Найти в Дзене

Рассказы Виктора Дашкевича: о котах, о японцах и ещё кое о чем

Оглавление

Время не теряла, несмотря на адскую загруженность, и подготовила два обзора малой прозы. И первый из них посвящен рассказам автора популярного цикла "Колдун Российской империи".

Общие впечатления и итог "расследования"

Начиталась я Виктора Дашкевича. Даже впрок. Пока он дописывает четвертую книгу цикла, я ознакомилась почти со всеми рассказами, которые он выкладывал на автор.тудей. Очень уж стало интересно, как формировался он как писатель. Ну и единомышленника я в нём нашла по некоторым вопросам, которые он поднимал в своем уже большом цикле романов. А также развенчать для себя слухи о том, что этот автор - проект, как Елена Звездная в своё время, мне тоже хотелось. Так что это ещё и некое расследование было. Развенчала, так как прочитанные рассказы сразу показали - он! Его слог. Его темы. Его интересы.

Коллаж получился странным, но ИИ Кандинский так понял. В принципе, коты, исторические здания и самурай на месте.
Коллаж получился странным, но ИИ Кандинский так понял. В принципе, коты, исторические здания и самурай на месте.

Найденные "улики":
- любовь к котам, которым посвящены два отдельных рассказа;
- поднимаемая во многих произведениях тема "Враг-друг", ставшая лейтмотивом цикла про графа Аверина;
- Япония и её история эпохи Токугава, в любви к которой он признавался;
- фирменный умный юмор, кое-где даже стебный, но при этом не злой.
Т. е. я нашла всё то, что присутствует в ставших очень популярными романах. Да и писал он Аверина не "пачками", как упомянутая Звездная, первые два были выложены за год до того, как их заметили издатели.

Рассказы свои Виктор Дашкевич называет сказками. Они разные по жанру, но элементы магического реализма и фэнтези имеются в некоторых. А в других альтернативная история имеется. Перехожу к каждому отдельно. И начну с котов.

"Шел полосатый дождь"

Рисунок создан мной с помощью нейросети "Кандинский", с хвостами и лапами у него всё так же проблемы, но, помучившись, решила оставить этот вариант, атмосферу рассказа он передает.
Рисунок создан мной с помощью нейросети "Кандинский", с хвостами и лапами у него всё так же проблемы, но, помучившись, решила оставить этот вариант, атмосферу рассказа он передает.

Короткий, но очень атмосферный рассказ о том, как, гуляя под дождем, можно познакомиться с тем, кто станет добрым другом. А может и кем-то больше.

Если долго смотреть на дождь, то может показаться, будто он - сплошная водная пелена. Но приглядеться получше, и вот они уже четко видны - полосы дождя. И как здорово сбежать из дома, чтобы обойти знакомые улочки, заглянуть в любимые местечки, а может и угощение получить, но и без него будет здорово. Улицы пустынны, ведь все попрятались от дождя. Но встреча всё же будет. И мне кажется, что судьбоносная.

Городская сказка, посвященная ранней осени в Питере. И атмосфера в ней соответствующая - чудесно, но в то же время чуть-чуть грустно. И даже тоскливо немного. Особенно, когда смотришь на осеннюю свинцовую воду Невы.

Основная интрига этой сказки в том, кто же такая главная героиня. Но интрига слабая, потому что довольно быстро понимаешь, что показывает автор, кому принадлежат эти несколько часов жизни, за которыми с искренним интересом наблюдаешь, и кто же сбежал от бабушки. Конечно, не колобок, ещё чего не хватало. И больше всего мне понравился новый знакомый героини, которого она встретила на набережной, возмутительно ярко-оранжевого окраса. Потому, дальше словами самого автора:

Много в Питере красоты
А иногда, с дождем,
Прямо к Неве выпадают коты
Верим, надеемся, ждем.

Чего ждём? Каждый своего. Кто-то - вот такой встречи. А кто-то - приближающейся зимы.

"Девять жизней"

Рисунок создан мной с помощью нейросети "Кандинский"
Рисунок создан мной с помощью нейросети "Кандинский"

Говорят, что у кошек девять жизней. А ещё говорят, что кошки не просто так уходят и прячутся, когда чувствуют, что этот их путь завершен. Но что случается с теми, кто погибает случайно, внезапно? В этом маленьком рассказе, который сам автор назвал городской сказкой, сделана попытка заглянуть в эту тайну.

Герой рассказа встречает мальчика, который нес куда-то на руках умершего кота. Конечно, взрослый предположил, что мальчик просто не понял, что его пушистую ношу уже не спасти. Но разговор с ним открыл ему совсем иное...

Это даже не рассказ, скорее действительно сказочная зарисовка. И морали тут особой нет. Разве только в том, что не стоит быть прожженным скептиком, точно знающим, что возможно, а что нет. А вдруг всё не так просто? А вдруг старые поверья всё же правдивы, и где-то можно прикоснуться к чуду в попытке помочь другому существу использовать данный ему шанс обрести новую жизнь. Трогательной эта коротенькая история вышла.

"Покушалочка"

Обложка взята с автор.тудей автора - https://author.today/work/4837
Обложка взята с автор.тудей автора - https://author.today/work/4837

Сказ о том, как Нечаев Одоевского перещеголял или "Сага о самых великих людях всех эпох и народов."

У рассказа стебненькое описаньице, так как два исторических лица, который явит на суд читателя в этом рассказе Виктор Дашкевич, будут вершить судьбу государства не по идеологическим соображением или из волнения жуткого за будущее народа, а исключительно из-за модных тенденций. Всё дело в бомбочке.

Уменьшительно-ласкательные, употребляемые мной здесь, не дурной вкус, а сленг. Да, такой вот сленг в этой альтернативной России второй половины XIX века. Будут тут кареточка, лошадки и бомбочка, чтобы осуществить покушалочку на царя-батюшку. За основу сюжета взят эпизод убийства императора Александра II, а прообразами героев, как мне показалось, стали реальные исторические личности. Витольд Одоевский представляет старинный княжеский род Одоевских, имеющий прямое родство с Рюриковичами. Наверно его прототипом стал декабрист Александр Иванович. А вот Афонечка Нечаев скорее всего списан с Сергея Геннадиевича Нечаева, нигилиста и революционера. Встретившись в симпатичном кабачке за одним столиком, кушая котлетки по-киевски с макарошками да пюрешкой и испивая водочку, два героя пытаются перещеголять друг друга в плане соответствия моде, используя "сленг" к месту и не к месту, блистая зимней тросточкой и беседуя на темы самого актуального тренда - революционных настроений и "народовольцев". А в тренде быть очень надо. Классно тут прошелся автор по тому, как модой становятся не только какие-нибудь невинные занятия или внешние образы, но и образ мыслей, отдельное течение в философии или какая-нибудь идеология.

Ну и по самим народовольцам прошелся быстренько - всего лишь одной ёмкой фразой извозчика, в которой тот с помощью обсценной лексики ярко выразил отношение самого народа к тем, кто якобы отстаивает его интересы, но на самом деле никакого понятия не имеет о жизни простых людей. Но, ещё раз повторю, этот рассказ - стёб, маленькое хулиганство, но с большим намеком.

"Пустой стакан"

Рисунок создан мной с помощью нейросети "Кандинский"
Рисунок создан мной с помощью нейросети "Кандинский"

Разговор по душам о душе.

Найден был первым и не на автор.тудей, а на другом сайте, где был выложен под псевдонимом Нат Фламмер. Так уже получилось, что свою настоящую личность Виктор Дашкевич скрывает, и сначала он публиковал свои произведения в сети под другим именем. Но к рассказу.

Молодой талантливый художник живёт в своей студии и пишет картины о живом. Ему важно уловить в моменте душу того, что живёт здесь и сейчас, перенести пойманный образ на холст. Как-то раз к нему обращается известный и очень популярный дизайнер с предложением рисовать его портреты, а взамен он обещает ему известность и успех. Каждую неделю он будет забирать готовый портрет. Художник сомневался, но некие мистические знаки (или принятые им на них), толкают его на принятие предложения. Да и не выходил из головы дизайнер, уже формировались образы, вот только чего не мог вспомнить художник, так это глаза своей модели.

Портреты рисуются, обещание выполняется. Уже первая выставка, организованная дизайнером, возносит художника в ранг признанных и популярных, его картины раскупаются все. Может показаться удивительным, но внезапная слава и большие деньги его не портят. Даже наоборот, это его несколько тяготит, как и общество, в котором теперь приходится вращаться. Тем временем между двумя главными персонажами случается нечто, что можно назвать дружбой. Только куда более откровенной. До той степени, что не могут позволить себе люди. Настолько мы не открываемся даже любимым. Тем более любимым.

Тут о том, что станет потом одной из основных тем в цикле о российском колдуне и дивах, о душе, о её роли, о том, какова её истинная ценность и могут ли существовать люди без души. Всё-таки и тут есть что-то из японской философии, ведь один из главных героев утверждает, что душа есть абсолютно у всего: у деревьев, у камней, у всех вещей, созданных природой или человеком. Только вот сам он, по его словам, души лишён... Всем известная народная мудрость про наполовину пустой или полный стакан, здесь другими гранями заиграет.

Зачем ему это нужно было? Мне показалось, что у этого загадочного дизайнера, который так странно себя вёл, не то что не было души, и не частичка, а несколько их, потому что он менялся. Поэтому столько образов увидел художник. И самым ярким получился портрет в образе кота. А теория о частичках и правда хороша. Как и контраргумент художника.

- Ну сами подумайте, зачем вам понимать? Мы вообще много чего не понимаем в устройстве этого мира. Но ведь живем, ведь так? Хотя, о чем это я. Вам ведь необходим образ. Что ж, вам прекрасно известно, насколько возросло население нашей планеты всего за каких-то 50 лет? А количество душ - осталось прежним. Поэтому многим их тех, кто рождается на свет, достается лишь частичка души. А некоторым, вроде меня, так и вообще ничего. Приходится выкручиваться. Нравится вам такая теория?
- Теория как теория. Но вы же сами говорили, что душа есть у всего. Вот, например, люди леса вырубают. Почему бы вам не могла достаться душа дуба или лиственницы? Или разобранной на дрова скамейки в парке?

Кем был дизайнер? Пуст был или всё же полон его стакан? Об этом история умалчивает. И концовка не даёт ответа. Но можно вообразить, что это был некто не от мира сего. Может див? Или то существо, из которого выросла идея создания этих странных существ, которым также в наличии души отказывали.

- Вы! Послушайте меня! Если у вас нет души, то, черт побери, ЧТО я рисовал все это время?!!

Очень интересный рассказ. И у стакана тут далеко не одно дно. Поэтому можно сразу и не понять, насколько он пуст или полон. Один из тех, что мне понравился больше всего.

"Крысиный король"

Рисунок создан мной с помощью нейросети "Кандинский". Так и не удалось втолковать ИИ, что у крыс только одна пара ушей...
Рисунок создан мной с помощью нейросети "Кандинский". Так и не удалось втолковать ИИ, что у крыс только одна пара ушей...

Ещё одна городская сказка.

У каждого есть любимые города, а в них такие местечки, к которым сердцем прикипел. В своё время любила я очень Смоленск, а в нём старинную Крепостную стену, неплохо сохранившуюся. На неё можно было залезть, гулять по ней и любоваться на панорамы города, скромный там Днепр и холмы, зеленые или снежные, в зависимости от времени года. Было приятно встретить в этом рассказе Дашкевича единомышленника в лице его главного героя, который тоже очень любил старинную Крепостную стену, правда в Кронштадте. Было приятно пройтись с ним там, увидеть не парадную картинку, а изнанку города и посетовать на то, что стена приходит в запустение и загрязнение. И в размышлениях на тему эту мы с ним тоже совпали:

При виде этого запустения и масштаба разрушений меня всегда охватывала печаль. Но... когда городские или какие-либо еще власти наконец доберутся до этих мест — таким, как я, путь сюда будет заказан.

Встретив единомышленника и наслаждаясь чудесной прогулкой с привкусом меланхолии, время года было выбрано моим книжным попутчиком на мой вкус не очень уютное, начало марта, я и не заметила, как он приметил какую-то постройку ветхую. Вот в этот момент гулять мне стало не прикольно, я отдалилась от героя, отменив эффект присутствия, и стала читателем, который наблюдает, что же будет делать персонаж. А он решил навестить обитателя ветхого жилья, чья социальная принадлежность не вызывала никаких вопросов - человек без определенного места жительства. Хозяина он не встретил, но покормил крысу, решив, что эта животинка не просто так тут живёт и ведет себя как хозяин.

А дальше началось странное. Во-первых этот парень зачем-то поперся на лёд, где всё пошло по закономерному сценарию. До момента, пока не вмешался то ли случай, то ли волшебство... Кто его знает, кто кем является на изнанке парадного вида городов. Но одно однозначно работает в любом из миров - закон бумеранга, или "что посеешь, то и пожнешь", если по-нашему.

Снова у Дашкевича понравился его легкий слог, нотки юмора и то, как создана атмосфера. И его вера в лучшее в людях. И не только в людях.

А загадка "Крысиного короля" до сих пор вспоминается. Наяву ли было или разум героя бредил после пережитого шока? Да или нет в плане сложностей семейной жизни даже у жителей изнанки? Вот такой магрелизм я люблю, где грань тонка и всё прозрачно, всё видно, а не туманно расписано витиеватыми фразами и сплошными образами, а вот выводы могут быть разные, и итоговая картинка сложится по-разному может.

"Тануки"

Ну и к историческому. История Большого дурака из Овари и Тануки из рода Мацудайра.

Большой дурак из Овари и Тануки. Сын сильного самурая, постоянно участвующего в междоусобных войнах, и похищенный заложник. Ода Нобунага и Иэясу Токугава. Тот, кто начал великое дело, и тот, кто его закончил.

В этом небольшом рассказе Дашкевич обращается к концу эпохи Сэнгоку и началу эпохи Эдо, описывая странную дружбу, возникшую между двумя мальчиками. Помимо того, что один был из рода правителей южных земель провинции Овари, а второй - всего лишь заложником его отца, у них ещё была солидная для детской дружбы разница в возрасте. Но не зря Ода дураком звался. Впрочем, когда старшему было четырнадцать, а младшему шесть, имена у них были иные. Сабуро и Такэтиё.

Рассказ строится как набор зарисовок, показывающих разные сцены, демонстрирующие то, как развивалась эта дружба, сохранившаяся на протяжении всей жизни. Начинается с эпизода в монастыре Мансёдзи в городе Нагоя, куда маленький заложник был заточен Ода Нобухидой. Сабуро дразнит мальчишку и тот, конечно, ведется, принимая "бой", а после проигрыша заявляет, что никогда Мацудайра не будут служить семье Ода. Казалось бы, что кроме ненависти на данной почве вырасти ничего не могло, но теплое отношение старшего к младшему, отношение как к равному дело своё сделали. И ни насмешки, ни начальное недоверие маленького Тануки, ни гнев и разочарование отца в своём сыне не смогли разрушить возникшую дружбу.

И годы не смогли. И служба у Ёсимото. Только последнее донесение, после которого пришлось подождать ещё немного, чтобы завершить начатое Большим дураком из Овари.

Дашкевич сделал упор на детские воспоминания, остальное пронесется быстрее. Но сцены из общего детства двух легендарных самураев самые трогательные. И так вполне могло бы быть. А ещё чувствуется вовлеченность автора в тему, в историю Японии, в судьбы личностей, что её творили. В целом рассказ понравился, но рваность текста немного подпортила впечатление. Не зная биографию главных героев можно не понять до конца некоторые моменты. И всё же рассказ вошёл в число любимых.

"Маяк"

Обложка взята с автор.тудей автора - https://author.today/work/4114
Обложка взята с автор.тудей автора - https://author.today/work/4114

Мистическая история, которая может быть вовсе не мистика.

Из всех прочитанных рассказов в моём личном "марафоне" чтения малой прозы Дашкевича этот мне понравился больше всех. Вечная тема автора - отношения враг-друг, его стремление показать, как важно не отрицать чужие культуру и традиции, а попытаться понять их, лично мне очень близки. Понять, это не значит принять для себя и проникнуться, как многие считают. Но понимание и принятие права на существование иного, совсем не похожего на привычное, даже чуждого, могло бы сильно изменить мир.

Самоубийство у нас считается грехом, но в Японии совсем наоборот, и традиция ритуального самоубийства связана не только с обычаями и обетами, это нечто большее. В этом рассказе Виктор Дашкевич показывает существование кармической связи. Его история происходит в начале осени 1905 года, но корни её уводят в далекое прошлое, а ведут из будущего...

Франция, эмигранты из России собрались в гостях у Григория Ланского, какой-то праздник, идёт игра в фанты. И вот дочка хозяина загадывает Виктору Одоевскому рассказать мистическую историю. Не сказку, а самую настоящую мистику, чтобы аж мурашки по коже. Тогда, бывший офицер армии Его Императорского Величества, берёт слово и вспоминает историю, случившуюся после русско-японской войны, когда он служил комендантом лагеря военнопленных на Русском острове. Работа не пыльная, японцы ведут себя спокойно, бунтов и драк не устраивают. Тишь да благодать. И всё было бы чудесно, но Виктору его невеста Машенька по какой-то причине возвращает обручальное кольцо. Одоевский находится в смятении чувств, не знает, что ему делать и очень болезненно воспринимает этот неожиданный разрыв. А тут ещё и форс-мажор - один из пленных требует у него аудиенции, на которой заявляет, что его хозяин погиб и он, как его преданный вассал должен совершить сэппуку, и просит предоставить ему место для обряда и острый нож. Естественно, русский комендант в шоке и категорически отвечает, что это варварство на вверенной ему территории не допустимо. Но японец не сдается и принимается морить себя голодом. Тогда Одоевский вызывает его на новый разговор.

Эта вторая беседа с господином Томайо Симидзу переворачивает представление Виктора о запрещенном ритуале дзюнси. И, несмотря на то, что объяснение японца сильно отдаёт мистикой, связанной не только с перерождением душ, а ещё и с каким-то "маяком", русский офицер почему-то верит. Несмотря на всё прочее:

- Вы нашу знаете историю знаете не хуже, чем наш язык.
- Достаточно знаю. В том числе и то, что эта дикость даже у вас была запрещена лет двести назад.
- Люди могут придумывать законы и отменять их. Разве это может изменить суть вещей?

В конце, поговорив откровенно и поняв друг друга, они уже беседуют как два приятеля. А перед тем, как расстаться, японец неожиданно затрагивает разрыв помолвки Одоевского с Машенькой...

О дальнейшем умолчу, скажу только, что на этом эпизоде история не заканчивается. Дашкевич не оставляет концовку открытой, несмотря на то, что она напрашивалась. Он пишет о том, что случилось через несколько лет, когда Виктор Одоевский стоял с российским гарнизоном в Нагасаки, служа переводчиком в штабе союзников. Это случилось на одном из судов, отходящих в Владивосток под защитой японского флага. Тогда он и узнал, чего стоит философия господина Симидзу и чем обернулось его решение, принятое на Русском острове пятнадцать лет назад. И я благодарна автору за его решение всё же показать результат. В концовке второго эпизода есть очень сильная, прямо-таки пробирающая сцена. И Верочка, выигравшая фант, получила именно то, что хотела. Да и люблю я закольцованные истории.

Классный на мой взгляд рассказ. Со всех сторон. Глубокий своей главной темой, цепляющий своей пронзительностью и трогающий тем, что человек всё же в состоянии понять другого человека. Законы придумывают люди, но суть вещей от этого не меняется. Мда...

Понравился слог автора, его описания природы Дальнего Востока, яркие сцены, которые встают перед глазами как наяву, когда вспоминаешь эпизоды из рассказа. Дашкевич писал это произведение в Санкт-Петербурге, куда переехал из Владивостока, и именно здесь, через текст рассказа здорово ощущается его ностальгия по родным местам.

"Подарок"

Рисунок создан мной с помощью нейросети "Кандинский".
Рисунок создан мной с помощью нейросети "Кандинский".

О том, как морская свинка может сыграть важную роль в истории.

Эта история является приквелом к рассказу "Маяк". Здесь господин Симидзу является совсем ещё мальчишкой. Правда, сам Виктор Дашкевич назвал это произведение фанфиком, но как по мне это вполне себе настоящий рассказ. Сюжет в нём может быть и не замысловат, зато итог, ммм, скажем так, долгоиграющий, так как маленькая морская свинка сыграла судьбоносную роль в жизни страны. Возможно.

Мы узнаем, кто был хозяином Томайо, и на чьей стороне он стоял в споре Токугава с Мэйдзи. А также встретим настоящую историческую личность - Киёкава Хатиро, сыгравшего значительную роль в череде заговоров против бакуфу, что потом ему аукнулось попытками устранить уже его самого. Причем представителями отряда Росигуми (отряд ронинов), который он сам сформировал и возглавлял. Но это уже долгая история, а всё, что нужно для понимания момента, описанного в рассказе, я уже написала. Чтобы эпичность понять. Чтобы аж проняло от того, что схватка Томайо за спасенную хозяином из ручья морскую свинку, которую он подарил своему юному вассалу и поручил заботится о ней, запустила паровоз истории по иным рельсам. Ведь настоящий хозяин животинки носил форму Росигуми и явно появился в деревне недалеко от Эдо не просто так.

Вот так вот съездил Томайо в Эдо. Вот таким вот образом образовалась зарубка на его танто. Вот настолько с малолетства он был верен своему сюзерену. А рассказ чудесный. Если отбросить все эти заморочки по поводу судьбоностности момента, то получилась милая зарисовка на тему спасения животных и настоящей преданности.

__________________

Вот и всё. Правда, остался у меня ещё "Летучий голландец" непрочитанным, но я его приберегу. А ещё в планах "Флаги над замками" - дилогия о попаданце Александре Одоевском, тоже альтернативная история, связанная с Японией.

Спасибо за внимание!