Где «Каин XVIII» (1963) и «Старая-старая сказка» (1968), там и «Тень» (1971) - философская сказка Евгения Шварца, экранизированная великой сказочницей Надеждой Кошеверовой. У неё получилась своеобразная трилогия о Добре и Зле, и финальный аккорд вышел самым сильным, ибо «Тень» — это о нашем подсознании. О том, что в каждом человеке есть теневая сторона, а уж когда она выходит из-под контроля... На первый взгляд, учёный Христиан-Теодор – сугубо положительный герой, тогда как Теодор-Христиан – воплощённая злая воля. Но всё это – части одного и того же персонажа. Всё то мерзкое, что мы увидели у Тени, забравшейся к вершинам трона, теплилось в закоулках разума у доброго учёного. Это же его вечный спутник, а, стало быть, вариант его личности. Одни говорят, что Тень выходит на первый план в экстремальных ситуациях, другие – когда проверкой становятся большие деньги, третьи полагают, что Тень расцветает, если появляется власть. Собственно, воля к власти – это и есть основной инстинкт хомо-сап