Найти тему
Мотосалон Millennium

Мотоциклетный спорт в СССР: какие дисциплины были популярны в Союзе

Оглавление

Мотоспорт и автомобильные гонки были актуальны еще во времена Российской Империи. Тогда все транспортные средства с ДВС было принято называть моторами. Отечественные байки еще не выпускали, это не помешало соревноваться на импортных моделях. Первая мировая война и Октябрьская революция притормозила развитие индустрии и гонок, новую жизнь мотоспорт получил уже в СССР.

Гонщики на мотокроссе
Гонщики на мотокроссе

Во многом мотоциклетная промышленность обязана Василию, сыну Иосифа Сталина. Он был ярым фанатом гонок Эндуро. По его приказу в Стране Советов разрабатывались скоростные машины и организовывались соревнования.

Советский мотокросс

Одна из главных мотоспортивных дисциплин того времени. Его официальное признание состоялось впервые на спартакиаде в 1928 году. Это событие – важнейший этап, так как впервые в стране была проведена мотогонка-эндуро на 100-километровой дистанции.

Позднее, в 1936 г. в Украине прошло первенство СССР по мотокроссу, а в 1957 г. состоялись состязания в Расторгуево. Они проходили на треке длиной 1,3 км и состояли из трех заездов, каждый из которых включал 10 круговых отрезков.

В 1954 году впервые в Союзе были организованы соревнования, которые проходили в течение двух дней в Московской области. В них участвовали гонщики из Чехословакии, Польши, Германии (ГДР) и Советского Союза. Впоследствии подобные международные мероприятия стали ежегодным явлением в СССР.

Мотомногоборье – советские гонки Эндуро

В СССР зарубежное и непонятное слово «Эндуро» заменили более привычным «Мотомногоборье». Заезды эндуро на советских мотоциклах по пересеченной местности проводили в Украине, России и на Кавказе. Первый чемпионат СССР по международному регламенту провели в 1956 году.

ИЖ-1 гоночный
ИЖ-1 гоночный

Пообщавшись с иностранными коллегами и переняв опыт, организаторы соревнований адаптировали многодневный формат мотогонок-эндуро. Состязания длились 6, 3 или 1 день. Организовывалось прохождение участков два раза: в первый туда, на следующий — обратно. Кроме того, мотоциклистам предлагали поучаствовать в дополнительных дисциплинах:

● в классическом вождении, где оценивалось мастерство владения машиной на труднопроходимых отрезках без временного зачета;

● на кроссовых мотоциклах, где итоги оценивались по времени, затраченному на преодоление трека (линейного или кольцевого);

● в подъеме в гору, где участники боролись друг с другом на участках различной протяженности и разным углом наклона;

● в разгоне-торможении, где гонщики старались как можно быстрее преодолеть зачетный промежуток и остановить железного коня в нормативной зоне длиной до двух метров.

Организаторы внедрили и сугубо военизированные состязания. Кроме мастерства вождения, спортсмены соревновались в метании гранат и стрельбе.

Многоборье в 1970/80 годах собирало более 300 представителей из стран Варшавского договора. Спортсмены из Советов приглашались на престижные международные мотогонки, в том числе выступали на ралли Дакар.

ШКМГ – шоссейно-кольцевые гонки

В 1946 году в Эстонии состоялся дебютный чемпионат Союза на трассе «Пирита-Косе-Клоостриметса», которая единственная подходила для подобных мероприятий. Однако мотогонки на ипподромах проводились и ранее с использованием иностранной техники, а позднее – на серийных байках типа «советского Минска», подготовленных энтузиастами.

В 1956 году в Ленинграде состоялось открытие «Невского Кольца» – кольцевой трассы, где впервые прошли состязания Всесоюзного первенства по мотоциклетным гонкам. В середине 1960-х руководство ЦК КПСС приняло решение участвовать в интернациональных шоссейно-кольцевых чемпионатах для демонстрации спортивно-технического потенциала государства. Для этой цели были выделены средства на проектирование и выпуск гоночного советского мотоцикла «Восток».

Советский гоночный мотоцикл Восток СКУ-5
Советский гоночный мотоцикл Восток СКУ-5

Он оснащался четырехцилиндровым ДВС с двумя верхними распределительными валами, приводимыми шестернями конической формы. Трансмиссия состояла из шестиступенчатой коробки передач, сцепление было сухим и многодисковым.

Печальные итоги

Технические виды спорта в СССР и за рубежом развивались, приобретали новых фанатов, транспортные средства становились доступнее, быстрее и мощнее. Купить же советский мотоцикл, который можно использовать для гонок становилось все более проблематично.

Мотоспортивная отрасль не была приоритетной у партии, поэтому плавно приходила в упадок вплоть до распада государства. Из-за недостатка финансирования и, как результат, невозможности проведения дальнейших разработок, мотоциклетный спорт в Стране Советов остался на уровне соревнований в государствах Варшавского договора.

Восстановить соревновательную деятельность мотоэнтузиастам удалось только в начале нулевых. Хотя многие модели советских мотоциклов в настоящее время не выпускаются, купить новый (после длительной консервации) байк можно в интернет-магазинах.