Найти тему
Школа Вокала.

Тонкости вокальной нюансировки. Работа над правильным применением нюансов.Исполнение "piano" на крепкой опоре дыхания.

Ирина Архипова-советская и российская оперная и камерная певица (меццо-сопрано), педагог, общественный деятель, профессор Московской консерватории, солистка Большого театра, сказала:

Надо сказать, что юноша или девушка, решившие стать оперными певцами, выбрали нелегкий путь.
Им предстоит всю свою жизнь подчинить строгому режиму и постоянной непрекращающейся работе над совершенствованием своего голоса, над разучиванием и исполнением все новых и новых произведений из богатейшего наследия отечественной и зарубежной классики, над созданием музыкально-сценического образа.

Можно сказать, что все вокалисты занимаются этим на пути вокального исполнительства просто в разной степени нагрузки. Солист Большого загружен по полной и испытывает огромные психологические и физические нагрузки.

Могу сослаться на пример из собственного опыта: за один спектакль «Кармен» я, как правило, теряю два килограмма веса; тоже самое относится и к другим солистам - исполнителям ведущих партий.
Ирина Архипова.

А для тех, кто поет для себя или выступает на малых сценах, происходит тоже самое, только в меньших масштабах и ответственности, а работа та же:

  • постоянное совершенствование своего голоса,
  • разучивание и исполнение все новых и новых произведений,
  • созданием музыкально-сценического образа.

И на том, и на другом уровне происходит одно и то же, в смысле удовлетворения своим исполнением того или иного произведения в тот или иной день.

Это прям крест вокалиста.

Механизм голосового аппарата у вас может быть выстроен идеально, но любое психологическое событие может повлиять на голос так, что вы вроде бы все делаете ,как всегда, а голос не звучит, как -то не идет, долго распеваетесь и тяжко как -то.

Вообще одинаково никогда не звучит, всегда по-другому. Не кардинально, конечно, но с новыми оттенками, нюансами, эмоциями.

Нюа́нс- оттенок, небольшое различие, едва заметный переход в значении слов, речевой интонации, звуках, красках и т. п.

Термин широко употребляется в музыке , где под ним понимаются как динамические оттенки, так и оттенки характера звучания.

Совокупность нюансов, применяемых в исполнении музыкального произведения, называется нюансировкой.

Тонкости вокальной нюансировки.

Оттенки обычно указываются автором при создании произведения, однако в процессе исполнения могут по-разному реализовываться исполнителями, чем в значительной степени и определяется своеобразие индивидуальных интерпретаций.

Например, сегодня вы поете как всегда, выделяя одни и те же слова и ставя одни и те же акценты, соблюдая нюансы автора, а в другой раз по настроению или вдруг уловив свой смысл, вдруг выделили другое слово и прозвучало по-другому, сместили акцент и придали другой смысл фразе.

Одно дело- уметь проанализировать сочинение, понять его внутреннюю сущность, раскрыть в своем исполнении, вложенное в него автором содержание, а другое -добавить свои оттенки.

Это работа над правильным применением нюансов.

Нюансы помогают раскрыть внутреннее художественное содержание сочинения и дать ему должное выражение. Гибкость и разнообразие приемов нюансировки предоставляет широкий простор высокому мастерству и вдохновению. Однако в этом разнообразии таятся и большие опасности: в применении нюансов нередко встречаются всякого рода произвольные толкования.

Раньше за вольные толкования в классических произведениях строго спрашивали. А теперь все более спокойно стало.

Но, если рассматривать нюансы, как отражением движения мыслей и чувств, тогда это должно быть созвучно и автору произведения и исполнителю этого произведения.

Каждая песня у каждого исполнителя прозвучит по-разному, ведь он вкладывает и свое понимание этого, добавляет своими смыслами.

Поэтому надо учитывать все нюансы -и автора и исполнителя. И допускать творческую свободу в этом процессе.

Исполнение "piano" на крепкой опоре дыхания.

Например, есть пиано, а есть 50 оттенков пиано. Есть форте, но в каждой песне своя степень форте. И все динамические оттенки сочетаются с музыкой, с содержанием текста, со сменой эмоционально-психологического состояния.

Достижение выразительного звучания в нюансе piano требует большого мастерства. Об этом в статье:

Ариана Гранде
Ариана Гранде

Исполнение piano может производиться двумя способами:

1.soutenu(сохраняя тембр),

2.demi-teinte (полутень),исполняемое расслабленными голосовыми связками, т.е. «снятое с дыхания».

Есть способ исполнения piano, заключающийся в том, что этот нюанс используется по тому же принципу, что и forte, то есть ослабление звука и уменьшение напора воздуха производится на опоре дыхания при интенсивном смыкании голосовых связок. При этом голос на piano сохраняет в значительной степени свой тембр.

В каждом piano должны быть заложены элементы forte, т.е. большая насыщенность и активность дыхания, которое даст звучащее, опорное piano и предохранит от бездыханного напевания. И это большая трудность-исполнять piano на крепкой опоре дыхания.

Излишняя мышечная расслабленность, как и мышечное перенапряжение, не дает достичь полноценной рабочей звучности голоса при динамической нюансировке.

Исполнение piano требует совершенно спокойного положения гортани, свободного и ясного произнесения гласного, небольшого набора воздуха при вдохе и плавной подачи его к связкам при выдохе, без толчков и нарушения инерции дыхательных движений. Дикция при нюансах piano, особенно в медленных темпах, должна быть очень ясной, смягченной, согласные осторожно подчеркнуты, гласные идеально акустически выстроены.

Упражнения для выработки piano полезно строить на контрастном использовании вначале forte, а затем piano. Полезно пение гамм и арпеджио, чередуя piano и forte, где хорошо тренируется равномерный выдох. Целесообразно упражнение имитирующее эхо. Начиная с коротких упражнений, можно их доводить до длинных фраз.

Упражнения:

Выполнение нюансов crescendo и diminuendo осуществляется при наличии технического навыка управления силой и скоростью выдоха.

Crescendo - это стремление звучания достичь своего центра. Чтобы добиться постепенного crescendo, надо, «включив звук на легчайшем pianissimo, постепенно ускорять выдох, увеличивая его силу и плотность атаки.

Diminuendo делается путем замедления выдоха и уменьшения его силы, причем звук надо постепенно затемнять и уводить назад и вверх в голову.

Crescendo и diminuendo становятся оттенками только благодаря смене порывов и настроений. Эти динамические оттенки могут производиться в самом разнообразном диапазоне громкостей.

Добиться динамической гибкости можно только путем систематической и длительной тренировки.

Статья по теме: