Статья не развлечений ради, а думанья для. Серьёзная и занудная.
Часть первая из трёх.
"Что вверху то и внизу" как говаривал наш общий знакомый. Он был очень умён и поэтому назывался Тутанхамон.
Обычно мы знаем один из основных методов, которому нас учили думать: "дедукция - индукция" от общего к частному от частного к общему.
Плюс ещё Аристотель со своей
непротиворечивой причинно-следственной Логикой. И всё.
Этим наш набор методов мышления и ограничивался.
Небольшая ремарка.
Кстати, о логике Аристотеля.
Мы зачастую неправильно ее трактуем.
Думаем, что убрав противоречия мы получим правильное решение. Это не верный посыл. Нужно понять, что она была создана не для решения противоречий, а для того чтобы познавать Мир. Познать Сущность мира, на основе противопоставления понятий. И на максимальном противопоставлении ярче выявляется суть. Поэтому , вывод: Противоречия не нужно устранять. Акцент должен стоять на том, чтобы с помощью противопонятий выявлять суть явлений.
Далее, вкратце, расскажем о других методах мышления, которые могут Вам пригодиться.
Думаю, что Вы их знаете, и использовали, поэтому здесь привожу их лишь напоминания для.
Модели для мыслительных процессов.
Коротко основные методы мышления.
Методы:
- Образный.
- Аналогия.
- Эталон.
- Дедукции и индукции
- Системный
1. Образный. Суть которого - наше внимание обращено на образ, действительный или вымышленный.
В результате такого обращения внимания появляются мысли, набор мыслей, соответствующий образу. Источником мыслей является образ. Мысли как лучи из центра образа. Их много, они неупорядочены, и хаотичны. Их нужно организовывать по каким-либо своим понятным критериям, группам, классам.
Особенность .
Каждый образ "генерирует" (источает) свой набор мыслей. Каждому образу соответствует свой набор мыслей.
Для того, чтобы использовать этот метод необходимо выработать в себе навык - внимать.
Внимать, впускать, отождествляться с образом. Который может находится в окружающей действительности по горизонтали или в "духовном" пространстве , по вертикали.
2. Аналогия. Для размышления используется некий аналог уже известного принципа, модели или системы.
Здесь перечислю кратко. Подробнее о моделях во второй части
Суть - форма
Содержание - форма
Hard - Soft
Модель ISO
Эмердженность
Частота - Спектр.
Гаус Норм Распред
Голограмма
3. Эталон.
Суть - Сравнение САР.
Система автоматического регулирования для достижения поставленной цели.
Входная информация, на входе в систему, сравнивается с эталоном, по отклонению ,
делаются выводы, корректируется состояние системы.
Пример .
Глазом видим событие, которое ожидали, понимаем, что оно не то что планировали , расстраиваемся, поворачиваем и идем обратно , домой, к маме или в бар пить пиво.
Ещё пример. Поставлена задача. Не решается. Начинаем копить знания по этому вопросу пока количество не превысит порог решения и мозг позволит принять нужное решение.
4. Дедукция и индукция
Сверху вниз. Сверху должна быть и понятна идея. Снизу вверх нужен известный интегратор. Любой. Какой понравится. Но чтобы сходился к идее наверху. Сложная тема. Смотрим здесь.
5. Системный.
Сборка понятий по определённым критериям и уровням.
Внимание может быть направлено на
Объект Связь Идею.
В таком случае говорят о складе ума
Объектный,
системный,
идейный(философский)
Объект
Объекты группируем по свойствам, качествам, характеристикам. В основном они рассматриваются по "горизонтали" в окружающей действительности. Рассматриваются как отдельные и независимые явления и события. Рассматриваются без влияния друг на друга, как обособленные в пространстве и времени. Здесь и сейчас. Присуще клиповому мышлению.
Связь. Определяем функциональность. Зависимость с другими объектами. Она важнее, существеннее, чем сам объект. Связь - это соотношение, которое позволяет выявить новые свойства объекта.
Думаем функциями, а не объектами. Функциональностями.
Время при таком взгляде, осознаётся, представляется непрерывным , а не дискретным, как в случае с объектным мышление. Связи между объектами "работают" как отношения и выявляют их свойства в новых контекстах.
Этому методу тоже можно научиться очень просто: переместив взгляд с объекта на его функции или действия. Откуда, пришел, куда пойдет, что из этого последует.
Обратить внимание на связь объекта со временем : было, есть, будет.
Идея. Думаем идеями. Это запредельная способность. Доступна только Сократу, Платону и Аристотелю.
Ну так же Канту, Гегелю и прочим уважаемым и почитаемым умам запада и востока. А также гурам,сансэям и бодхисаттвам.
На этом , пока пожалуй , достаточно на первый беглый взгляд.
В общем и конкретном случае вовсе нет необходимости иметь в сознании множество моделей. Достаточно двух - трех, чтобы ориентироваться в "пространстве".
Во второй части подробнее рассмотрим Модели-Аналоги, которые можно использовать в этих методах.
PS, Важное примечание.
Вы должны понимать, что дело вовсе не в том какие методы или модели есть и можно использовать для нашего процесса размышления.
И сколько их и как они называются, близки ли они к "правильной " научной классификации или имеют сугубо личностное изобретение.
Это не имеет никакого значения, потому что это все ментальные конструкции позволяющие неким образом организовывать своё хаотичное мышление и направлять его в нужную сторону, в зависимости от Вашей предрасположенности, своих целей, свойств и качеств.
Единственное условие применения всех накопленных Вами знаний, умений и навыков - они должны быть использованы и применены во Благо себе и людям. Такое условие для созидательной стороны.
Вы,конечно, как свободный человек, можете выбрать и другую сторону - разрушительную. Но это уже будет Ваш выбор и Ваша ответственность за свой выбор.
"Так что, слон, выбирай"