Когда-то проигрыватель винила плохой или хороший стоял в каждом доме. У меня некоторое время стояла Электроника Б1-011. Тот проигрыватель у меня куда-то растворился во времени.
Тогда я еще не знал, что это был родственник Thorens125. Я не особо лез во внутрь проигрывателей и не слишком в них разбирался.
И вот не так давно Электроника снова оказалась у меня. Покупал ее не в лучшем состоянии. Хотя продавец утверждал что все работает...
Видео отчет тут https://youtu.be/4oMghCWFq-M
Покупал чтобы убить 2х зайцев: снять с нее некоторое железо для творчества и заодно ради интереса оценить проигрыватель в сравнении с японскими проигрывателями, коих я достаточно много насмотрелся и сейчас один такой у меня есть и даже можно сравнить напрямую с Technics SL1200 mk5.
Железо понадобилось чтобы сделать свой проигрыватель (как будет время). Я добился некоторых успехов в улучшении стабильности скорости в ходе экспериментов с железом от Вега 106 и 109 (брал диск-схему, остальное свое). Собирался потом все воткнуть в свой корпус.
(смотрите тест 60 минут https://youtu.be/24zftUXQv6U )
Но стало понятно, что с этим железом приблизиться по стабильности скорости к японским проигрывателям даже без кварцевого замка нереально. У перфекционистов с Вегами вырабатывается привычка периодически посматривать на стробоскоп, проверять не ушла ли скорость, потому что рано или поздно она начинает уплывать. К тому же приемлемая детонация на них, хотя и достижима, но остается не стабильной по причине слабеньких движков постоянного тока и врожденых пороков схемы управления. Поэтому дальше экспериментировать мне стало неинтересно и я решил попробовать Электронику с синхромотором.
Электроника Б1-011 оказалась с сюрпризами, о которых не сказал продавец. Тот утверждал, что на ней все работало 😉. Первое что я сделал – заказал новый шкив и пасик, так как и то и другое годилось только в корзину.
Детонация. Когда все собрал и включил, начал измерять детонацию. Даже не проверял подшипник опорного диска перед этим, так не терпелось проверить как работает. И жаль, что не сделал видеозапись. У меня глаза на лоб полезли, когда я увидел детонацию в 0.03 %. Я померил несколько раз подряд. Потом, когда подлил в подшипник масла 0W30 таких цифр больше не увидел, помоему масло оказалось жидковатым. Но все равно Wow & Flutter не выходил за пределы 0.05%. Это результат хороших прямоходных проигрывателей. Далеко не всегда пасиковые проигрыватели имеют столь же качественные и так удачно подобранные мотор, подшипник, субдиск, опорный диск как тут на Электронике. Схема управления само собой настроенная (исправна). Пасик кстати самый обычный.
Скорость. Она действительно стабильная. Включаешь – сразу выходит на режим и остается стабильной ничуть не хуже, чем, например на этом Technics SL1600 без кварцевого замка, который пришел из Японии и довести его до кондиции не составило труда.
Этого нельзя сказать о Вегах, которые я переделывал в другой корпус и для которых довести стабильность скорости до нормы бывает делом непростым.
Пока я занимался с Электроникой Б1-011, вредная привычка следить за стробоскопом так и не появилась. Стабильность скорости на уровне японского директ драйв без кварцевого замка. Если у кого не так - надо искать причину в механике или в электрике.
После опытов я распотрошил проигрыватель, почистил мусор, в который превратились поролоновые демпферы в пружинах подвески. Для новых демпферов подошли отрезки трубки теплоизоляции диаметром 26мм.
Пришлось восстановить отсутствующий замочек фиксатора тонарма, который на фото продавца не был виден. Нарисовал его в Автокаде, потом детали из пластины черного пластика склеил суперклеем и надфилем подогнал по месту.
Заодно потренировался в ремонте крышки проигрывателя и в полировке. Пробовал можно ли заделать трещину на крышке средством для ремонта автостекол, которое отвердевает под ультрафиолетом. Получается приемлемо.
Все собрал, чтобы послушать и если что еще вылезет, заниматься дальше. Ничего не вылезло.
Голова ГЗМ 003м Эта голова стояла на проигрывателе. Перед ней попробовал ставить Ortofon 2m Red и Denon DL 103 после ретипинга с эллипсной иглой от донора Аудиотехника, которую сам на него поставил. Про Otofon и Denon как- нибудь потом. Они в этом тонарме работают и это уже хорошо. ГЗМ 003м меня удивила. Ее внешний вид не внушал доверия, подумал что голова запиленная.
Посмотрел по паспорту – надо поставить прижим в 1 грамм, поставил на всякий случай 1.25. Пластинку взял которую не жалко. Оказалось, голова не просто работала, она удивила звуком. Я сразу обратил внимание на то, что звучит она непривычно, не так как современные головы. Голоса стали слышнее и меньше растворялись в музыке. Звук стал живее и объемнее. Стереоэффект из 2D превратился в 3D. В некоторых жанрах другие головы звучали эффектнее, интереснее, но не так живо. Эта голова эмоционально цепляла и заставляла слушать и слушать. Конечно, после этого посмотрел иглу под микроскопом и сделал замеры.
Снял АЧХ и все объяснилось. У головы были следующие особенности: очень малый резонанс на ВЧ и есть спад после 16000 герц, чего я давно не наблюдаю на современных и не очень современных картриджах. АЧХ послушно реагировала на изменение входного сопротивления и входной емкости корректора и на VTA (предпочитаю использовать SRA). При 70 ком входного сопротивления на фоно корректоре удалось спрямить АЧХ и даже в меру добавить горбик резонанса чтобы сделать линию более ровной и больше похожей как современных головах ;-) (резонанс легко убирается полностью!!!). На этой картинке как раз такая отрегулированная АЧХ.
Голова при этом своего живого характера абсолютно не потеряла. Погуглив графики АЧХ в интернете и почитав отзывы, я обнаружил, что у ГЗМ 003 Шуровский почерк. К ней без танцев с бубном подходят вставки от Shure M75 (и Shure M95 - как говорят "после подпиливания козырька").
В общем ценный картридж оказался, с качеством звука много выше его цены. Интересно какие из современных голов имеют почерк схожий с Шуровским? Ничего похожего мне не попадалось.
У этой ГЗМки по паспорту прижим 1 грамм. Современные ММ картриджи требуют прижима в среднем чуть ли не в 2 раза большего. Подвижная система как правило стала грубее, изменились физические свойства составляющих подвижной системы, такие как твердость кантилевера (часто и вес), вес магнитов, гибкость подвеса. Все это требует увеличения прижимной силы. С малым прижимом современные головы работают с плохим трекингом и показывают ухудшение характеристик. Изменения приводят к росту отдачи на ВЧ из-за резонанса. Это придает им яркости, благодаря чему головы могут звучать эффектно и этим нравиться. Производители извлекают из этого двойную пользу. Картриджи делать проще, работать они могут с бОльшим прижимом, а значит могут быть нетребовательными к качеству тонармов. Тонарм, привод, стол - все становится проще (по факту хуже). Планка качества сильно снизилась, так хотя бы цена бы снизилась, но нет. Ничего кроме откровенного шлака дешевле не становиться.
Виброизоляция. Однако вернемся к проигрывателю. Еще одно выдающееся свойство проигрывателя - это виброизоляция. Тут наверху тяжелая, толстостенная металлическая. Основание тоже тяжелое. Вес проигрывателя 20 кг. Подшипник опорного диска и тонарм отделены от мотора. Делаю тест – снимаю пасик, включаю проигрыватель и ставлю иглу на пластинку. Записываю в Audacity отклик на стук по столу, по корпусу. В динамиках почти ничего. Такое не так часто встречается.
От двигателя также отличная развязка, в спектре шума от двигателя нет. Его не слышно стетоскопом, не видно в спектре в Изотопе. Наводок тоже нет. (Это при обычном уровне записи. Усиливать запись паузы до уровня клиппинга мне в голову не приходило.)
Приходилось читать рекомендации по улучшению Электроники, а также жалобы на форумах - что в спектре есть шум от двигателя, видна наводка от трансформатора. Ничего из этого тут не наблюдаю. На Вегах видел, слышал, а тут нет. Спорить не стану, может у меня просто на редкость аппарат исправный? Вот стоит Техникс 1200. Они одинаково в этом плане хороши. Кстати, бывает такое что в спектре могут быть видны наводки в паузах когда оцифровку делают на звуковую карту, встроенную в обычный компьютер. Может быть это такой случай, когда незаслуженно списали все на проигрыватель.
Тонарм. Тонарм у проигрывателя похож на знаменитый SME 3009.
Про звук с ним ничего не напишу, потому что специально сравнивать с японцами в голову не приходило. Для этого надо было сначала заменить внешние провода на качественные японские. Кроме тех, что в тонарме. Внутри тонарма провода в отличном состоянии, жилки очень мягкие и лучше многих фирменных, которые на слуху. Эти провода еще нас переживут. Замена проводов в мои планы не входила. Зато в них вошел ремонт разъема тонарма (еще один сюрприз продавца). Пришлось сделать трепанацию разъему чтобы вытащить провалившийся контакт и сделать так чтобы он больше не застревал.
Есть один минус с установкой тонарма в проигрывателе. Вылезло, когда пытался проверить установку картриджа по шаблону. С межцентровым расстоянием между шпинделем и точкой поворота тонарма 213мм (я за точностью не гнался, примерно может 212.5 мм. как-то так)
у тонарма должна быть короче эффективная длина (расстояние от точки поворота тонарма до кончика иглы). Но тонарм длиннее, чем требуется и поэтому установка картриджа не укладывается в шаблоны, по которым его нужно устанавливать для минимизации искажений. По калькулятору на Vinylengine.com можно посчитать на сколько не соответствует эффективная длина для нашего межцентрового расстояния. По-хорошему надо отодвигать точку поворота тонарма от шпинделя, либо обрезать трубку.
Почему так сделали? Возможно решили, что для штатной головы ГЗМ003, у которой великолепный трекинг, такое несовпадение некритично. И правда никто из владельцев за столько лет на это не жаловался. ГЗМка великолепно проходит тестовые дорожки 315 герц на пластинке Ortofon.
Если менять голову (зачем?), то лучше на ту у которой по паспорту больше трекабилити иначе на последнем треке могут полезть искажения. Другое дело если отодвинуть тонарм, чтобы все стало по науке.
Так что вот такой он Электроника Б1-011. Недооцененый проигрыватель. Для самодельщика это находка. На нем стоят узлы, которые могут обеспечить такую же качественную работу как в сказочно дорогих аппаратах. Из него сравнительно бюджетно можно сделать конфетку.
Если оставлять все как есть, то обязательно нужно заменить внешнюю проводку с заменой разъема на RCA и еще я бы исключил прерывание звука реле в паузах, когда не нажата кнопка Пуск. В остальном проигрывателю достаточно быть просто исправным.
Всем хорошего звука.