А вот с Наваррскими кортесами вышло интересно: они призвали Жанну Наваррскую не только потому что та была первой по крови потомком королевы Жанны I Шампанской, но еще и единственной, чей отец (Людовик X, и он же Луис I) был этими кортесами коронован, в 1307 году. С Людовиком Сварливым вообще получился идеальный переход, после смерти своей королевы в 1305 году, Филипп IV Красивый немедленно сложил с себя полномочия наваррского монарха и им автоматически стал старший из сыновей Жанны Шампанской. Правда, король Франции не сразу отпустил сына на коронацию, но это уже мелочи.
Что же касается Филиппа V и Карла IV, то они легкомысленно пренебрегли наваррской коронацией, в связи с чем кортесы были вынуждены их гордо терпеть. И вот вопрос – почему Жанна и Филипп Д’Эвре, коронованные 5 марта, следующего 1329 года, стушевались перед нападками дочери Карла IV? Таким образом, ни Марию, ни Бланку Капетинг, скорее всего, не приняли бы кортесы из-за пренебрежительной забывчивости их отца.
Кстати, вот очень интересный витраж наваррских королевской семьи в Соборной церкви Нотр-Дам в Манте. Слева направо – Жанна I, Филипп III, Жанна II, и вот четвертой следует как раз Жанна Д’Эвре. За ней уже Карл Злой и крайняя справа, судя по всему, Бланка Д'Эвре, королева Франции, вторая жена Филиппа VI Валуа.
И еще один претендент: когда я первый разный прочитал о его претензиях, то был просто восхищен неизбывным нахальством. Это никто иной, как молодой король Англии Эдуард III – он и на Наварру (параллельно с Францией) выдвинул свои притязания. Это «дополнение-привесок» лишь раз доказывает, что претензии Эдуарда на континентальную корону были лишь ширмой, поводом, а не настоящей причиной: ну как сказать на всю Европы, что король начинает войну из-за какой-то овечьей шерсти (в частности)? И совсем другое дело – требовать корону своего деда. В данном случае – еще и бабушки, ведь в отличии от Филиппа Валуа, англичанин принадлежал к числу потомков Жанны Шампанской.
Вот только самое смешное – если с Филиппом Валуа еще есть хоть какая-то база для спора, то с Жанной Наваррской что поделать можно? У нее генеральное первородство. И, наверное, можно сделать вывод – Столетняя война началась бы и в том случае, если бы Жанну признали королевой Франции (вспомним о общей неразберихе при наследовании по женским линиям).
Вернемся к наваррцам – изначально они только Жанну собирались провозгласить истинной и законной королевой, а вот с ее мужем вопрос до сих пор до конца не выяснен. Тут ту и встала проблема: уж коли Наварра нова теперь независимое королевство, то каков будет статус мужа правящей королевы? Так вот Филиппа решили просто проигнорировать на основании того, что «не может быть призван на трон тот, кто не связан узами кровного родства с нашими королями». Юристы графа Д’Эвре упирали на Новый завет, где сказано: «муж – глава своей жены», дескать, не может муж быть по статусу ниже супруги. В конце концов, Наварра это признала и граф был коронован наравне со своей женой.
Легко предположить, что с главенством мужчины вообще, никто и спорить не думал. Закавыка в другом – как тонко и необидчиво сформулировать идею, что права Жанны на корону – безграничны, а права Филиппа, привязаны исключительно к жене и по ее смерти должны исчезнуть. Общая формулировка есть: de iure uxoris (король по праву жены), но как ее толковать?
И вот по коронации был принята любопытная хартия, где самым важным пунктом было то, что Жанна и Филипп должны были оставить трон после того, как их наследнику (пол не уточнялся) исполнится 21 год. Подозреваю, ограничение это было наложено как раз в противовес Филиппу – чтобы не допустить его царствования, в обход принца или принцессы, кровно связанных со старыми династиями королевства. Но при этом ничего не сказано о том, какое положение у него будет если жена умрет раньше его – по-видимому, подразумевалось, что здесь ничего не измениться, если наследник не достиг установленного возраста.
Ну, и еще один параграф слегка странный – королевской чете возмещались их расходы, связанные с тратами по возвращению короны; тут, вероятно имелось в виду всё – и упущенные доходы во время царствования Филиппа V и Карла IV, и выплаты сестре Филиппа Д'Эвре, и уступка королю Франции родовых территорий вне пределов Наварры. Монархи обязались вернуть государству эти средства, если ни один из наследников не согласится принять корону. Формальность, конечно: трудно представить подобное поведение кого-либо из принцев.
Несколько удивила меня, присутствующая кое-где версия герба короля Филиппа III Д‘Эвре. Отцовские четверти – чистое лазурное поле без королевских лилий? Что бы это значило? Карл Злой носит «зеркальный» герб (теперь в отцовских четвертях наваррские цепи) и только внук Филиппа и Жанны, Карл III, возвращает на свой щит флер-де-лис с характерной правой перевязью рода Капетингов-Д’Эвре, что первым носил еще Людовик, брат Филиппа Красивого. Однако, вариант герба с чистой лазурью был, по-видимому не для всех известен.
Вот, например, полотно 1839 года, художника Шарля Филиппа Ларивьера, «Жан де Грайи сдается Бертрану дю Геклену, 1364 год». За спиной де Грайи, полководца Карла Злого, реет знамя его сюзерена (и еще одно опускают перед победителем) и на них – именно что лилии с перевязью.
С другой стороны, вот прямая цитата из отечественной монографии Нечитайлова М.В. «Армия Наварры в период Столетней войны», описание герба в которой полностью соответствует знамени на полотне французского баталиста:
«Герб Карла Злого: 1-я и 4-я четверти – Наварра (на червонном поле золотые цепи формируют прямой крест, Андреевский крест и кайму, в центре зеленое отверстие); 2-я и 3-я четверти – Эврё (Старый герб Франции, жезл из серебряных и червонных прямоугольников). Его братья носили тот же герб с трех- или четырехчастным серебряным титлом (Филипп) либо с серебряной каймой (Луи). Такой герб сохранял и сын и наследник Карла Злого, Карл III Благородный (хотя в самой Франции Старый герб сменился Новым), как видно из его печатей. Отец Карла Злого, Филипп III, носил герб: 1-я и 4-я четверти – Эврё, 2-я и 3-я – Наварра. Карл Благородный при жизни отца носил на гербе серебряное титло.»
Так что над, над вариацией герба с простым лазурным полем, остается поставить жирный знак вопроса. Да вот и полная версия указанного выше витража – гербы у Филиппа и Карла Злого именно что с флер-де-лис и перевязью.
В любом случае, проследить за надлежащим выполнением обременительных параграфов не пришлось. И Жанна, и Филипп скончались прежде, чем их старшему сыну Карлу Злому исполнился 21 год. Филипп Д’Эвре погиб от ран, полученных в одном из эпизодов Реконкисты (осада Альхесираса) в 1343 году, а Жанна умерла в 1349-ом, и новый король под именем Карла II, без каких-либо препятствия взошел на трон Наварры в возрасте, когда ему только-только исполнилось 17 лет.
Таким образом два прецедента XIV века «идеально» прошли по тонкому льду: в первом случае, король-соправитель мирно уступает корону сыну, а во втором – умирает раньше жены-королевы. Но как оказалось, лед слишком тонкий: напрочь отсутствовали правовые инструменты борьбы с тем, кто жену умудрился пережить и при этом корону законному наследнику нахально отдавать не собирается. Просто потому, что не хочет.
****
Поддержать автора подпиской на Boosty: https://boosty.to/nigmechta
Прямая поддержка автора: 2202 2053 7037 8017