Вертолет предназначен для поиска, обнаружения и уничтожения подводных лодок, может использоваться для проведения поисково-спасательных операций. Необходимость создания такого рода вертолета объяснялась многими факторами. Главным из них стало оснащение военно-морских сил ведущих стран НАТО новейшими типами подводных лодок и боевых кораблей. Как следствие этого встала насущная необходимость вооружить ВМС СССР эффективным тактическим оружием противодействия. В качестве последнего был выбран хорошо себя зарекомендовавший вертолет Ми-8. Выбор в качестве боевой противолодочной машины именно вертолета неслучаен. Именно к такому решению подталкивал богатый отечественный и западный опыт вертолетостроения. К середине 1960-х годов уже существовали достаточно эффективные противолодочные вертолеты, такие как UH/SH-2 «Си Спрайт» фирмы «Каман», SH-3 «Си Кинг» фирмы «Сикорский Эйркрафт», SA.321 «Супер Фрелон» фирмы «Аэроспасьяль». В то же время, стоявший на вооружении ВМФ СССР вертолет Ка-25 не удовлетворял целому ряду требований. В первую очередь военные отмечали ограниченную возможность приводнения камовской машины, а также низкую грузоподъемность, не позволяющую разместить на борту весь комплекс противолодочного вооружения.
Инженеры КБ Миля с самого начала разработок легкого транспортно-десантного вертолета Ми-8 предусматривали создание противолодочной модификации. Тем более, что опыт такой уже был (речь идет о попытке оснащения противолодочным оборудованием многоцелевого вертолета Ми-4). Поэтому задание на разработку противолодочного вертолета-амфибии для конструкторов КБ Миля не стало неожиданностью.
При создании вертолета-амфибии Ми-14 были широко использованы узлы и агрегаты сухопутного многоцелевого вертолета Ми-8Т. Первый полет опытного образца вертолета с двумя двигателями ТВ2-117 состоялся в июле 1967 г. Всего было построено 3 опытных образца.
Ми-14 такой конструкции, налетавших более 600 ч. испытательных полетов. Испытания доказали перспективность основных идей инженеров КБ Миля.
В 1969 г. начались испытания вертолета с двигателями ТВЗ-117 мощностью по 1950 л.с., разработанными в ленинградском ОКБ С.П. Изотова специально для оснащения вертолета-амфибии. Всего было создано 3 опытных вертолета с такой силовой установкой, испытанных в течение последующих пяти лет (до1974 г.). Государственные испытания показали, что вертолеты Ми-14 отличает универсальность применения над водной и земной поверхностью, высокая техническая надежность и неприхотливость в обслуживании на земле и в воздухе. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 мая 1976 г. противолодочный вертолет-амфи- бия под обозначением Ми-14ПЛ был официально принят на вооружение ВМФ Советского Союза.
Серийный выпуск осуществлялся на авиазаводе в г. Казани до конца 1980-х годов. С 1973 по 1986 г. Казанским вертолетным заводом было выпущено 270 вертолетов Ми-14 различных модификаций. Около сотни из них было поставлено в Болгарию, Вьетнам, ГДР Кубу, Ливию, Польшу, Северную Корею, Сирию и Югославию.
Известны следующие модификации:
— МИ-14ПЛ — противолодочный ударный вертолет, основная модификация. В состав специального оборудования входят буксируемый магнитный обнаружитель АМП-60 и опускаемая гидроакустическая станция «Ока-2». Установленная на вертолете поисково-прицельная система «Кальмар» объединяет все пилотажное, навигационное и поисковое оборудование в единый противолодочный комплекс. В поисковом варианте вертолет этой модификации может нести в отсеке вооружения кассеты с радиоакустическими буями (36 типа РГБ-НМ или 12 типа РГБ-Н), а также сигнальные бомбы ОМАБ-25-12Д (для дневного применения)или ОМАБ-25-8Н (для ночного применения). В ударном варианте в отсеке вооружения подвешивается одна самонаводящаяся противолодочная торпеда АТ-1 или ракета-торпеда АПР-2. Вместо торпед могут быть подвешены 8 глубинных бомб ПАБ-250-120 или 12 глубинных бомб ПЛАБ-50-65. Вертолет может быть вооружен также глубинной бомбой с ядерным зарядом. Вертолеты МИ-14ПЛ в поисковом и ударном вариантах обычно действуют парой, при этом поисковый вертолет наводит на цель вертолет ударный. Наибольшую опасность для подводных лодок представляют атаки авиационными торпедами, так как в большинстве случаев торпеды после их приводнения обнаруживаются подводной лодкой с дистанции не более 1500 м. В результате для подводной лодки атака с воздуха всегда внезапна, в ходе ее ограничивается возможность уклонения и применения средств противодействия.
— Ми-14БТ — вертолет- тральщик. В задней части грузовой кабины имеется большой открывающийся внутрь люк для выдвижения стрелы буксирного устройства. К тросу этого устройства надводными кораблями присоединяются тралы различного типа, с помощью которых вертолет может сделать проходы в минных полях. Для обнаружения этих проходов вертолет сбрасывает сигнальные буи. Для управления процессом траления в задней части фюзеляжа имеются два окна, через которые оператор ведет наблюдение за работой тралов. При необходимости корректировки курса оператор связывается с летчиком через самолетное переговорное устройство. Противолодочное вооружение на вертолете не установлено.
— Ми-14ПС — поисково- спасательный вертолет, оборудован прожекторами и спасательной лебедкой ЛПГ-300 для подъема потерпевших аварию на борт. В грузовой кабине смонтированы 10 откидных кресел. Вертолет может доставить на место аварии 10 спасательных плотов, на каждом из которых могут разместиться 20 человек. В случае необходимости возможна буксировка плотов вертолетом.
— Ми-14ПГ — разработанная в рамках конверсии модификация выводимых из состава вооруженных сил вертолетов-амфибий в гражданские варианты. Вертолет оборудован дополнительным откидным трапом в хвостовой части фюзеляжа и четырьмя аварийными люками.
Пассажирская кабина укомплектована 24 легкосъемными пассажирскими креслами, системой кондиционирования воздуха и обогрева, а также биотуалетом.
— Ми-14ПЖ — вертолет для борьбы с пожарами. В грузовой кабине установлен бак емкостью 4000 л. Подвесная система заправки позволяет вертолету в режиме висения над любым водным источником глубиной до 0,3 м заполнить пожарный бак в течение 1,5—2 мин. Время сброса воды в ударном варианте — не более 3 с, в управляемом — 15 с.
Над грузовой кабиной находится силовая установка, состоящая из двух газотурбинных двигателей ТВЗ-117. Благодаря удачной конструкции двигателей и планетарного трехступенчатого редуктора ВР-14 аналогичная силовая установка применяется и на новейших модификациях Ми-8 и Ми-17. Мощность двигателей достаточна для продолжения горизонтального полета в течение одного часа в случае отказа одного из двигателей. Вертолет оборудован также вспомогательной силовой установкой АИ-9В. Запас топлива составляет 3795 л, в грузовой кабине может быть установлен дополнительный топливный бак емкостью 500 л.
Несущий винт вертолета состоит из втулки и пяти лопастей. Лопасти цельно-металлической конструкции имеют визуальную систему сигнализации повреждения лонжерона и электротепловое противообледенительное устройство. Рулевой винт — толкающий, изменяемого в полете шага, состоит из втулки карданного типа и трех цельнометаллических лопастей, снабженных электротепловым противообледенительным устройством.
Кроме несущего и рулевого винтов, противообледенительная система вертолета защищает от обледенения также передние стекла кабины экипажа и воздухозаборники двигателей.
Ми-14 имеет примерно такое же пилотажное и навигационное оборудование, как и Ми-8: автопилот, доплеровский измеритель скорости и сноса, радиовысотомер, радиокомпасы, КВ и УКВ радиостанции, системы автоматического управления. В дополнение к этому оборудованию на Ми-14 установлена поисковая РЛС И-12М. Состав специального оборудования определяется назначением той или иной модификации вертолета.
В связи с тем, что вертолет предназначен для действий над большими водными пространствами, нижней части фюзеляжа придана форма лодки, по бокам фюзеляжа установлены надувные баллонеты, а вновь разработанное четырехопорное шасси полностью убирается в фюзеляж. Благодаря этим конструктивным решениям Ми-14 может садиться и взлетать с воды, сохранять устойчивое положение при волнении 3—4 балла и глиссировать со скоростью до 60 км/ч. На этом вертолете впервые в мировой истории выполнена посадка на водную поверхность в режиме авторотации с выключенными двигателями.
В передней части фюзеляжа находится кабина летчиков, под которой в радиопрозрачном обтекателе размещена поисковая РЛС. За кабиной летчиков расположена грузовая кабина, которая в противолодочном варианте вертолета используется для размещения гидроакустической и другой специальной аппаратуры и обслуживающего ее персонала, а в поисково-спасательном варианте вертолета здесь устанавливаются откидные кресла и узлы крепления носилок. Под грузовой кабиной находятся топливные баки и отсек вооружения. В задней части грузовой кабины находятся топливный бак, магнитометр и лебедка магнитометра и гидроакустической станции.
Понравилась статья – поставьте лайк.