание “Полярной звезде”, альманаху 1823–1825 годов, и хотя содержание всех статеек “Метеора” весьма жиденькое, все-таки оно указывает на внимательность нежинских журналистов к литературным явлениям своего времени и деятельность их в духе лучших писателей наших: Карамзина, Жуковского, Марлинского, Дельвига и Пушкина».
Здесь не указывается имя Рылеева, но оно явно остается в подтексте. Потому что «Полярную звезду» издавали Рылеев вместе с А.А. Бестужевым-Марлинским. В этом альманахе они печатали и свои произведения. Кстати, здесь были опубликованы и некоторые из «Дум» К.Ф. Рылеева.
Большинство выходивших в те годы произведений Пушкина нежинцы безусловно читали и хорошо знали. Пушкиным восхищались, Пушкину подражали, о Пушкине спорили все, кто сколько-нибудь интересовался литературой. Данилевский вспоминал: «Мы выписывали с ним (с Гоголем. – Г.И.) и с Прокоповичем журналы, альманахи… Мы собирались втроем и читали «Онегина» Пушкина, который тогда выходил по главам. Гоголь уже тогда восхищался Пушкиным».
Из журналов и альманахов, доходивших до гимназистов, нам известны, не считая «Полярной звезды», два. Первый – «Северные цветы», издававшиеся бароном Дельвигом. Вторым журналом был «Вестник Европы». В 1823 году Гоголь просит родителей прислать ему этот журнал, а в письме от 22 января 1824 года пишет: «Посылаю вам при сем Вестник Европы в целости»…»
Других сведений о «посторонних книгах» мы не имеем. Но все дошедшие до нас сведения говорят о том, что это были в первую очередь книги и журналы, издававшиеся в 20-е годы ХIХ века, то есть – свежие современные издания.
Таким образом, речь может идти о двух кругах чтения нежинских гимназистов. Первый – академический, связанный с историей русской словесности и с учебной программой. Второй – состоящий из современной литературы, ставший той свежей литературной струей, к которой с жадностью припадали молодые люди, начинавшие у профессора Никольского по «грамматике Ломоносова».
Из дипломной картотеки. 1973-1976