Мир музыки наполнен множеством запоминающихся звуков и не меньшим числом талантливых людей, ответственных за их создание. В большинстве случаев музыкальный шедевр создается с нуля.
Однако бывают случаи, когда один артист может «заимствовать» или использовать работу другого для своего произведения. Иногда один артист может просто отдавать дань уважения другому, вставляя знакомый звук в свою песню. Ещё реже случаются совпадения, когда два артиста случайно выпускают похожие песни.
В любом случае, нет ничего плохого в песнях, которые звучат похоже. Однако, когда заимствование не признаётся, сходства намеренно игнорируются или не запрашивается разрешение, дела могут стать весьма запутанными. За эти годы многие артисты подавали в суд на своих коллег из-за предполагаемых актов плагиата.
Давайте рассмотрим 5 таких примеров. Мы выявим сходства между каждой парой песен, исследуем мотивы артистов для подачи иска и решим, является ли это плагиатом, оммажем или совпадением.
№5. Хьюи Льюис («I Want A New Drug») против Рэя Паркера-младшего («Ghostbusters»)
Когда фильм «Охотники за привидениями» вышел в 1984 году, он мгновенно стал эпицентром поп-культуры и породил успешную франшизу, продолжающуюся до сих пор. Одним из самых знаковых аспектов франшизы «Охотники за привидениями» является её узнаваемая титульная тема, написанная и исполненная Рэем Паркером-младшим.
Как и фильм, песня «Ghostbusters» была большим хитом. Однако она заметно напоминала песню Хьюи Льюиса и The News «I Want A New Drug», выпущенную годом ранее. Льюис отметил особые сходства между мелодиями и басовыми линиями двух песен и подал на Паркера в суд.
Хотя точные детали дела не были раскрыты, первоначально была выплачена компенсация в пользу Льюиса, и между сторонами было подписано соглашение о конфиденциальности, запрещающее им публично обсуждать дело. Однако позже Паркер выиграл встречный иск против Льюиса за нарушение соглашения.
Годы спустя выяснилось, что продюсеры фильма «Охотники за привидениями» были большими поклонниками Хьюи Льюиса и The News и изначально хотели, чтобы они создали саундтрек к фильму. Из-за их предыдущих обязательств перед франшизой «Назад в будущее» они были недоступны, и Паркер был привлечён с инструкцией основывать тему «Ghostbusters» на «I Want A New Drug». Таким образом, Рэй Паркер-младший не плагиатил Хьюи Льюиса, а просто выполнял поручение.
№4. Том Петти («I Won’t Back Down») против Сэма Смита («Stay With Me»)
Выпущенная в 2014 году, песня «Stay With Me» стала большим хитом на дебютном альбоме Сэма Смита и сыграла важную роль в закреплении его положения в музыкальной индустрии. Эмоциональная баллада, идеально демонстрирующая мощный вокал Смита, имела заметные сходства с хором песни, выпущенной четверть века назад.
Хит Тома Петти 1989 года «I Won’t Back Down» был представлен на его первом сольном альбоме «Full Moon Fever». Соавторами песни были Петти и Джефф Линн, и она быстро стала символом стойкости и решимости перед лицом невзгод. Хотя песня отличается по жанру и смыслу от «Stay With Me», Петти отметил сходства в их хорах и решил обратиться к представителям Смита.
Сохраняя достоинство в этой ситуации, Петти быстро заявил, что не обвиняет Смита в намеренном копировании его песни. Ссылаясь на свои многолетние годы в музыкальной индустрии, Петти отметил, что иногда такие совпадения просто случаются. Однако он считал, что лучше разобраться с этим случаем «ненамеренного плагиата», как он его назвал, быстро и цивилизованно. Смит согласился с утверждением Петти о совпадении и признался, что никогда не слышал «I Won’t Back Down» ранее.
Не доводя дело до суда, Смит достиг соглашения с Петти и Джеффом Линном, согласно которому они будут указаны как соавторы песни «Stay With Me» и получат 12,5% от её роялти. Неплохая сделка для такого совпадения.
№3. Чак Берри («Sweet Little Sixteen») против The Beach Boys («Surfin’ USA»)
Говорят, что подражание — самая искренняя форма лести, но Чак Берри не был в восторге, когда впервые услышал хит The Beach Boys 1963 года «Surfin’ USA». Если кратко, песня, которая вывела The Beach Boys на вершину, была песней Берри 1958 года «Sweet Little Sixteen», но с другими словами.
Брайан Уилсон, написавший «Surfin’ USA», намеренно взял мелодию «Sweet Little Sixteen», чтобы отдать дань уважения Берри. Однако Уилсон не попросил разрешения Берри и выпустил песню, не уведомив его о своих планах. Берри вскоре отправил письмо менеджменту The Beach Boys с угрозой подать в суд.
Менеджер группы и отец Уилсона, Мюррей Уилсон, решил дать Берри авторские права на «Surfin’ USA» и передал права на песню его команде. Хотя Мюррей смог избежать судебного иска, он не проинформировал остальных участников группы о своих действиях. The Beach Boys понадобилось 25 лет, чтобы осознать, что они не получают роялти от «Surfin’ USA».
Ни Уилсон, ни Берри не испытывали личной враждебности друг к другу после этого инцидента. Уилсон продолжал высоко отзываться о Берри и иногда исполнял смесь «Sweet Little Sixteen» и «Surfin’ USA» на концертах. Также сообщалось, что сам Берри со временем стал поклонником The Beach Boys.
№2. Рик Джеймс («Superfreak») против MC Hammer («U Can’t Touch This»)
Выпущенная в 1990 году, песня MC Hammer «U Can’t Touch This» остаётся популярной и по сей день. Звуча во всевозможных трейлерах, рекламах и мемах, эта узнаваемая мелодия останется на переднем плане поп-культуры ещё долгие годы. Однако её знаковое интро было взято из другой песни, выпущенной почти десятилетием ранее.
Песня Рика Джеймса «Superfreak» вышла в 1981 году и сама по себе была хитом. В то время семплирование было гораздо менее распространено в мейнстримной музыке, чем сегодня, и в основном ограничивалось ди-джеями и более андерграундной рэп-музыкой. Хаммер не получил разрешения Джеймса на использование его песни при создании «U Can’t Touch This» и поэтому инициировал судебное разбирательство.
Хаммер решил уладить дело с Джеймсом внезасудебным соглашением, что явно было в пользу Джеймса. Джеймс и Алонзо Миллер, его соавтор песни «Superfreak», будут указаны как соавторы «U Can’t Touch This». В результате Джеймс получал долю роялти от песни и заработал миллионы долларов только на выплатах по роялти.
Для MC Hammer это тоже не было плохо, так как «U Can’t Touch This» выиграла две премии Грэмми и стала первой рэп-песней в истории, номинированной на запись года. Благодаря условиям соглашения между Хаммером и Джеймсом, Рик Джеймс стал лауреатом премии Грэмми благодаря «U Can’t Touch This».
№1. Queen и Дэвид Боуи («Under Pressure») против Vanilla Ice («Ice Ice Baby»)
Завершая этот список, мы рассмотрим, пожалуй, самый известный спор о правах в истории музыки. Выпущенная в 1990 году, песня «Ice Ice Baby» принесла Vanilla Ice и славу, и скандал. С одной стороны, песня была популярна среди слушателей, а с другой — критики и коллеги-музыканты считали её и самого рэпера несколько фальшивыми.
Больше всего Vanilla Ice вызвал гнев Queen и Дэвида Боуи. За девять лет до «Ice Ice Baby» Queen и Боуи совместно написали и выпустили «Under Pressure». Появившаяся из джем-сессии, песня имела умеренный успех, но была затмевана другими хитами в их легендарных репертуарах. Однако она была достаточно известной, чтобы люди сразу заметили поразительное сходство между басовыми линиями обеих песен.
Queen подали в суд на Ice за нарушение авторских прав. Изначально Ice пытался защищаться, утверждая, что он всего лишь использовал сэмпл из «Under Pressure». Однако его аргумент не выдерживал критики, так как он не указал источник и исполнителя. Позже Vanilla Ice скандально попытался утверждать, что добавлением одной ноты в басовую линию «Ice Ice Baby» он создал нечто совершенно отличное от «Under Pressure». Это утверждение легко опровергалось, так как изменение было настолько незначительным, что среднему слушателю понадобилось бы всего несколько секунд, чтобы понять, слушает ли он «Under Pressure» или «Ice Ice Baby».
В конечном итоге дело было урегулировано вне суда, и Queen получили компенсацию от Ice. Позже было выяснено, что выплаченная сумма составила около 4 миллионов долларов. Помимо значительного финансового урегулирования, публичность спора также повысила популярность «Under Pressure», которая с тех пор стала одной из самых узнаваемых песен Queen и Боуи.